Версия для печати 81 Материалы по теме
Рациональное использование ресурсов для сохранения финансовой устойчивости

«Подмосковный городок, липы желтые в рядок, подпевает электричке ткацкой фабрики гудок...» Эти слова известной задушевной песни середины прошлого века — о Щелкове. Основу экономики тогдашнего Щелковского района составляла текстильная промышленность, что и нашло отражение в гербе современного городского округа. Сегодня это крупный индустриальный центр, где помимо ряда промышленных предприятий развиваются сельское хозяйство, малое предпринимательство, социальная сфера. А программа социально-экономического развития округа служит для местных властей главным ориентиром при формировании расходной части бюджета.

Александр Владимирович Фрыгин, начальник Финансового управления администрации городского округа Щелково Московской области, доцент кафедры общественных финансов Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук

Итоги прошлых лет

Щелково активно участвует в федеральных конкурсах, занимая призовые места. По итогам ежегодного конкурса «Бюджет для граждан» округ занял первое место в номинации «Бюджет для граждан в 2030 году» (2024 год), первое место в номинации «Бюджет науки для граждан» (2023 год), второе место в номинации «Лучшее предложение по изменению бюджетного законодательства» (2022 год). Неоднократно был номинантом всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами». Высокие достижения муниципалитета отмечены и областью. Только за последние два года по результатам мониторинга и оценки качества управления финансами правительство Подмосковья присвоило Щелкову I (наивысшую) степень качества управления.

Если говорить о бюджетной политике, то на протяжении длительного периода ежегодно мы в полном объеме выполняем бюджет как по налоговым, так и по неналоговым доходам. Основой планирования бюджета округа является консервативный подход ко всем бюджетообразующим показателям. Прежде всего это касается доходной части, ведь при ее некачественном выполнении говорить о расходах, рассматривать варианты использования средств бессмысленно. Такой подход дает меньше возможностей в части расходования бюджетных средств. Но есть потолок поступления доходов, есть ограничения по размеру дефицита бюджета, определенные законодательством, а также по исполнению расходных обязательств, установленных статьей 136 Бюджетного кодекса.

В 2024 году бюджет по доходам был исполнен на 109,8 процента — при плане 7,3 миллиарда рублей поступления составили 8,1 миллиарда рублей. Выполнение прогноза было обеспечено по всем доходным источникам. Общая сумма поступлений в бюджет составила 15,8 миллиарда рублей, из них региональные субсидии — 3,3 миллиарда рублей. Это показывает высокую степень внимания регионального правительства к решению задач, стоящих перед муниципалитетом.

При формировании расходной части во главу угла мы поставили цели, определенные программой социально-экономического развития округа, стремясь повысить эффективность использования выделенных средств и перераспределить ресурсы между отраслями в случае, когда оно было неэффективно. Расходы прошлого года составили 16,2 миллиарда рублей, а сложившийся дефицит был перекрыт остатками, имеющимися на 1 января 2024 года. Муниципальный долг в городском округе отсутствует.

Бюджет на 2025 год

При подготовке проекта бюджета на этот год мы старались согласовать свои прогнозы с целями социально-экономического развития, а также выявить проблемные точки, на которые следует обратить внимание и контролировать в течение года. Принципиальным стал вопрос не только четкой и конкретной формулировки задач, но и обозначения сроков их исполнения.

Бюджет 2025 года был разработан в рамках 18 муниципальных программ, сформированных по отраслевому принципу и охватывающих свыше 99% всех расходов. В качестве источника финансового обеспечения были учтены средства из федерального и регионального бюджетов, возможные к привлечению. Показатели муниципальных программ по целевым показателям были соотнесены с региональными программами. Это позволило исключить дублирование в части софинансирования из разноуровневых бюджетов и ответить на вопросы, с какой целью выделены средства и каковы результаты их использования. Эти параметры мы отслеживаем ежегодно.

В 2025 году Щелково участвует в реализации трех национальных проектов — «Инфраструктура для жизни», «Молодежь и дети», «Семья», тесно увязанных с программами развития округа. Более 40% ассигнований приходятся на социальную сферу. При этом основное внимание уделено рациональному использованию ресурсов, безусловному исполнению принятых обязательств, сохранению финансовой устойчивости каждой отрасли и бюджета в целом. Вместе с тем экономическая ситуация диктует проявлять сдержанность в плане принимаемых на себя обязательств, расставляя приоритеты в своем развитии.

Одной из приоритетных задач муниципалитета остается обеспечение стабильной работы жилищно-коммунального комплекса. На строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов тепло- и водоснабжения мы запланировали около 3 миллиардов рублей. В сфере холодного водоснабжения и водоотведения в рамках концессионного соглашения, действующего с 2022 года, выделены 1,7 миллиарда рублей для модернизации и реконструкции объектов. Свыше 4 миллиардов рублей будут направлены на реализацию муниципальных программ «Формирование современной городской среды» и «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса».

Отдельного внимания заслуживает муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилого фонда», в соответствии с которой жителям микрорайона «Дальний Воронок», ждущим жилье не одно десятилетие, будут предоставлены квартиры. На эти цели мы выделили около 2 миллиардов рублей.

Проблемы остаются

Не секрет, что довольно остро стоит вопрос, связанный с необходимостью дополнительно выделять средства, когда бюджет уже утвержден. В частности, речь идет о рисках при проведении контрактации. Возможность проведения закупок "под ключ«[1], то есть заключение комплексного контракта на подготовку проектно-сметной документации и выполнение работ по строительству (реконструкции и т. д.) объектов, определена приказом Минстроя России № 604/пр от 21 августа 2023 года. Это позволяет более оперативно осуществлять работы с полным циклом, от момента проектирования объекта до этапа его оснащения оборудованием.

По итогам торгов заключается контракт на сумму, не выше утвержденной в бюджете. Но уже после этого проходит государственная экспертиза проекта, которая является обязательной. И здесь есть большой риск удорожания стоимости работ. С такой ситуацией довольно часто сталкиваются заказчики — главные распорядители бюджетных средств. Можно пересчитать по пальцам случаи, когда государственная экспертиза предлагала уменьшить стоимость работ. В основном идет их увеличение, в ряде случаев — весьма значительное.

Что касается доходной части бюджета, то все мы знаем, что немало организаций реального и некоммерческого секторов экономики уходят от налогообложения, выплачивая серую заработную плату. В то же время НДФЛ является основным доходным источником для бюджета. И когда на заседании комиссии по мобилизации доходов руководитель организации, оказывающей медицинские услуги, утверждает, что у врача зарплата 5 тысяч рублей и неполная рабочая ставка, это вызывает естественное отторжение и вопросы. К такой же реакции приводят и ситуации с оформлением документов об осуществлении трудовой деятельности на сторонних лиц для занижения доходов и получения социальных пособий. Мы взаимодействуем с налоговыми органами, но, к сожалению, органы местного самоуправления никакими официальными возможностями для исправления ситуации не обладают. Хотелось бы иметь реальные инструменты и рычаги для решения подобных вопросов.



[1] Части 56–63 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025).

Поделиться