Экономика№5 Май 2006 — 20 мая 2006

Формула экономического чуда

Версия для печати 10511 Материалы по теме
Сегодня экономика Австралии – одна из самых динамично развивающихся в мире: реальный ВВП с 1998 г. растет в среднем на 3% в год. Экономические реформы, осуществленные в Австралии, для многих развитых стран являются примером для подражания. Грамотное перераспределение государственных финансовых потоков и дальновидная политика правительства в отношении реструктуризации народного хозяйства, последовательно проводимая на протяжении 20 лет, превратили экономику страны из автаркической в открытую. Государство отказалось от протекционистских мер, защищавших неконкурентоспособную национальную промышленность, что в конечном счете способствовало переориентации всей экономики с внутреннего спроса на внешние рынки.
Среди звезд обновленной австралийской экономики можно выделить сектор услуг, отрасли высоких технологий и телекоммуникаций, финансовую систему, перерабатывающую промышленность, например производство вина. В то же время традиционные отрасли – сырьевой сектор и сельское хозяйство – реорганизовали свои операции и повысили производительность до мирового уровня. Рост объемов высокоэффективной переработки и добычи сырья: железной руды, золота, никеля, полудрагоценных металлов, угля и природного газа способствовал увеличению государственных доходов. Подъем сельского хозяйства в сочетании с высоким качеством выпускаемой продукции, такой, как шерсть, мясо, молочные продукты и рыба, составляет основу национального благосостояния.
Примечательно, что грандиозные преобразования в экономике позволили Австралии справиться со структурными проблемами, решением которых озабочена Западная Европа и другие страны мира. Сегодня страна «вверх тормашками» ищет решение проблемам завтрашнего дня.

Приверженность цели и дисциплина – залог процветания

В чем же заключается секрет успеха Австралии? По мнению Тима Харкурта, главного экономиста Австралийской торговой комиссии, основу успеха составляет дисциплинированное претворение в жизнь принятых на высоком уровне решений в течение длительного периода. «Начало кардинальных реформ в экономике положило введение свободно «плавающего» курса австралийского доллара в 1983 г., – объясняет Харкурт. – Как только курс национальной валюты стал «плавающим», наши производители смогли быстро сориентироваться, что им придется конкурировать со всем миром. Они были вынуждены повысить уровень производительности труда и эффективность производства. Страна больше не может ограждать свой рынок при помощи тарифных барьеров».
Австралия провела налоговую и денежную реформы, которые стали важнейшими факторами ее экономического успеха. Они обеспечили профицит госбюджета. Центральный банк получил полную независимость. Страна взяла курс на снижение инфляции.
В 70-е и начале 80-х годов прошлого века дефицит бюджета Австралии был большим как на федеральном, так и на региональном уровне (Австралия состоит из шести штатов – Новый Южный Уэльс, Квинсленд, Южная Австралия, Тасмания, Виктория, Западная Австралия, а также двух самоуправляемых территорий – Северная Территория и Территория столицы). Сегодня благодаря усилиям правительства бюджет регулярно выполняется с профицитом на федеральном уровне и в большинстве штатов. Так, в 2005 г. федеральный бюджет был исполнен с кассовым профицитом в размере 8,9 млрд австралийских долларов (194 млрд рублей). Профицит федерального бюджета достигается восьмой раз за 10 лет. Ожидается, что эта тенденция сохранится в течение ближайших 3 лет.
Прогнозируемый рост экономики в 2006 г. на уровне трех процентов – высокий показатель для страны с западной экономикой. Более того, инфляция и безработица в стране находятся на исторически низком уровне. В то же самое время производительность труда и выручка от реализации товаров остаются высокими.
Правительство Австралии приступило к реализации налоговой реформы в 2000 г., в частности была снижена ставка подоходного налога на компании (до 30%) и введен единый налог на товары и услуги (10%).
Кроме того, Австралии удалось сократить размер государственных заимствований. Сегодня у нее самый маленький госдолг среди стран ОЭСР. Высвобожденные денежные средства направляются на решение долгосрочных задач, таких, как проблема старения населения.
Эффективная фискальная политика позволила стране безболезненно пережить азиатский финансовый кризис, разразившийся в регионе во второй половине 1997 г.
старый парламент

Бюджетная арифметика

Ключевые принципы бюджетной политики «зеленого континента» – последовательность и прозрачность. Фискальная политика Австралии рассчитана на долгосрочную перспективу, при этом она позволяет гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства, например, разрушительные последствия цунами в соседних странах. Информация об исполнении, планировании и принятии бюджета открыта.
Формирование бюджета в Австралии – это достаточно сложный и продолжительный процесс. Независимо от того, как меняются приоритеты в бюджетной политике с приходом к власти одной из двух основных политических партий, оба принципа неукоснительно соблюдаются всеми сторонами.
В формировании бюджета участвуют 3 основные группы: политические силы (правительство, члены федерального парламента и лидеры оппозиции), органы исполнительной власти (ряд государственных агентств, ответственных за составление отдельных частей бюджета) и заинтересованные стороны (бизнес-сообщество, профсоюзы, защитники окружающей среды, организации социальной защиты, чьи интересы затрагивает бюджет).
Несколько личностей в государстве непосредственно влияют на весь бюджетный процесс. Наиболее значимая персона – федеральный казначей, который принимает окончательное решение по приоритетам бюджетной политики. Казначейство несет ответственность за мониторинг и контроль над ключевыми экономическими показателями, такими, как инфляция, занятость, структурные реформы и налогообложение. Вторым лицом является министр финансов, чье ведомство отвечает за распределение средств между разными государственными агентствами и контролирует их целевое использование. На бюджете отражаются и цели политики, проводимой премьер-министром Австралии. Заметная роль при планировании государственных расходов отводится членам кабинета министров, хотя последнее слово остается за казначеем, который выступает арбитром между притязаниями разных госагентств.
сидней

Демократия в действии

Тема бюджета привлекает внимание большинства австралийцев раз в год в мае, когда казначей представляет его проект федеральному парламенту, а средства массовой информации публикуют анализ политических и социальных последствий его исполнения. Выбор на май пал неслучайно. Такой запас времени дает возможность вступить в силу изменениям, анонсированным в бюджете. Финансовый год в Австралии начинается 1 июля.
Разработка проекта бюджета начинается в ноябре с административного расследования с целью сбора статистических сведений об экономической ситуации. Парламентская комиссия, в которую входят представители всех партий, всесторонне изучает собранные данные и инициирует публичные слушания. Эта комиссия известна своими пристрастными допросами госчиновников, цель которых убедиться в том, что предлагаемые в проекте бюджета изменения обоснованны, а лежащие в их основе расчеты достоверны.
На следующем этапе проект бюджета выносится на обсуждение кабинета министров, в котором участвуют премьер-министр, казначей и министр финансов. В ходе этого заседания они определяют приоритеты бюджетной политики и формируют стратегию на новый финансовый год.
Основываясь на решениях, принятых на заседании членов кабинета, все департаменты правительства готовят собственное заключение по проекту бюджета, оценивая влияние предложенных изменений на их сферу деятельности. В их заключениях подробно излагаются причины увеличения финансирования и пути экономии государственных средств. Министерство финансов рассматривает и утверждает все предложения по увеличению и сокращению расходов государства на разные нужды. Все заявки на финансирование проходят согласование в разных департаментах, после чего они передаются в секретариат кабинета министров. Эта процедура длится до конца февраля.
Затем кабинет министров изучает проект бюджета и рассматривает поступившие предложения сторон о внесении изменений. В большинстве случаев дебаты и согласование заявок завершаются к моменту рассмотрения проекта бюджета кабинетом, по этой причине его утверждение, как правило, проходит ровно и без эксцессов.
Финальный этап в бюджетном процессе – принятие бюджета федеральным парламентом. В день презентации проекта бюджета казначей выступает перед парламентом. В своем обращении к парламентариям он подробно останавливается на изменениях в бюджете и рассказывает о скрывающихся за цифрами приоритетах бюджетной политики. Затем бюджет выносится в форме законопроекта на голосование обеих палат парламента. Сейчас правительство контролирует большинство в обеих палатах. Однако на протяжении трех десятилетий многие правительства Австралии не контролировали сенат (верхнюю палату), поэтому им приходилось идти на компромисс с небольшими партиями ради проведения бюджета через парламент. Несомненным остается одно: бюджетный процесс в Австралии отлажен, как часы, благодаря высокому уровню прозрачности и грамотному финансовому администрированию.
Бюджет Австралии подкреплен умелым администрированием, эффективность которого гарантируется активными политическими дебатами в процессе его формирования и принятия. Экономисты, аналитики и журналисты с пристрастием изучают предложения правительства по бюджету и дискутируют о возможных последствиях конкретных решений.
Чтобы подробнее ознакомиться с бюджетным процессом в Австралии, посетите веб-сайт казначейства – www.treasury.gov.au и министерства финансов – www.dofa.gov.au. Сведения о бюджете предыдущих лет и текущего года можно найти на сайте www.budget.gov.au.

Грегори КЛУМОВ,
полномочный министр, советник по торговле Австралийской торговой комиссии в России

Поделиться