Главной проблемой для многих муниципальных образований страны остается сохранение кадров, привлечение молодых специалистов и молодежи в целом в разные сферы экономики. В Ташлинском районе Оренбургской области администрация стремится решить эти задачи, повышая качество жизни на селе. Для этого нужно привести учреждения социальной сферы, транспортную и коммунальную инфраструктуру в соответствие с современными требованиями. А уровень заработной платы сельчан должен быть максимально приближен к размеру оплаты труда на промышленных предприятиях. Словом, развитие человеческого капитала на селе требует огромных финансовых вложений и, соответственно, поиска их источников.
Владимир Иванович Сусликов, глава Ташлинского района Оренбургской области
Ресурсы района
Стратегически важной задачей для меня как главы муниципалитета и для администрации Ташлинского района в целом стала необходимость повысить уровень занятости населения и доступности социальных услуг, привлечь в село кадры и увеличить число рабочих мест во внебюджетном секторе. Также для нас критично важно развивать инженерную инфраструктуру села, благоустраивать сельские территории с участием жителей. Все это должно сделать жизнь сельчан более комфортной и качественной.
В Ташлинский район входят 43 населенных пункта, объединенных в 18 сельсоветов с населением 19,6 тысячи человек. Формированием кадрового потенциала для района занимается Ташлинский политехнический техникум, расположенный в райцентре — в селе Ташла. Еще в 2022 году на базе учреждения были запущены учебные мастерские по таким направлениям, как «агрономия», «сельскохозяйственные биотехнологии», «сити-фермерство», «эксплуатация сельскохозяйственных машин». Ежегодно по направлениям сельского хозяйства в техникуме получают профессию порядка 80 молодых людей.
В целом образовательное пространство района состоит из 15 школ и шести дошкольных учреждений; 13 средних общеобразовательных организаций имеют филиалы, у семи из них есть дошкольные филиалы, а в шести — дошкольные группы. В районе ведут активную воспитательную деятельность Центр дополнительного образования и его филиалы в 15 общеобразовательных организациях района.
Что касается социальной сферы, то учреждения здравоохранения представлены районной больницей, четырьмя амбулаториями, 36 фельдшерско-акушерскими пунктами и двумя мобильными ФАП. Если говорить о культурных учреждениях, то в районе функционирует 40 сельских домов культуры, 28 библиотек, краеведческий музей и детская школа искусств.
Ключевой сферой экономики Ташлинского района остается сельское хозяйство. Отрасль представлена семью крупными и 36 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Площадь сельхозугодий насчитывает 295,6 тысячи гектаров, в том числе: 192,4 тысячи гектаров — пашни, 20,3 тысячи гектаров — сенокосы, 82,8 тысячи гектаров — пастбища. Численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств превышает 25 тысяч голов, из них более 10 тысяч коров поставляют сырье для районного молокоперерабатывающего завода.
Могу отметить, что лишь благодаря активному взаимодействию с руководителями сельхозпредприятий, постоянной поддержке администрации Ташлинского района и моему личному участию в координации отрасли на протяжении многих лет все сельхозпредприятия сохранены, а количество КФХ только увеличивается. Сегодня на территории района работает 416 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средняя заработная плата по району по всем категориям работников превышает 57 тысяч рублей. Практически все ташлинцы обеспечены работой — уровень безработицы в районе составляет 1,1%, что ниже, чем средние показатели по России, которые и так считаются рекордно низкими.
Источники финансирования
Несмотря на то что на территории муниципального образования около 10 лет работают нефтяные компании по добыче и разведке нефти, Ташлинский район остается в категории высокодотационных. Собственные налоговые и неналоговые доходы составляют всего 32% от общего объема всех доходов (рисунок). Таким образом, нефтедобывающие предприятия обеспечивают бюджетную самостоятельность района не в полном объеме. Они платят только НДФЛ — 34,9% в районный бюджет, 15% — в бюджеты сельсоветов, а также так называемую негативку (НВОС) в размере всего 500 тысяч рублей. Основные налоги, перечисляемые нефтяными компаниями, уходят в федеральный и областной бюджеты.
Высокая дотационность Ташлинского района остается ключевым фактором риска для развития муниципального образования. За счет собственных доходных источников мы не в состоянии сделать территорию более комфортной для проживания и приостановить миграцию населения. Большой опыт управленческой работы позволил мне сформировать современный командный подход для решения этой задачи. Так, в районе была создана управленческая команда по поиску и привлечению инвестиций в человеческий капитал.
Очевидно, что муниципальное образование работает в условиях постоянно ограниченных ресурсов. Поэтому важно всегда искать возможности для привлечения финансов, а также повышения эффективности их использования. Анализируя возможные источники финансирования для сохранения человеческого капитала, наша команда пришла к выводу, что только интеграция вопросов местного значения в государственные и муниципальные программы, национальные и региональные проекты позволит району привлечь необходимые средства для развития инфраструктуры. Так, программа комплексного развития сельских территорий (КРСТ) стала главным источником финансирования мероприятий по развитию села.
Стоит подчеркнуть, что нам в том числе удалось выстроить работающий механизм муниципально-частного партнерства. А это, в свою очередь, помогло привлечь деньги бизнеса для реализации социальных и инфраструктурных проектов. Также, чтобы достичь стратегических задач развития муниципалитета, мы выстроили взаимодействие с инициативными гражданами района.
Итоги пяти лет
Результаты пятилетней работы команды впечатляют — благодаря направленным действиям по поиску финансирования на территории района были построены важные социальные объекты нового поколения. Программа «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области», проводимая Минсельхозом региона, национальные и региональные проекты, федеральные и областные программы и конкурсы на получение грантов — все это существенно изменило социальную, транспортную и коммунальную инфраструктуру Ташлы.
В течение последнего пятилетия управленческая команда района привлекла в бюджет муниципалитета почти 1,5 миллиарда рублей, что позволило заметно повысить качество жизни селян. Так, в 2021 году, уже в первый год системной работы по привлечению инвестиций:
- возведен современный детский сад на 140 мест;
- в новом микрорайоне села Ташла на четырех улицах построен газопровод протяженностью более трех километров;
- запущены две водозаборные скважины;
- капитально отремонтированы свыше 10 километров сетей наружного водоснабжения и водоотведения;
- отремонтировано дорожное полотно 11 улиц райцентра и сел района;
- созданы и благоустроены зоны активного отдыха в трех селах района;
- обустроены площадки накопления ТКО в пяти селах района;
- создана модельная детская библиотека нового поколения в селе Ташла.
Привлекать средства на преображение района помогает и инициативное бюджетирование. Участвуя в областной программе по этому направлению, муниципалитет приобрел пять единиц коммунальной техники, оборудовал еще одну площадку для ТКО, обустроил места захоронения в трех селах, открыл детскую площадку в одном из сел, отремонтировал водопроводные сети в двух населенных пунктах. В рамках инициативных проектов в образовательных организациях района были проведены капитальный и текущий ремонты, для 12 учреждений приобретено современное оборудование. Все это стало возможным благодаря привлечению бюджетных инвестиций и средств спонсоров в размере 298 миллионов рублей, в том числе средств местного бюджета — 30,3 миллиона рублей.
В 2022 году мы провели аналогичную работу по модернизации социальных и коммунальных объектов на сумму 203,3 миллиона рублей. В 2023 году администрация провела мероприятия на сумму более чем 400 миллионов рублей, привлеченных из разных уровней бюджетов. На эти средства:
- реконструирован районный краеведческий музей и преобразован в Центр гостеприимства и краеведения;
- создана взрослая модельная библиотека (библиотека нового поколения), которая стала центром притяжения для селян от мала до велика;
- проведен первый этап капитального ремонта стадиона «Слют»;
- в селе Ташла построено и реконструировано 14 улиц с асфальтовым покрытием протяженностью 7,3 километра;
- отремонтирован мост на въезде в райцентр;
- построен
8-квартирный дом в селе Ташла; - на 140 миллионов рублей капитально отремонтировано здание Ташлинского политехнического техникума и приобретено оборудование;
- капитально отремонтированы сети наружного водоснабжения протяженностью 9,3 километра.
В 2024 году из разных уровней бюджетов, а также с учетом средств бизнеса мы привлекли еще 300,2 миллиона рублей. Этому способствовала интеграция мероприятий национальных и областных проектов, государственных и муниципальных программ, конкурсов, грантов, вложений спонсоров. Так, нам удалось на один рубль из местного бюджета привлечь на развитие района 22 рубля инвестиций. Но на этом мы не останавливаемся.
Риски при реализации ДПР
В этом году исполнился 21 год, как я вступил в должность главы Ташлинского района. Мне довелось работать во времена постоянно меняющейся социально-экономической ситуации. Несмотря ни на что, район развивается. Он прошел этапы командного управления, проектных методов, гражданских инициатив, интеграции проектов и государственных программ. И все это позволило нам перейти на новый уровень развития — на долгосрочную программу развития Ташлинского района до 2030 года (ДПР).
Однако при реализации программы мы выявили определенные риски и проблемы, общие для многих муниципальных образований. Так, в условиях высокой дотационности и постоянного роста цен в большей части муниципалитетов шансы разработать проектно-сметную документацию и принять участие в государственной экспертизе стремятся к нулю. Дело в том, что основное условие участия в федеральном финансировании — это наличие готовой проектно-сметной документации и, конечно, положительного решения экспертизы. Чем масштабнее запрос, тем выше расходы на проектирование. Не каждое сельское муниципальное образование может позволить себе выделить на эти цели десятки миллионов рублей без ущерба для местного бюджета. Мероприятия ДПР района были согласованы с курируемыми министерствами области, однако в областном бюджете на 2026 и 2027 годы отражены не были.
Стоит отметить, что потолок финансирования из федерального бюджета определен лишь количеством баллов при защите проекта в Минсельхозе России. Привлечение федеральных средств полностью зависит от местных органов власти и сельхозтоваропроизводителей. Однако в условиях санкций бизнесу, работающему на территории муниципалитета, для софинансирования мероприятий программы КРСТ практически невозможно выделить 10% от бюджета проекта. Есть реальный риск не набрать максимального количества баллов или не выполнить условия реализации мероприятий на этапе исполнения.
Новые условия программы КРСТ по софинансированию из средств местного бюджета мероприятий по строительству объектов в объеме 30% считаем для местных бюджетов неподъемными. Это, безусловно, препятствует повышению качества жизни на селе, то есть реализации главной цели программы. Поэтому для синхронизации госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» и иных государственных программ целесообразно на уровне региона создать рабочую группу, в которую обязательно должны войти представители областного Минфина и других ведомств.