№ 8 август 2025 — 07 августа 2025

Развитие системы госфинконтроля: переход к оценке деятельности стратегических организаций с государственным участием

Версия для печати 130 Материалы по теме
Развитие системы госфинконтроля: переход к оценке деятельности стратегических организаций с государственным участием

В настоящее время прорабатывается вопрос о закреплении за контрольным блоком Федерального казначейства нового функционала. Это ежегодная оценка реализации стратегий развития организаций с государственным участием из целевого перечня, определяемого Правительством РФ.

Эли Абубакарович Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве РФ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ

Утверждение стратегий

В 2025 году Федеральное казначейство как федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля, проходит очередной этап трансформации. Это связано с расширением задач, поставленных перед контрольным блоком Правительством РФ. В настоящее время прорабатывается о вопрос о закреплении за Федеральным казначейством нового функционала по ежегодной оценке реализации стратегий развития организаций с государственным участием из целевого перечня, определяемого Правительством РФ.

Импульсом для новаций стали методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и федеральных государственных унитарных предприятий[1]. Документ разработан Министерством финансов РФ совместно с Росимуществом в 2024 году в целях повышения эффективности управления федеральной собственностью и донастройки системы консолидированного стратегического планирования у широкого круга стратегических предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности[2].

Новые подходы к вертикальной системе стратегического планирования в организациях с государственным участием, основы которой были сформированы еще в 2014 году[3], предполагают переход к разработке стратегий развития как единого программно-целевого документа организации, определяющего стратегические цели ее деятельности и пути их достижения на горизонте пяти лет. Для взаимоувязки деятельности стратегических организаций с государственными целями социально-экономического развития на начальном этапе в вертикальную систему стратегического планирования включены следующие элементы:

  • стратегия развития;
  • долгосрочная программа развития (ДПР);
  • годовой бизнес-план и бюджет;
  • многоуровневая система ключевых показателей эффективности (КПЭ);
  • ежегодный аудит (оценка) программно-целевых документов и КПЭ.