Версия для печати 165 Материалы по теме
Инновации в государственном управлении Чили

Согласно Индексу человеческого развития ООН Чили с населением 19 миллионов человек (данные 2024 года) считается самой развитой страной Латинской Америки. Эта страна, наряду с Аргентиной, стала примером высокого уровня человеческого развития в регионе. Тем не менее, несмотря на экономический рост и акцент на социальной политике, Чили по-прежнему сталкивается с социальным неравенством и относительно неблагоприятной экономической ситуацией.

Важность инноваций для экономики впервые стала предметом изучения в Чили в 1990-х годах. Экономика страны очень уязвима, сильно зависит от природных ресурсов, и технологические инновации ей были просто необходимы. В этом смысле у России похожие проблемы. Главный вопрос заключался в том, как улучшить инновационную деятельность, чтобы повысить долгосрочную экономическую конкурентоспособность Чили. Поэтому более 10 лет назад правительство Чили выступило с инициативой превратить страну в инновационный центр, была разработана перспективная концепция под названием «Новая инновационная парадигма». Сегодня уже можно говорить о том, что проект оказался очень успешным и оказал большое влияние на развитие страны.

Для содействия преобразованиям и инновациям в государственном секторе Чили была создана Лаборатория государственного управления. Это государственное учреждение при Министерстве финансов работает с 2015 года и способствует ускорению развития всех направлений государственного сектора. Правительственная лаборатория занимается совместной разработкой решений приоритетных общественных проблем, созданием инновационного потенциала государственных учреждений и измерением этого потенциала в целях его укрепления. Ее главная цель — улучшить государственные услуги и взаимоотношения власти с гражданами, используя ориентированную на людей методологию, в основе которой лежит сотрудничество и прозрачность.

Здесь считают, что любые изменения, которые могут улучшить жизнь людей, должны инициироваться, производиться и внедряться совместно с самими гражданами. Такой тип взаимодействия является уникальной парадигмой инноваций в государственном секторе — не только с точки зрения создания или перепроектирования государственных услуг, но и в отношении самих государственных служащих.

Три услуги для ускорения преобразований

Лаборатория предлагает три услуги для ускорения преобразований в государственном секторе в интересах граждан Чили. Первая услуга — Agile-консалтинг (agile — «ловкий», «проворный») — гибкое консультирование, представляиющее собой сочетание некоторых хорошо известных методологий и эксклюзивных механизмов, основанных на практическом, локальном подходе. Реализует ее многопрофильная команда. Она достаточно гибкая, чтобы понимать проблемы, глубоко их изучать, а затем разрабатывать, оценивать и внедрять решения.

Вторая услуга — это сеть государственных и общественных новаторов, стратегия децентрализации, направленная на формирование новой культуры не только в государственном, но и в частном и социальном секторах. В этой сети около 18 тысяч участников, среди которых государственные служащие и представители других секторов, заинтересованные в межотраслевых инновациях. Это крупнейшая сеть государственных новаторов в Чили и, возможно, одна из крупнейших в мире.

Третья услуга носит название «Индекс государственных инноваций». Он позволяет измерять и укреплять инновационный потенциал государственных учреждений. К участию в этом направлении могут быть допущены только государственные службы, и это участие на 100% добровольное. В первый год оценили 37 служб, на долю которых приходится более 60% государственных расходов, так что индекс в полной мере отражает реальную картину чилийского государственного сектора. В процессе работы были предоставлены индивидуальные отчеты, программы наставничества и поддержки — материалы, необходимые для того, чтобы год за годом улучшать потенциал этих служб.

Все сотрудники — менеджеры по инновациям

Так как наша страна только начинает внедрять инновации в госуправление, интересны рекомендации Романа Йосифа Капдевиля, исполнительного директора чилийской Лаборатории государственного управления. «Во-первых, в самих органах власти я бы советовал не создавать отдельную должность менеджера по инновациям, потому что, когда такого специалиста возводят на пьедестал, вы говорите остальным сотрудникам организации: „Он занимается инновациями, а мы можем продолжать вести работу как обычно“. Напротив, вся организация должна заниматься инновациями одновременно.

Во-вторых, инновации по своей сути не являются чем-то однозначным — это эволюция. Это подход и инструмент для достижения цели посредством изменений. Поэтому мой совет руководителям государственного сектора — тушите свои пожары инновационными способами, сочетая эксперименты с гибкостью».

Опыт Чили полезен для всего региона Латинской Америки и показывает, что подобные лаборатории и их разнообразные подходы к государственным инновациям могут привести к новым формам управления. Однако для того, чтобы делать это более целенаправленно, потребуется больше самоанализа и больше поддержки не только со стороны органов государственного управления, но и со стороны других слоев общества.

Нужно отметить и важность неформальных связей, которые создают сотрудники подобных лабораторий, для потенциального расширения охвата и устойчивости системы. Целесообразно обратить внимание на роль отдельных сотрудников в лабораториях, а также неформальные сети, которые они создают, и их деятельность за пределами лаборатории, которая может оказать влияние на поиск новых способов управления.

В. Д. Дзгоев, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет», исполнительный директор конкурса на лучший орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций


Поделиться: