№ 7 июль 2025 — 11 июля 2025

Искусственный интеллект в контрактной системе. Проблемы правового регулирования

Версия для печати 74 Материалы по теме

Государственное управление в России является перспективной сферой внедрения инновационных технологий, в том числе технологий автоматизации и алгоритмов искусственного интеллекта. Но автоматизация управленческих процессов не должна быть просто данью моде — ведь для ее реализации требуются немалые инвестиции, а ошибки в выстраивании цифровых систем могут привести не к повышению, а к снижению качества управленческой работы. Вот отчего чрезвычайно важно то обстоятельство, что цифровые технологии апробируются на отдельных, наиболее пригодных для того участках обширного поля государственного управления. И даже на таких участках их внедрение может быть лишь поэтапным, а не единовременным. Одним из таких участков зарекомендовала себя контрактная система.

Дмитрий Александрович Казанцев, член Совета ТПП РФ по развитию системы закупок, кандидат юридических наук

На самом деле поэтапная апробация цифровых технологий в контрактной системе продолжается уже два десятилетия, еще со времен действия утратившего ныне силу Закона № 94‑ФЗ о размещении государственных заказов. К настоящему времени почти все процессы, связанные с подготовкой и проведением государственной закупки, с заключением контракта по ее итогам и с актированием по результатам исполнения этого контракта реализуются именно в электронной форме. И это является не просто опцией, а императивом действующего Закона № 44‑ФЗ о контрактной системе.

Центральным инструментом цифровизации государственных закупок является единая информационная система, но сама практика поэтапной цифровизации показала важность выстраивания интеграционных взаимодействий. Ведь технически сложно и функционально невозможно свести все разноплановые активности контрактной системы к функциональности ЕИС. Однако именно ЕИС является тем, что именуется мастер-системой, для контрактных отношений органов государственной власти и даже органов местного самоуправления. В частности, апробация функций автоматизации реализуется именно посредством ЕИС.

И уже при отслеживании экспериментов по автоматизации важно почеркнуть концептуальную идею: если цифровизация может быть сквозной и всеобъемлющей, то автоматизация реализуется лишь в рамках отдельных бизнес-процессов — причем лишь на тех этапах, содержание которых подразумевает возможность автоматизации. Проще говоря, цифровизация является универсальным базисом. А вот автоматизацию, напротив, не стоит рассматривать как панацею.

Цифровизация и автоматизация

Автоматизация и цифровизация связаны между собой, но не тождественны. Цифровизация является основой для автоматизации и заключается в реализации бизнес-процессов, в том числе юридически значимого документооборота, в цифровой среде. Однако эти бизнес-процессы даже в цифровой среде реализуют люди. Автоматизация же, выстраиваемая на базе цифровизации, предполагает исключение человека из того или иного процесса и реализацию этого процесса посредством работы программно-аппаратного комплекса.

В контрактной системе автоматизация апробируется в различных бизнес-процессах — это и сквозное наследование данных о закупке от этапа составления плана-графика будущих закупок до этапа электронного актирования результатов уже состоявшейся поставки, и автоматизация сбора и сопоставления предварительных предложений о поставке в рамках так называемой малой электронной закупки и т. п. Но каждый пример автоматизации возвращает нас к центральной идее о том, что программно-аппаратный комплекс не подменяет собой человека, а лишь помогает ему в выполнении рутинной работы. И именно эта идея лежит в основе концепции дальнейшей автоматизации функциональности ЕИС и контрактной системы в целом. Она сформулирована, в частности, в распоряжении Правительства РФ от 26 июня 2024 года № 1636-р «Об утверждении Концепции совершенствования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года».

Поделиться