Ульяновская область комплексно подходит к управлению средствами на едином счете бюджета. Минфин региона реализует ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса в условиях значительных кассовых разрывов, вызванных в том числе введением единого налогового платежа. Возможно, наши подходы будут интересны и полезны коллегам из других регионов.
Наталья Геннадьевна Брюханова, министр финансов Ульяновской области
Привлечение остатков
Министерство финансов Ульяновской области в рамках управления средствами на едином счете бюджета активно использует механизм привлечения остатков с различных казначейских счетов. Для работы в этом направлении в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса было издано постановление Правительства Ульяновской области от 12 ноября 2020 года №
Нашим источником с 2014 года являются казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами областных государственных бюджетных и автономных учреждений. Процент лицевых счетов в финансовом органе и территориальном органе Федерального казначейства составляет 90% (71 и 20% соответственно) и только 9% — расчетные счета в кредитных организациях. Оборот привлеченных средств в 2023 году составил 22,5 миллиарда рублей, в 2024 году — 31,5 миллиарда рублей.
Также с 2021 года мы используем казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета — неучастников бюджетного процесса. В закон об областном бюджете Ульяновской области была добавлена норма о перечислении субсидий[1] из регионального бюджета на казначейский счет, открытый Минфину в УФК по Ульяновской области. Соответственно, данное условие было включено в порядки предоставления субсидий юридическим лицам на лицевые счета, открытые в финансовом органе (41 лицевой счет). Оборот привлеченных средств составил в 2023 году 1,6 миллиарда рублей, в 2024 году — 1,8 миллиарда рублей.
С 2022 года мы привлекаем остатки с казначейского счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета. Я имею в виду средства, перечисляемые для обеспечения заявки на участие в конкурсных процедурах и выплаты пенсионерам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания. Оборот привлеченных средств составил 0,3 миллиарда рублей как в
Отдельно хочу остановиться на привлечениях с казначейского счета средств для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения. Данный процесс не урегулирован до конца технологически, однако тесное и плодотворное взаимодействие с территориальным органом федерального казначейства позволило нам с 2023 года найти механизм с использованием предоставления платежного поручения на бумажном носителе. В настоящее время тестируется вариант получения и направления информации в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в ГИИС «Электронный бюджет». Оборот привлеченных средств составил в 2023 году 4,9 миллиарда рублей, в 2024 году — 2,5 миллиарда рублей.
И наконец, также с 2023 года мы привлекаем остатки с единого счета бюджета территориального фонда медицинского страхования. Оборот привлеченных средств составил в 2023 году 14,3 миллиарда рублей, в 2024 году — 24,3 миллиарда рублей. Необходимо отметить, что эффективному процессу привлечения средств способствует тесное взаимодействие с территориальным фондом медицинского страхования Ульяновской области.
Такой подход позволяет нам избегать привлечения коммерческих кредитов в течение финансового года. Благодаря ему регион смог сократить расходы на обслуживание государственного долга более чем на 400 миллионов рублей только в 2024 году. Кроме того, аккумулирование остатков средств на едином счете бюджета позволило получить доходы от размещения Федеральным казначейством временно свободных средств единого казначейского счета в сумме 103,3 миллиона рублей за 2023 год и в сумме 523,5 миллиона рублей за 2024 год.
Для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, в случае если привлекаемых остатков средств на казначейских счетах недостаточно, мы в полном объеме используем возобновляемые кредитные линии и казначейские кредиты. Эти инструменты позволили не допустить роста расходов на обслуживание государственного долга на 426 миллионов рублей в 2023 году и на 321,8 миллиона рублей в 2024 году. К сожалению, мы как субъект получаем только четверть от расчетного лимита бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. В полном объеме он помог бы еще более существенно сэкономить средства.
Предельные сроки
При планировании и осуществлении платежей мы ориентируемся на предельные сроки оплаты контрактов в соответствии с правилами, установленными 44‑ФЗ. При формировании заявки на оплату расходов в обязательном порядке заполняем поле «Предельный срок оплаты по 44‑ФЗ», в котором указываем необходимый срок исполнения платежа (в случае загрузки данных с ЕИС это происходит автоматически). В соглашениях на перечисление межбюджетных трансфертов предусмотрено, что оплата осуществляется на основании представленных получателем заявок с указанием предельных сроков исполнения. На них мы ориентируемся при осуществлении финансирования расходов. Наличие информации о сроках, использование графиков перечисления позволяют более качественно планировать привлечение как остатков средств на казначейских счетах, так и заемных ресурсов для оплаты государственных контрактов без нарушения сроков оплаты, установленных законодательством.
Также мы изменили порядок составления и ведения кассового плана. В качестве меры, обеспечивающей его сбалансированность, Минфин региона ввел механизм предельных объемов финансирования для главных распорядителей средств областного бюджета, использование которого позволило повысить качество планирования кассовых расходов ГРБС. Кассовый план составляется на год с помесячной разбивкой, а также ежедневный на текущий месяц в рамках предельных объемов финансирования.
Несмотря на то что остаток единого счета бюджета в ходе исполнения имеет отрицательную величину, указанные меры позволили нам повысить ликвидность единого счета областного бюджета, минимизировать кассовые разрывы и своевременно осуществлять финансирование всех платежей в соответствии с установленными сроками.
[1] Предоставляются юридическим лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг или иных затрат (за исключением грантов в форме субсидий).