Версия для печати 428 Материалы по теме
Цифровая революция господдержки: как портал Минфина меняет правила игры

С 2025 года все меры государственной финансовой поддержки бизнеса доступны через единый портал Минфина России. Цифровизация процесса устранила административные барьеры, сделав получение субсидий прозрачным и удобным. Теперь предприниматели могут подать заявку онлайн, пройти автоматические проверки и отслеживать результаты в режиме реального времени.

Елена Александровна Громова, директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России

Субсидии в новом формате

Цифровая трансформация в государственном управлении стремительно набирает обороты. Она затрагивает самые разные сферы экономики, оптимизируя и улучшая различные процессы, в том числе и в бюджетной сфере.

Минфином России начиная с 2021 года планомерно реализовывалась реформа в области государственной финансовой поддержки. Цель этой реформы была простой и понятной: выстроить максимально открытый, бесшовный процесс для всех участников предоставления мер поддержки — как для самих ведомств, так и для претендующих на получение поддержки. В рамках этой работы, помимо методологических вопросов, решалась и техническая задача: необходимо было привести к единому порядку правила по работе с субсидиями и грантами и параллельно с этим выстроить цифровую экосистему (или, иными словами, единое цифровое пространство) — портал предоставления мер финансовой поддержки.

Как работает портал

С 1 января 2025 года все отложенные нормы в Бюджетном кодексе истекли, и теперь российская система господдержки функционирует в полном объеме на всех уровнях бюджета. Все отборы получателей субсидий, от федерального до муниципального уровня, теперь осуществляются посредством портала предоставления мер финансовой государственной поддержки (promote.budget.gov.ru), интегрированного в систему «Электронный бюджет».

Портал смог упростить механизм получения субсидий, повысить прозрачность процедур и исключить многие барьеры, ранее возникавшие при участии в конкурсах. Еще несколько лет назад узнать о возможности получить поддержку от государства было не так просто. Для этого нужно было проверить все сайты всех ведомств, уточнить сроки, собрать массу справок, выписок и в назначенное время привезти их в то или иное ведомство.

Сегодня на портале предоставления мер финансовой государственной поддержки публикуется вся информация о самих субсидиях, а также непосредственно проходит весь «жизненный цикл» их предоставления: объявление отбора, проведение сбора заявок, проведение валидации и подведение итогов, подписание соглашений с победителями, сбор отчетности по соглашениям. В качестве главных преимуществ для заявителей создатели портала особенно выделяют подачу полностью электронной заявки и возможность прохождения автоматических онлайн-проверок — в частности, не потребуется предоставление справок и выписок об отсутствии налоговых задолженностей и задолженностей перед бюджетом, о банкротстве, ликвидации, приостановлении деятельности организации.

Навигатор мер поддержки

В 2024 году в партнерстве с Минцифры России, Аналитическим центром при Правительстве РФ и АО «Корпорация МСП» на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) запущен навигатор мер поддержки (gosuslugi.ru/subsidies). Основная цель — увеличить охват потенциальных заявителей.

Навигатор стал удобным интерфейсом доступа к информации о мерах поддержки, включая финансовые инструменты (субсидии, гранты, льготные кредиты), нефинансовые программы (обучение, консультации), механизмы социального заказа. Совместное использование навигатора и портала расширяет охват аудитории и делает систему поддержки более понятной и ориентированной на конечного пользователя.

Контроль качества

С ростом масштабов системы остро встал вопрос качества размещаемой в ней информации. Минфин России провел углубленный анализ работы на портале субъектов РФ в 2024 году. По его результатам выявлены следующие ключевые проблемы:

  • низкое качество описаний субсидий и конкурсной документации;
  • отсутствие полной информации о критериях оценки и формах заявок;
  • многочисленные ссылки на внешние документы в объявлениях;
  • случаи публикации отборов без их завершения/отмены;
  • факты подписания протоколов с нарушениями (что несет юридические риски).

С учетом интеграции портала с навигатором на «Госуслугах» все ошибки и противоречия в конкурсах становятся публичными. Это не только влияет на уровень доверия предпринимателей к системе, но и создает риски нарушений законодательства о конкуренции, затрудняет контроль за целевым использованием бюджетных средств и антикоррупционную экспертизу.

В 2025 году Минфин России усиливает контроль за качеством работы системы. Основное внимание будет уделено следующим направлениям:

  • проверка всех описаний и конкурсных процедур до публикации на точность, непротиворечивость, полноту требований и критериев;
  • отражение полной документации прямо на портале, без дополнительных ссылок;
  • исключение случаев публикации отборов без завершения, своевременное завершение или аннулирование неактуальных процедур;
  • недопущение подписания ошибочных протоколов: документы, подписанные с использованием ЭП, имеют полную юридическую силу;
  • безусловное проведение отборов юридическими лицами — операторами субсидий в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25 октября 2023 года № 1781.

От технологий к культуре управления

Портал олицетворяет новую цифровую культуру в сфере бюджетной поддержки и демонстрирует возможности масштабного госуправления на платформенной основе. Сохранение доверия к сервису напрямую зависит от качества контента, публикуемой документации и взаимодействия всех участников системы.

Портал предоставления мер финансовой государственной поддержки — это не просто сервис приема заявок, а основной инструмент прозрачного бюджетного распределения, ядро цифровой платформы поддержки предпринимательства в России. Совместно с навигатором на ЕПГУ он формирует целостную инфраструктуру, ориентированную на доступность, равенство условий участия в конкурсах и оперативность получения помощи.

Масштаб системы требует не только технологического совершенствования, но и высокой культуры административного участия со стороны главных распределителей средств. Сегодня Минфин России выстраивает новую модель ответственности и готовности к росту: речь идет не просто о получении поддержки, а о глобальной трансформации бизнес-среды в государстве.

Электронный бюджет: системный подход к управлению общественными финансами

Программа профессиональной переподготовки, 272 ак. часа, выдача диплома установленного образца.

https://pro-k.pro/elektronnyy_byudzhet

Программа, которая формирует целостное понимание бюджетного процесса и дает практические инструменты для эффективной работы в системе «Электронный бюджет».

  • Управление бюджетным процессом
    Планирование, исполнение и контроль бюджета в цифровой среде
  • Реализация госпрограмм и нацпроектов
    Прохождение ключевых этапов и выполнение бюджетных обязательств
  • Профилактика финансовых нарушений
    Снижение вероятности ошибок, возвратов и блокировок средств

Комплексная практика работы в Электронном бюджете: от процессов до управленческих решений

Group_2085663185.png

Системное понимание бюджетных правоотношений
Целостное представление о бюджетной системе, цифровых инструментах и ключевых нормативных требованиях

Group_2085663231.png

Интеграция и обмен данными
Информациионное взаимодействие между ГИИС «Электронный бюджет» и внешними ИС (состав данных, перечень систем и их операторы)

Group_2085663232.png

Аналитика и контроль проектов
Анализ, мониторинг, отчёты, визуализация, принятие решений, управление рисками

Авторы программы

gayk.png

Гайк Налбандян, директор Корпоративного университета Про.К, к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ.

kostash.png

Ксения Косташ, начальник отдела информационного взаимодействия ЦИТ Госфинансы, эксперт в области создания и внедрения цифровых продуктов в государственном секторе.

babko.png

Надежда Бабко, заместитель директора по развитию ЦИТ «Госфинансы», к.э.н., эксперт в области цифровизации общественных финансов, 10 лет опыта развития ГИИС «Электронный бюджет».

klochko.png

Алексей Клочко, ведущий бизнес-аналитик ЦИТ «Госфинансы», участник проекта по разработке Информационно-аналитических функциональностей в ГИИС «Электронный бюджет».

Программа создана в сотрудничестве с экспертами ЦИТ «Госфинансы» филиал АО «Гознак» при участии учебного центра «Бюджет», что гарантирует экспертность и соответствие современным требованиям управления государственными финансами.

Открыт набор в группы

+7 995 796-90-00

pro@pro-k.pro



Поделиться: