Весной 2025 года появился новый федеральный закон о местном самоуправлении — Федеральный закон от 20 марта 2025 года № 33‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Как указано в пояснительной записке, документ подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в РФ.
Екатерина Сергеевна Шугрина, профессор кафедры конституционного права СПбГУ, доктор юридических наук
Вступление закона в силу
Большая часть норм нового закона вступает в силу с 19 июня 2025 года, однако положения, касающиеся компетенционных основ местного самоуправления, — примерно через полтора года, с 1 января 2027 года. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие вопросы организации местного самоуправления, муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом не позднее 1 января 2027 года. До этого их применяют к соответствующим отношениям в части, не противоречащей настоящему ФЗ. Таким образом, по значительному кругу вопросов в новом законе не установлен переходный период.
Вместе с тем вступление в силу нового закона не означает, что все органы местного самоуправления одномоментно прекращают свои полномочия. Это зависит от того, когда и на какой срок они были избраны. Например, в части 14 статьи 19 указано, что в случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, данный порядок применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.
Общая характеристика закона
Структура закона и логика расположения тех или иных норм претерпела определенные изменения. Например, в законе нет статьи, посвященной понятиям и терминам, хотя определения некоторых терминов встречаются внутри соответствующих статей. Например, определение термина «муниципальное образование» приведено в части 1 статьи 9. Муниципальным образованием признано публично-правовое образование, созданное на территории с постоянно проживающим населением, в границах которой местное самоуправление осуществляет население непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Видно, что введен новый термин (публично-правовое образование), который законом не раскрыт. Есть и иные подобные примеры.
Если раньше была отдельная глава, посвященная особенностям ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц, то сейчас соответствующие механизмы могут быть найдены в статьях, посвященных конкретным органам местного самоуправления. Некоторые главы перенесены в новый закон практически без изменений. Это касается, в частности, глав, посвященных межмуниципальному сотрудничеству, международным и внешнеэкономическим связям органов местного самоуправления. Это же характерно и для ряда иных норм — в законе сохранено большое количество привычных положений, хотя их место изменилось.
Появилось большое количество процессуальных норм, регулирующих фактически сложившиеся отношения. Например, сказано об особенностях проведения заседания представительного органа в дистанционном формате (в форме ВКС) — часть 4 статьи 4 Федерального закона № 33‑ФЗ.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти