Версия для печати 38 Материалы по теме
Межбюджетные отношения. Практики Чувашской Республики и новые вызовы Закона № 33‑ФЗ

За последние годы в системе межбюджетных отношений в Чувашской Республике произошли значительные изменения. Предпосылкой к этому стала низкая финансовая обеспеченность муниципалитетов, а также невысокая эффективность реализации вопросов местного значения, особенно на территориях поселений. Если обратиться к конкретным цифрам, то в 2019 году в 92 поселениях из 291 низкие собственные доходы не позволяли обеспечить качественное выполнение расходных обязательств. Это подтолкнуло нас к преобразованию МО и инвентаризации объема и состава муниципальных полномочий. О наших практиках, а также о новых вызовах, связанных с принятием Закона № 33‑ФЗ[1], я бы и хотел сегодня рассказать.

Михаил Геннадьевич Ноздряков, первый заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики — министр финансов

Инвентаризация полномочий

В 2020 по поручению главы Чувашской Республики была создана Правительственная комиссия по проведению инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, которая стала своего рода площадкой для обсуждения с исполнительными органами власти, депутатами и главами муниципалитетов предложений по разграничению расходных полномочий, включая определение тех полномочий, которые целесообразно передать на уровень ниже или, наоборот, поднять выше.

В рамках работы комиссии были рассмотрены вопросы эффективного исполнения 28 муниципальных полномочий, как небольших по объему, например оказание ритуальных услуг, так и значительных, например централизация предоставления государственных и муниципальных услуг в республике. Комиссия тщательно подходила к каждому аспекту, изучала опыт других регионов. По итогам обсуждения приняты решения о перераспределении ряда полномочий на региональный уровень. В частности, регион взял под свой контроль:

  • полномочия по организации регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (в отдельных муниципалитетах);
  • разработку градостроительных документов (в шести муниципалитетах, которые входят в Чебоксарскую агломерацию);
  • полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения (в отдельных муниципалитетах);
  • организацию электроснабжения населения.

Также мы провели централизацию отдельных функций, например закупочных процедур и деятельности МФЦ. В целях усиления контроля за расходованием средств местных бюджетов решениями собраний депутатов МО на региональный уровень переданы полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.