Версия для печати 99 Материалы по теме
Финансовый контроль в Минфине Якутии

Якутия — очень большой и очень сложный с точки зрения организации эффективного финансового контроля регион. Север, многие населенные пункты не имеют даже круглогодичного наземного сообщения. И тем не менее Минфин республики не только справляется со своими контрольными функциями, но и может стать примером для многих субъектов РФ. За последние пять лет ведомство восстановило в доход бюджета республики около 1,5 миллиарда рублей, внедряет новые подходы к контролю и ведет цифровизацию процессов. Развитие финансового контроля мы обсудили с и. о. министра финансов Республики Саха (Якутия) Иваном Ивановичем Алексеевым.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Эффективный контроль»

— Иван Иванович, как вы оцениваете работу вашего контрольного подразделения?

— Я очень доволен результатами работы сотрудников и уверен, что победа, которую они одержали в конкурсе журнала «Финконтроль», по-настоящему заслуженная. Структурное подразделение во главе с курирующим заместителем Варварой Петровной Ивановой — это состоявшийся высокопрофессиональный коллектив, способный ответственно и эффективно решать задачи любой сложности. Наши сотрудники добросовестно исполняют свою работу, иногда без сна и покоя, месяцами не встречаясь со своими близкими и родными.

Если посмотреть на результат их работы в прошлом году, то в рамках исполнения полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок было проведено более 600 контрольных мероприятий (КМ), в том числе 200 внеплановых КМ. В 2024 году КМ охватили такие социально значимые отрасли, как «Образование», «Здравоохранение», «Сельское хозяйство», «Строительство», «Социальная политика», «Физическая культура и спорт». Проведены проверки по администрированию доходов, внеплановые проверки в отрасли «Туризм» и по оплате труда.

Хочу отметить, что у нас значительно возросло количество внеплановых КМ на основании обращений органов прокуратуры, правоохранительных и иных органов. Кроме того, увеличилось количество поступающих в Минфин для рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных органами прокуратуры.

По итогам КМ мы принимаем все необходимые меры реагирования. Если объекты проверок не согласны с нашими выводами, они могут подать в суд. Однако практически все судебные дела мы выигрываем благодаря твердой позиции контролеров, которые сами принимают участие в судебных заседаниях.

— Насколько важной вы считаете работу по предупреждению нарушений?

— Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Сергеевич Николаев обозначил работу по предупреждению и профилактике нарушений первоочередной задачей. И весь коллектив Минфина полностью разделяет его позицию. Мы на постоянной основе ведем работу по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок, оказываем консультативную помощь главным распорядителям бюджетных средств, государственным и муниципальным заказчикам, органам внутреннего муниципального финансового контроля и организациям — объектам контроля.

Мы работаем в тесном взаимодействии со всеми органами контроля, в том числе для синхронизации планов контрольных мероприятий. В наших семинарах принимают участие представители регионального Управления Федерального казначейства, Управления ФАС и Счетной палаты Якутии. Мы, в свою очередь, принимаем участие в мероприятиях органов прокуратуры, делимся практическим опытом проведения КМ, выявления нарушений и осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Для предупреждения нарушений Минфин проводит ежеквартальные семинары для министерств и ведомств, муниципальных образований. Так как не все могут приехать в столицу республики, для охвата наибольшего количества участников министерство стало проводить выездные семинары. Они позволяют наиболее эффективно взаимодействовать с объектами контроля и государственными, муниципальными заказчиками, в том числе оперативно доводить информацию об изменениях в законодательстве. На семинаре, проведенном в этом году, были освещены вопросы усиления ответственности за административные правонарушения в сфере закупок.

Мы и дальше будем усиливать акцент на предупреждение и профилактику правонарушений, а следовательно, выходить за пределы устоявшихся методов последующего контроля и больше работать с контролем предварительным.

— Есть ли у вас наработки, которые вы могли бы отнести к лучшим практикам?

— Думаю, да. Хотя анализ внутреннего финансового аудита не входит в полномочия министерства как органа государственного финансового контроля, мы на постоянной основе отслеживаем его осуществление главными администраторами бюджетных средств. Для эффективного и рационального использования финансовых ресурсов в целом нужна прежде всего слаженная совместная работа всех участников бюджетного процесса. Внутренний финансовый аудит может значительно помочь эффективному и рациональному использованию финансовых ресурсов ГРБС и подведомственными им учреждениями, если проводить аудиторские мероприятия не для галочки.

Показатели внутреннего финансового аудита, рассматриваемые в рамках мониторинга качества финансового менеджмента наших ГРБС, к настоящему моменту стали более емкими и подробными. Например, показатель «Осуществление главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита» оценивается по пяти критериям: наличие уполномоченного субъекта внутреннего финансового аудита, наличие ведомственного (внутреннего) акта по обеспечению осуществления ВФА с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, наличие утвержденного плана аудиторских мероприятий, подтверждение фактов проведения аудиторских мероприятий, формирование предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента по итогам аудиторских мероприятий. По итогам оценки информация направляется в адрес председателя Правительства Республики Саха (Якутия), а также ГРБС с рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Кроме того, министерство осуществляет анализ информации об итогах ведомственного контроля за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок и внутреннего финансового аудита за расходованием бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных и федеральных проектов. Итоги анализа ежеквартально направляются для рассмотрения на заседании Координационного совещания по обеспечению правопорядка, созданного при главе региона.

— Расскажите о цифровизации работы контрольного подразделения Минфина.

— Цифровизация является неотъемлемой частью развития финансовой системы в целом, естественно, она затронула и контрольную деятельность. На сегодняшний день в нашем контрольном подразделении уже внедряются элементы таких новых методов, как анализ и наблюдение. Ревизоры перед выездными КМ для максимального охвата данных об объекте контроля и идентификации рисков нарушений используют данные из открытых источников, государственных, муниципальных и ведомственных информационных систем, изучают финансовое состояние объекта контроля, в том числе в программном комплексе «Смарт-бюджет».

Для проведения проверок соблюдения законодательства РФ о контрактной системе используется информация о региональных заказчиках из подсистемы «Риск-мониторинг» единой информационной системы, выявляющей риски и признаки нарушений в сфере закупок. Также мы начали использовать при планировании контрольных мероприятий информацию модуля «Риски» подсистемы управления национальными проектами ИАС «Ситуационный центр Главы Республики Саха (Якутия)».

Следует отметить, что республика одной из первых внедрила программный комплекс «Ревизор-СМАРТ», разработчиком которого является ООО «Кейсистемс». Эту программу мы используем уже более 20 лет. К настоящему моменту в ней создана большая база данных о контрольных мероприятиях.

Безусловно, новые методы необходимы, как перспективна и экспертно-аналитическая работа. При этом мы считаем, что традиционный последующий контроль с выездами на места нужно сохранить.

— В завершение нашего разговора хотелось бы вернуться непосредственно к ревизорам. Какую работу проводите для преемственности поколений?

— 32 процента наших ревизоров — это молодые специалисты, и опытные сотрудники во всем им помогают. Прежде всего используется наставничество. Кстати, в ноябре 2024 года заместитель руководителя первого отдела бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Анисия Ивановна Афанасьева была удостоена награды как лучший наставник на государственной гражданской службе 2024 года.

Наша молодежь не отстает от старших товарищей. В декабре 2024 года Союз финансистов России провел Двенадцатый Всероссийский конкурс «Финансовый старт». В конкурсе приняли участие молодые финансисты из многих регионов России. Тем не менее сотрудники Департамента бюджетно-финансового контроля Минфина Якутии Варвара Георгиевна Александрова и Олеся Юрьевна Рудницкая с темой проекта «Пути совершенствования механизмов контроля за расходованием бюджетных средств в целях повышения эффективности управления государственными (муниципальными) финансами. Автоматизация формирования документов по итогам контрольных мероприятий» смогли добиться успеха. Они стали победителями конкурса в номинации «Лучший молодой финансист».

И последнее, что я бы хотел отметить, с 2023 года мы запустили стажировки контролеров-ревизоров муниципальных образований. Специалисты МО получают практические знания и навыки работы, в том числе участвуя в КМ, проводимых ревизорами регионального Минфина. А для повышения финансовой грамотности, престижа и значимости профессии контролера-ревизора в период выездных контрольных мероприятий проводятся открытые уроки на тему «Профессия — ревизор» в общеобразовательных учреждениях. Думаю, что это наши уникальные региональные практики.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться