В условиях глобальных экономических вызовов внутренний государственный финансовый контроль (ВГФК) выступает не только как механизм обеспечения законности и целевого использования бюджетных средств, но и как инструмент достижения стратегических целей государства. Национальные цели определены указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309. Это развитие инноваций, поддержка высокотехнологичных отраслей и реализация национальных проектов. Как контроль бюджетных ассигнований, эффективности мер государственной поддержки и реализации национальных проектов и государственных программ способствует их достижению, рассмотрено в статье.
Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ
Контроль средств на развитие экономики
Контроль за бюджетными средствами, направляемыми на экономическое развитие — будь то инвестиции в инфраструктуру, поддержка ключевых отраслей или финансирование научных исследований, — является критически важным условием для достижения государственных целей. Эффективность государственной экономической политики напрямую зависит от того, насколько рационально и по назначению используются выделенные ресурсы. ВГФК обеспечивает проверку законности, целесообразности и результативности этих расходов. Он выступает барьером на пути нецелевого использования средств, предотвращает финансовые нарушения, коррупционные проявления и способствует повышению общей финансовой дисциплины и ответственности распорядителей бюджетных средств. Кроме того, целевое и эффективное расходование средств, выделяемых на экономическое развитие, обеспечение прозрачности их использования напрямую связано с поддержанием доверия общества к институтам власти. Значительные ресурсы, аккумулируемые в бюджете, должны принести реальную отдачу в виде современных инфраструктуры и производств, качественных рабочих мест и передовых технологий. ВГФК, обеспечивая проверку соответствия расходов заявленным целям и достигнутым результатам, демонстрирует ответственность государства перед обществом и способствует повышению прозрачности и подотчетности в сфере управления общественными финансами. Обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств особенно важно в условиях ограниченности ресурсов и необходимости их концентрации на приоритетных направлениях.
Цифровизация контроля
В условиях всеобщей цифровизации ожидаемо, что приоритетами развития системы ВГФК становятся:
- внедрение предупреждающего рискориентированного дистанционного контроля и мониторинга в финансово-бюджетной сфере;
- цифровизация процесса осуществления ВГФК и снижение нагрузки на подконтрольную среду.
Такие приоритеты установлены государственной программой РФ "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков«[1] (со сроком реализации до 2030 года).
Особую актуальность цифровизация ВГФК приобретает в связи с тем, что она основывается на взаимодействии органов контроля с подконтрольной средой в режиме реального времени через включение в сферу контрольной и экспертно-аналитической деятельности цифровых первичных данных участников бюджетной системы. Это становится возможным благодаря высокому уровню цифровизации субъектов финансово-бюджетной сферы, наличию в государственных и ведомственных информационных системах данных о движении бюджетных средств, развитию межведомственного взаимодействия.
Цифровизация ВГФК позволит обеспечить своевременную реакцию на выявляемые риски и признаки нарушений, а также расширить охват подконтрольной среды упреждающим контролем и создать возможности для повышения добросовестности бюджетного поведения, что в конечном счете снизит негативное влияние на бюджетную систему РФ.
Нельзя не отметить высокую степень цифровизации контрактной системы на всех стадиях закупочного процесса. В единой информационной системе в сфере закупок содержится огромный массив данных. Это создает все условия для камерального контроля за большинством закупок, а также автоматического мониторинга соблюдения участниками закупочных процедур регламента размещения информации, порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта и иных требований законодательства о контрактной системе.
ВГФК играет ключевую роль в обеспечении эффективности расходования средств, направленных на развитие ИТ-инфраструктуры, создание новых технологий и подготовку кадров, в частности для решения одной из ключевых задач государства в ближайшие годы — масштабной цифровой трансформации страны в рамках национальных проектов «Цифровая экономика»
Органы ВГФК, в первую очередь органы Федерального казначейства, применяют комплекс методов и инструментов для надлежащего контроля. К ним относятся последующие проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, оперативный мониторинг исполнения бюджетных обязательств, анализ финансово-экономических обоснований. Эти механизмы позволяют выявлять уже совершенные нарушения: неправомерное, нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств, завышение стоимости работ, фиктивные операции. И в то же время они работают на упреждение, идентифицируя риски и недостатки в системах управления финансами у объектов контроля. Результаты контрольных мероприятий ложатся в основу управленческих решений, способствуют устранению выявленных недостатков и в конечном счете повышают общую эффективность бюджетных расходов в сфере экономического развития, обеспечивая большую отдачу от вложенных государственных средств.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти