Версия для печати 107 Материалы по теме
Вызовы и возможности для бюджетной системы России

Лето для муниципальных финансистов страны началось со Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях», в рамках которой были озвучены итоги конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами». Организатор мероприятия, которое проходит уже в восемнадцатый раз, — издательский дом «Бюджет». В этом году в конкурсе приняло участие 351 муниципальное образование из 67 субъектов страны.

Традиции и новации

Традиционно конференция «Местные бюджеты в современных условиях» собирает руководителей и представителей финансовых и экономических органов муниципальных образований, депутатов, представителей органов федеральной исполнительной власти, людей от науки и экспертов. По словам Н. С. Максимовой, президента Союза финансистов России, который является постоянным партнером издательского дома «Бюджет», сегодня у муниципалов очень много вопросов для обсуждения. Недавно был принят очень важный закон[1], который перестраивает основы организации органов местного самоуправления, в том числе систему муниципальных финансов. Поэтому центральной темой пленарного заседания стали вызовы и возможности для бюджетной системы России в современных условиях.

IMG_1547.jpg

Что касается конкурса, то, как отметил генеральный директор издательского дома «Бюджет» М. А. Цуциев, число победителей всегда по определению ограниченно, но все понимают, что за каждой заявкой стоит большая и кропотливая работа. Он рассказал о новациях конкурса. В этом году муниципалитеты оценивали не только по типам (городские округа, муниципальные районы, муниципальные округа), но и по численности населения. Были выделены категории по три группы в каждом из типов муниципальных образований, поэтому в этом году нет первого, второго и третьего мест. Помимо классических победителей, в номинациях в конкурсе девять абсолютно равнозначных победителей.

По традиции конференция и конкурс прошли при поддержке партнеров издательского дома — НПО «Криста» и БФТ-холдинга, разработчиков программных решений для государства. Как отметил руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев, финансисты прекрасно понимают, что проводить подобные форумы без помощи единомышленников очень сложно. «Эти две замечательные компании все время рядом с нами, и мы очень благодарны им за то, что они нас поддерживают», — отметил Дзгоев.

Тренды федеральной политики

Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) в этом году провела второй Всероссийский муниципальный форум «Малая Родина — сила России», основной новацией которого стали 16 региональных дней, посвященных той или иной тематике, организованных в разных субъектах России. На одном из региональных дней, который проходил в Ямало-Ненецком автономном округе, говорили о муниципальных финансах. Основные темы, которые были рассмотрены, — финансовая устойчивость и самостоятельность местных бюджетов, механизмы привлечения дополнительных доходов и вовлечения населения в бюджетный процесс, повышение эффективности местных бюджетов. Об этом участникам конференции рассказал исполнительный директор ВАРМСУ А. С. Малхасян.

Фото_1.jpg

Хочу поблагодарить организаторов за проведение конференции, которая традиционно объединяет представителей власти, экспертов и разработчиков цифровых решений. На площадке обсуждаются ключевые вопросы развития бюджетной сферы, уделено большое внимание цифровой трансформации, обмену практиками и демонстрации современных инструментов управления.

В этом году БФТ-Холдинг представил участникам информационную систему «БФТ.Бюджетный контроль» — решение для автоматизации полного цикла внутреннего финансового контроля. Система охватывает все этапы: от планирования до формирования отчетности, включая функционал рискориентированного планирования. Автоматический расчет категорий риска на основе данных позволяет ускорить анализ, повысить точность оценки и обеспечить своевременное реагирование. Такой подход делает процессы контроля более прозрачными и управляемыми.

Поздравляю победителей конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» с заслуженными результатами! Ваши проекты — это пример устойчивого развития и эффективного применения цифровых решений в работе органов власти.

БФТ-Холдинг открыт к сотрудничеству и всегда готов предлагать надежные цифровые инструменты для поддержки государственных задач на всех уровнях.

Н. Ю. Зейтениди, генеральный директор БФТ-Холдинга

IMG_0590.jpg

«У нас есть проект „Муниципальный диалог“, инициатором запуска которого стал первый заместитель руководителя администрации президента С. В. Кириенко. В рамках данного проекта мы собираем информацию обо всех проблемах, болях, вызовах, с которыми сталкиваются представители муниципального сообщества. И стоит отметить, что одни из инициатив уже нашли свое отражение и в 131‑ФЗ, и в его правопреемнике 33‑ФЗ», — сообщил Малхасян.

IMG_2059.jpg

Тему «Муниципального диалога» продолжил директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС Д. Ю. Землянский. Он подчеркнул, что в рамках проекта поступают очень интересные предложения по доходной базе муниципальных бюджетов, которые могли бы лечь в основу трансформации системы публичной власти. «Мы регулярно проводим аналитику по состоянию региональных и местных бюджетов. Так, все мы знаем, что было несколько волн централизации доходов на федеральном уровне, и последнюю мы наблюдали недавно, на фоне введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Это вроде бы не должно сказаться на ситуации в муниципалитетах и регионах. Но последние расчеты показывают, что мы как минимум должны ожидать замедления темпов роста НДФЛ, который нас вытаскивал в этом и в предыдущие периоды», — отметил Землянский.

Он подчеркнул, что волны централизации привели к тому, что на сегодняшний момент у муниципалитетов все еще нет реальных самостоятельных ресурсов для программ развития, для каких-либо коренных изменений. На муниципальном уровне остаются 6% собранных налоговых и неналоговых доходов, а 57% (по данным 2024 года) — уходят на федеральный уровень. Поэтому федеральные треки развития, которые приводят к перераспределению ресурсов между территориями, крайне важны как некие принципы приоритизации, транслируемые федеральным центром.

«Мы вошли в другую фазу федеральной политики по предоставлению территориям мер поддержки. Если с 2019 по 2024 год страна жила в условиях невероятного бюджетного импульса, то сегодня в прогнозах Минфина России четко зафиксировано, что мы сталкиваемся с завершением этой волны. Нам всем нужно учиться жить заново в условиях, когда дополнительных денег нет», — подчеркнул эксперт.

Согласно статистике, последние 2–3 года фиксировалось увеличение самостоятельности бюджетов городских округов, когда доля собственных налоговых и неналоговых доходов росла. По итогам прошлого года средний бюджет городского округа по стране был 3,9 миллиарда рублей, это примерно 62 тысячи рублей на одного жителя. Но при этом от 50 до 70% всех доходов бюджетов — это по-прежнему субсидии и субвенции. В первом квартале 2025 года в целом по городским округам было зафиксировано номинальное сокращение всех доходов на 5%, в том числе трансфертов стало меньше на 11,2%. Резко замедлился рост поступления налоговых и неналоговых доходов, и прежде всего это связано с замедлением темпов роста поступления НДФЛ (рисунок 1).

«Гонка зарплат точно замедлилась, потолок достигнут, дальше бизнесу неэффективно наращивать заработные платы с теми темпами, которые были в предыдущем периоде. В этих условиях огромную роль играют принципы перераспределения трансферов, связанные с обновленной стратегией пространственного развития, с опорными населенными пунктами. Данные конца прошлого года: трансферты играли именно выравнивающую роль, для того чтобы обеспечить сбалансированность муниципальных бюджетов», — рассказал Землянский.

Финансовый контроль

По словам заместителя директора Департамента бюджетной методологии Минфина России С. С. Бычкова, сейчас все настроены на то, чтобы развивать мониторинг качества финансового менеджмента в рамках предварительного контроля. Естественным образом идет развитие новых методов контрольной работы, направленных прежде всего на предупреждение нарушений.

«Обсуждая результаты даже простых классических проверок и ревизий, можно отметить, что затраты на саму проверку в масштабе выявленных нарушений, подсвеченных рисков мизерны. На выходе эффект на порядок-два выше затрат на проверочные мероприятия. Это связано с тем, что у нас наконец-то начал работать рискориентированный подход, в рамках которого не может быть пустых проверок, они всегда дают какой-то результат», — подчеркнул Бычков.

Начальник отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии Минфина России Е. А. Леонтьева озвучила наиболее актуальные вопросы внутреннего государственного (муниципального) контроля (ВГ(М)ФК). Это:

  • внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • составление и представление отчетности органов ВГ(М)ФК;
  • разработка методических рекомендаций по осуществлению ВГ(М)ФК в 2025 году;
  • методические рекомендации по оценке действий объекта ВГ(М)ФК в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий (приказ Минфина России от 30 ноября 2023 года № 532);
  • законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» (метод «обследование»).

По ее словам, отчеты и квалификация нарушений — это огромные источники данных. В условиях цифровизации подходы к составлению отчетности меняются. В связи с этим Минфин России предлагает расширить метод «обследование», который обозначен в утвержденной постановлением правительства форме о результатах контрольной деятельности[2]. Внедрение нового метода «наблюдение» может позволить органам контроля без уведомления объекта контроля наблюдать за теми или иными хозяйственными операциями, которые еще находятся в стадии исполнения. При наличии нарушений их еще можно исправить, оформив соответствующие документы, которые могут повлиять на конечный результат. Законопроект о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс пока находится в Государственной Думе.

5A8A8074гот.jpg

Сердечно благодарю организаторов XVIII Всероссийской конференции «Местные бюджеты в современных условиях» за приглашение НПО «Криста» в качестве главного партнера. Мероприятие прошло на высоком уровне, отличалось актуальностью тем, глубиной и многоаспектностью рассмотрения вопросов, высоким профессиональным уровнем участников. Дискуссия получилась интересной, содержательной и полезной.

НПО «Криста» ежегодно участвует в конференции. Для нас это прекрасная возможность встретиться с коллегами, обсудить важные вопросы, познакомиться с подходами к их решению с помощью современных технологий, обменяться мнениями, а также поделиться нашими многолетними наработками в сфере цифровизации госуправления. В этом году мы представили участникам конференции наш опыт в автоматизации процессов администрирования доходов от управления государственной и муниципальной собственностью. Приятно, что он вызвал живую заинтересованность со стороны аудитории.

Также пользуюсь возможностью поздравить победителей XVIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» с прекрасными результатами деятельности! Отмечу, что в их числе вновь немало пользователей цифровых решений нашей компании. Желаю всем отличного здоровья, энергии, перспективных проектов, успеха во всех начинаниях и новых профессиональных вершин!

Ю. А. Черных, генеральный директор НПО «Криста»

На обсуждение вынесен и законопроект о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. «Сейчас идет довольно большой прессинг на органы контроля в части того, что проверки ни в коем случае не должны обременять объекты контроля, должны проходить с минимальной административной нагрузкой, и ревизоры вынуждены брать информацию на официальных ресурсах», — рассказала Леонтьева. Она напомнила, что в рамках положений Федерального закона от 12 января 1996 года № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» у государственных и муниципальных учреждений есть обязанность размещать информацию о своей деятельности на сайте ГИС ГМУ. Работа сайта регулируется приказом Минфина России. Однако недавний мониторинг, проведенный Федеральным казначейством по анализу и проверке наполнения портала государственными и муниципальными учреждениями, показал, что 40% информации, которая там размещена, недостоверна. В связи с этим Минфин предлагает ввести административную ответственность за неразмещение или нарушение порядка размещения информации, нарушение сроков размещения информации в ГИС ГМУ. Для этого необходимо ввести пункт о наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей. «Сейчас законопроект прорабатывается в аппарате правительства, проходит дополнительное согласование. Надеемся, что до конца года документ будет в Думе», — сообщила Леонтьева.

IMG_2393.jpg

Муниципальные программы

Фонд «Институт экономики города» провел исследование, посвященное современному состоянию разработки и реализации муниципальных программ. Его результатами с участниками события поделился Р. А. Попов, заместитель директора Фонда по направлению «Муниципальное экономическое развитие».

Муниципальные программы — это базовый элемент системы планирования и расходования бюджетных средств. Сейчас эта система претерпевает серьезные трансформации, связанные с требованиями усилить синхронизацию программ с бюджетными расходами. Как документ стратегического планирования нижнего звена, через систему региональных проектов муниципальные программы увязаны с системой проектной деятельности и имеют выход на федеральные и национальные проекты. Необходимость соответствовать требованиям каждой из этих подсистем, быть звеном каждой из них порождает определенные проблемы.

«В прошлом году мы исследовали 42 муниципальные программы 42 городских округов разных субъектов России, чтобы выявить проблемные зоны формирования муниципальных программ. Сегодня можно говорить о программах базовых, которые присутствуют более или менее везде и ориентируются на основные вопросы местного значения, и условно локально специфичных, задачи которых выделяются в отдельные программы под влиянием местных особенностей или субъективных условий администрирования», — сообщил Попов.

По данным исследования, среднее количество муниципальных программ по стране — 20 на одно муниципальное образование. При этом усредненный объем программных расходов на одного жителя — чуть меньше 59 тысяч рублей. Нет явной корреляции между численностью населения и объемом расходов по муниципальным программам в душевом исчислении (рисунок 2).

Основная проблема муниципальных программ — их несогласованность как документа стратегического планирования. Мало где программы успешно синхронизированы с планами мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития. Что касается показателей по их реализации, которые тоже должны быть увязаны с документами стратегического планирования более высокого уровня, то часто их большое количество не имеет сущностного наполнения.

IMG_1861.jpg

В части муниципальных программ как инструментов бюджетного планирования тоже есть свои сложности. На момент проведения исследования не так много муниципальных образований перешли на проектное управление и добиваются с его помощью конкретных результатов. Но там, где это внедрено, есть спорные моменты относительно того, какие мероприятия являются проектными, а какие ориентированы на текущую деятельность и являются скорее процессными. Кроме того, зачастую большая часть мероприятий вообще не имеет ресурсного обеспечения: финансирование вроде бы требуется, но не предусматривается.

Также распространена практика упаковки инвестиционной программы в оболочку муниципальной, когда задачи строительства, реконструкции инфраструктурных объектов в разных отраслях выделяют в отдельную муниципальную программу. Они берут на себя довольно большой объем программных расходов примерно у пятой части всех рассмотренных муниципальных образований.

IMG_1015.jpg

Популярна практика выделения в отдельную программу локальных мероприятий в связи с необходимостью увязки с соответствующими региональными проектами. Такие микропрограммы по финансированию отличаются от большей части программ на несколько порядков, расходы по ним могут составлять десятки тысяч в год. Это уже прямое следствие ориентации на различные региональные и федеральные проекты. Есть мероприятия единого формата, единой направленности, единой логики, которые очень сильно пересекаются по содержанию, но искусственно разводятся по разным программам. Скажем, в Екатеринбурге половину скверов и парков реконструируют по одной муниципальной программе, половину — по другой, просто из логики ориентации на разные федеральные проекты.

Понятно, что перестройка системы национальных и федеральных проектов с 2025 года тоже тем или иным образом отразится на муниципальных практиках и вызовет соответствующие последствия. Система опять придет в некоторую турбулентность, подчеркнул эксперт.

IMG_1287.jpg

Города и туристические кластеры

В 2025 году Сарапулу исполнилось 245 лет. Это один из старейших городов Прикамья, который по количеству объектов культурного наследия превосходит другие города Удмуртии. Как рассказала начальник управления финансов муниципального образования Н. Н. Галиева, богатая история и природные ресурсы позволили городу стать объектом регионального туристско-рекреационного кластера «Камский берег», ориентированного на культурно-познавательный и речной туризм. Однако, несмотря на преимущества, город столкнулся с рядом проблем — это неприглядный облик исторического центра, неразвитая пешеходная инфраструктура, неудовлетворительное и несовременное благоустройство территорий. Все это требовало внимания и ресурсов, и для комплексного подхода к развитию города был придуман проект «Моя малая родина». Его реализация стала возможной благодаря региональной поддержке (подробнее см. на с. 83).

Второе дыхание получил и Таганрог. Это второй по величине и численности населения город Ростовской области, основанный в 1698 году самим Петром I — на пять лет раньше Санкт-Петербурга. Таганрог — это родина русского писателя А. П. Чехова, актрисы театра и кино Ф. Г. Раневской и других знаменитостей. В городе 13 музеев, 351 объект культурного наследия. Одновременно с этим это промышленный город, на территории которого порядка 280 предприятий, свыше 4,5 тысячи организаций и почти 10 тысяч действующих предпринимателей.

Как рассказала заместитель главы администрации Таганрога, начальник финансового управления Н. Н. Протасова, шанс на развитие город получил после приезда в 2021 году В. И. Матвиенко, председателя Совета Федерации. По ее поручению муниципальное образование включили в федеральную программу развития туристических кластеров. Была разработана и утверждена дорожная карта комплексного развития Таганрога как туристического центра, которая состоит из 223 мероприятий и будет действовать до 2030 года. Документ предусматривает масштабную модернизацию всей городской инфраструктуры, бюджет работ с учетом всех источников финансирования составляет 42 миллиарда рублей. При этом бюджет всего города — 12,5 миллиарда рублей.

IMG_1047.jpg

По решению главы региона уровень софинансирования ключевых мероприятий за счет средств местного бюджета был сокращен до 1% при общеустановленном потолке 25%. Это позволяет ежегодно направлять порядка 200 миллионов рублей высвобождаемых средств на реализацию значимых для города проектов, в том числе на модернизацию социальной и коммунальной инфраструктуры.

В Таганроге была реализована первая в стране трамвайная концессия, в рамках которой по соглашению с группой «Синара» модернизированы трамвайная сеть и подвижной состав. Город получил 50 новых трамваев, 98 остановочных пунктов, новое депо, восемь тяговых подстанций, а также 45,5 километра рельсов, которые охватывают всю историческую часть города. Общая стоимость проекта за счет всех источников составила 15,7 миллиарда рублей.

IMG_0112.jpg
IMG_2430.jpg

«Хочу отметить, что с 1 января 2025 года в налоговое законодательство введен туристический налог. Для нашего бюджета он очень актуален. Дополнительно к установленным на федеральном уровне мы ввели льготы еще для трех категорий, чтобы привлечь туристический поток, и прогнозируем поступление ежегодно по 2–3 миллиона рублей с последующим ростом», — сказала Протасова.

По ее словам, реализация дорожной карты комплексного развития дала толчок и для финансового оздоровления бюджета города. Три года подряд Таганрог принимал бездефицитный бюджет, смог снизить муниципальный долг с 70 до 51%. Дорожная карта затронула все сферы жизнедеятельности города, и многие решения, которые отработаны в Таганроге в пилотном режиме, отметила замглавы муниципального образования, могут быть применены в других регионах.

М. С. Михайлова



[1] Федеральный закон от 20.03.2025 № 33‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

[2] Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1478 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля „Правила составления отчетности о результатах контрольной деятельности“».

Поделиться