Проведенная в рамках модернизации системы управления доходами бюджетов регламентация методологических и организационных подходов к работе с дебиторской задолженностью позволяет оптимизировать данную деятельность, а также минимизировать трудозатраты сотрудников за счет использования цифровых инструментов. В настоящей статье приведен обзор существующей проблематики и новых решений, применение которых способствует снижению рисков потерь бюджета.
Александр Владимирович Кравченко, руководитель направления департамента методологии, анализа и консалтинга БФТ-Холдинга
Текущая ситуация и проблематика
Решение региональными и муниципальными органами власти задач по достижению финансовой стабильности и сбалансированности бюджетов влечет необходимость разработки и реализации дополнительных мер в целях повышения эффективности управления доходами и мобилизации ресурсов. Дебиторская задолженность, являясь финансовым активом и одним из внутренних источников доходов, требует постоянного мониторинга для своевременного взыскания и недопущения перехода в разряд сомнительной или безнадежной к взысканию.
Однако результаты контрольных мероприятий свидетельствуют о сохранении случаев недостаточно эффективной организации работы по управлению дебиторской задолженностью. Обзоры результатов контрольной деятельности, публикуемые Федеральным казначейством (проверки главных распорядителей средств федерального бюджета, органов управления государственными внебюджетными фондами), а также контрольными органами субъектов РФ (проверки объектов контроля регионального уровня) отражают в числе нарушений недочеты и ошибки в учете дебиторской задолженности по доходам.
Основной причиной ошибок, как правило, является слабое взаимодействие между структурными подразделениями администратора доходов бюджета, ответственными за работу с дебиторской задолженностью по доходам. Это приводит к отсутствию регулярной и точной сверки данных по задолженности. Кроме того, результаты деятельности контрольных органов свидетельствуют о том, что снижение дебиторской задолженности достаточно часто происходит не за счет активизации работы по ее взысканию, а в связи со списанием по истечении срока исковой давности, что не способствует повышению финансовой устойчивости бюджета.
Высокая значимость необходимости повышения эффективности работы по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью по доходам подтверждается наличием соответствующих поручений. Так, в 2023 году Президентом России дан ряд поручений, направленных на недопущение увеличения объемов дебиторской задолженности по доходам[1] и предоставление органам местного самоуправления грантов за достижение наилучших результатов по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов[2].
Правовое регулирование
С учетом результатов апробации единых механизмов управления дебиторской задолженностью Минфином России разработаны и утверждены обновленные Общие требования к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним[3]. Согласно документу, регламент должен устанавливать:
- перечень и сроки реализации мероприятий по взысканию дебиторской задолженности;
- перечень структурных подразделений администратора доходов бюджета, ответственных за работу с дебиторской задолженностью по доходам;
- порядок обмена информацией между структурными подразделениями администратора доходов с подразделениями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета, и со структурными подразделениями главного администратора доходов бюджета.
Напомним, что согласно поправкам, внесенным в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 177‑ФЗ, разработка регламента мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет является бюджетным полномочием администратора доходов бюджета[4]. Как показывает практика, одним из проблемных вопросов является управление неналоговыми доходами бюджетов. Администраторами доходов проводятся мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам, но эти мероприятия в большинстве случаев не систематизированы и охватывают отдельные виды платежей в бюджеты. Закрепление в региональных и местных документах норм о необходимости разработки администраторами доходов бюджетов регламентов, разработанных в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России, позволяет решить эти проблемы и организовать эффективную работу по мобилизации доходов бюджетов.
Регламент реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по неналоговым платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним утверждается правовым актом администратора доходов бюджета по согласованию с главным администратором доходов бюджета, в ведении которого он находится
Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности, включают в себя ряд стандартных процедур, которые должны осуществляться при проведении работы применительно ко всем уровням бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (таблица).
Таблица. Перечень мероприятий по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по неналоговым доходам
№ |
Мероприятие |
Процедура |
1 |
Осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, пеней и штрафов по ним |
Контроль за фактическим зачислением платежей в бюджеты бюджетной системы РФ в размерах и сроки, установленные законодательством РФ, договором (контрактом) |
Контроль за погашением (квитированием) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, в ГИС ГМП |
||
Контроль за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам |
||
Контроль за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ |
||
Контроль за своевременным начислением неустойки (штрафов, пени) |
||
Контроль за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению |
||
2 |
Проведение инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам бюджетов бюджетной системы РФ на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП |
|
3 |
Проведение мониторинга финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам |
Проверка наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства |
Проверка наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве |
||
4 |
Иные мероприятия, проводимые по решению администратора доходов бюджета в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по доходам |
Помимо контрольных процедур и мониторинга регламент устанавливает мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по неналоговым доходам в досудебном порядке и мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по неналоговым доходам. Анализ вышеприведенного перечня свидетельствует о том, что реализация мероприятий, установленных общими требованиями, как минимум требует обеспечения:
- прозрачности и сопоставимости данных о состоянии задолженности, наличия единого пространства по работе с задолженностью;
- актуальности данных учета и отчетности об объемах дебиторской задолженности и оперативного анализа ее динамики;
- взаимодействия широкого круга ответственных исполнителей, включая отраслевых специалистов, финансистов, сотрудников юридических служб в решении задач по недопущению увеличения и сокращению объемов дебиторской задолженности по доходам.
Это, в свою очередь, вызывает необходимость унификации и стандартизации осуществляемых мероприятий и их перевод на системную основу, что влечет за собой использование цифровых инструментов.
Цифровизация процессов
Итак, выполнение требований к регламенту реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности ставит перед администраторами доходов ряд задач, выполнение которых затруднено без применения информационных технологий. В частности, к таким мероприятиям относятся:
- сбор и обработка сведений о начисленных и оплаченных обязательствах перед бюджетом;
- оперативный доступ к реестру должников;
- своевременное получение данных об объеме задолженности.
Одним из инструментов, позволяющих автоматизировать мониторинг задолженности по неналоговым доходам перед региональными и муниципальными бюджетами, является модуль контроля дебиторской задолженности системы «АЦК-Финансы», разработанный БФТ-Холдингом. Основная задача модуля — недопущение увеличения и сокращение объемов накопленной дебиторской задолженности, повышение прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам. Модуль состоит из нескольких блоков функций (рисунок), каждый из которых играет важную роль в реализации мероприятий, предусмотренных регламентом.
Эффективное управление финансовыми потоками в модуле контроля дебиторской задолженности системы «АЦК-Финансы» основано на ведении реестра начислений и платежей. Формирование этого реестра осуществляется автоматически на основании данных о доходах бюджета. Реестр содержит сведения по начислениям и датам их оплаты, что позволяет контролировать сроки и не допускать просроченной задолженности. В случае несвоевременного поступления доходов модуль позволяет рассчитать и начислить неустойки (пени, штрафы).
Модуль предоставляет возможность отмены или признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам. Однако предварительно следует провести мероприятия по взысканию задолженности, предусмотренные регламентом.
Одним из требований регламента является регулярное проведение инвентаризации расчетов с должниками, в том числе и сверки данных по доходам бюджетов на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП. Реализация в модуле контроля дебиторской задолженности системы «АЦК-Финансы» интеграционных механизмов позволяет в полной мере выполнять требования законодательства.
Для управления дебиторской задолженностью необходимы сведения о должниках перед бюджетом. Реестр должников содержит информацию о начисленных штрафах, налогах или других платежах, а также данные об их погашении. Модуль позволяет отслеживать, какие суммы должник уже оплатил, а какие еще остаются неоплаченными.
Отчетность и аналитика играют значимую роль в управлении дебиторской задолженностью по доходам. Модуль содержит аналитические отчеты, позволяющие анализировать состояние задолженности и отчеты о мероприятиях по ее взысканию.
Применение в повседневной деятельности администратора доходов бюджета модуля контроля дебиторской задолженности системы «АЦК-Финансы» направлено на повышение результативности взаимодействия между подразделениями за счет создания единого цифрового пространства по работе с дебиторской задолженностью. Также он обеспечивает прозрачность данных и получение актуальной и достоверной информации об объемах дебиторской задолженности для принятия управленческих решений.
Заключение
Управление дебиторской задолженностью — важная часть финансового менеджмента. Новые требования к регламентам управления дебиторской задолженностью способствуют повышению финансовой дисциплины при планировании и исполнении бюджетов. Однако без применения информационных систем работа с дебиторской задолженностью не будет эффективной. Модуль контроля дебиторской задолженности системы «АЦК-Финансы» в полной мере реализует требования бюджетного законодательства и является оптимальным решением для автоматизации процессов управления дебиторской задолженностью по доходам.
[1] П. 2 перечня поручений Президента РФ от 02.07.2023 № Пр-1313.
[2] П. 2а-2 перечня поручений Президента РФ от 04.06.2023 № Пр-1111.
[3] Приказ Минфина России от 26.09.2024 № 139н.
[4] Статья 160.1 «Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета» БК РФ.