Счетная палата обратилась в Правительство РФ с предложением в срок до 1 октября 2025 года подготовить предложения о внесении изменений в Правила № 1190[1]. Федеральные аудиторы хотят установить в соглашениях с регионами о реализации инфраструктурных проектов, финансирующихся за счет бюджетных кредитов, обязанность выполнять плановые значения показателей реализации, а также установить ответственность за их недостижение. К выводу о необходимости такой меры СП пришла, проведя проверку целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию инфраструктурных проектов в субъектах РФ.
Для решения поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года задачи поддержки регионов правительство начало предоставлять различные бюджетные кредиты на развитие инфраструктуры. Речь идет о бюджетных кредитах на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специальных казначейских кредитах и бюджетных кредитах в целях опережающего финансового обеспечения. Именно их использование в Тюменской, Омской, Владимирской, Рязанской и Воронежской областях, Чувашской Республике и Ханты-Мансийском автономном округе и решила изучить Счетная палата. Аудиторская проверка охватила 2022, 2023 и частично 2024 год.
Долговая нагрузка
Объем государственного долга за рассматриваемые 2,5 года вырос во всех регионах, являющихся объектами контрольного мероприятия. В Тюменской области он увеличился в девять раз, во Владимирской области — в 3,8 раза, в Чувашской Республике — в два раза, в Воронежской области — на 64,9%, в ХМАО — на 48,5%, в Омской области — на 37,8%, в Рязанской области — на 14,9%. Однако это увеличение произошло за счет бюджетных кредитов, коммерческие заимствования, напротив, сошли на нет.
Аудиторы отметили, что расходы на обслуживание государственного долга в регионах, ранее имевших задолженность по рыночным заимствованиям (Рязанская и Омская области, ХМАО), снизились, а в остальных — кратно увеличились. По мнению СП, это обусловлено привлечением значительного объема бюджетных кредитов на развитие инфраструктуры, имеющих повышенную в сравнении с иными бюджетными кредитами процентную ставку.
Показатель долговой нагрузки в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился в большинстве рассматриваемых регионов, что не соответствует стратегическому ориентиру снижения долговой нагрузки. При этом динамика долговой нагрузки проверенных регионов позволила им сохранять высокий уровень долговой устойчивости. В
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти