Версия для печати 73 Материалы по теме
Решения для обеспеченности собственными доходами

Для Мирнинского района Республики Саха (Якутия), как и для абсолютного большинства муниципалитетов России, характерна проблема обеспеченности собственными доходами — налоговыми и неналоговыми. К сожалению, в последнее время изменения, вносимые в федеральное законодательство, влияют на снижение доходной части местных бюджетов. Поэтому я хотел бы остановиться на некоторых проблемных вопросах, требующих решения на уровне органов государственной власти.

Георгий Карлович Башарин, заместитель главы администрации Мирнинского района Республики Саха (Якутия)

Отчисления от платы за НВОС

Нагрузка на окружающую среду, особенно в промышленных районах, с каждым годом возрастает. Поэтому крайне актуальным становится вопрос по нормативу отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в местный бюджет.

Федеральным законом от 26 декабря 2024 года № 488‑ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс, вступающие в силу с 1 января 2026 года. Они отменяют нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских округов по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 60% (статья 62 БК РФ) и увеличивают норматив отчислений в бюджеты субъектов РФ с 40 до 100% (статья 57 БК РФ). При этом статья 58 БК РФ дополнена пунктом 3.6. Согласно этому пункту региональным органам государственной власти предоставлено право устанавливать дифференцированные или единые нормативы отчислений в местные бюджеты от платы за НВОС, подлежащей зачислению в бюджет субъекта. Размеры указанных нормативов устанавливает закон о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Интенсивное развитие промышленности неизбежно. Оно приводит к истощению природных ресурсов, воздействию на природную среду, естественные процессы животного и растительного мира. Это влечет за собой последствия для экологии и здоровья граждан, проживающих на промышленных территориях. Таким образом, необходимо констатировать, что плата за НВОС, по сути, является компенсационной выплатой за техногенное воздействие на окружающую среду и должна идти на финансирование мероприятий, проводимых именно на этой территории. Поэтому средства от платы за НВОС должны поступать в местные бюджеты муниципальных районов, городских округов, где непосредственно ведут свою деятельность промышленные предприятия, оказывающие воздействие на экологию.

Плата за НВОС, по сути, является компенсацией за техногенное воздействие на окружающую среду конкретной территории и должна идти на финансирование мероприятий, проводимых именно на этой территории

За счет этих средств муниципалитеты ликвидируют несанкционированные свалки, проводят рекультивацию полигонов ТКО и другие мероприятия экологической направленности в соответствии с действующим законодательством. Четко определенные правила отчислений в местный бюджет позволят муниципалитетам более эффективно планировать и реализовывать экологические программы и проекты, направленные на улучшение качества окружающей среды и здоровья граждан. Например, в рамках реализации плана природоохранных мероприятий на 2025 год, финансируемого за счет платы за НВОС, администрация Мирнинского района выполняет разработку проектно-сметной документации на рекультивацию свалки в поселке Алмазный. Предварительная стоимость реализации проекта составляет более 1 миллиарда рублей.

Поделиться