Версия для печати 148 Материалы по теме
95 лет. Финорган Барнаула отмечает юбилей с новыми практиками увеличения доходов

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула отмечает 95-летие. Его прародитель — Барнаульский городской финансовый отдел — был создан 10 августа 1930 года. Однако годы прибавляет только сам финорган. Его коллектив молодеет, внедряет инновационные подходы и получает заслуженные награды. Особенности работы комитета мы обсудили с его председателем Ольгой Александровной Шерниной.

— Ольга Александровна, поздравляем вас с юбилеем финоргана. Что приготовили для коллектива?

— Для нас уже стало доброй традицией выпускать к юбилеям книги или альбомы, брошюры. В 2020 году при активном участии наших сотрудников в подготовке материалов была выпущена книга «Финансисты в истории Барнаула», которая повествует о событиях от городской реформы 1870 года до первой половины 2019 года. В преддверии 95-летия комитета мы самостоятельно подготовили брошюру с итогами работы за последнюю пятилетку. Собрали много интересных фактов, событий, рассказали о наших достижениях.

Также мы обязательно проведем торжественное мероприятие, где нас смогут поздравить и дать оценку нашей деятельности официальные лица города и края. Пройдет награждение работников и ветеранов нашего комитета и других подразделений администрации Барнаула и Алтайского края, представителей общественности, которые внесли свой вклад в повышение качества бюджетного процесса, развитие муниципальных финансов и социально-экономическое развитие города. В день рождения комитета сотрудников ждут шуточные поздравления и сюрпризы от Совета трудового коллектива.

— Расскажите о вашем коллективе. Какой средний возраст сотрудников комитета?

— Муниципальные финансисты — это команда профессионалов. Настоящий единый механизм, одна семья. Каждый сотрудник ценен, уникален и радеет за свой город. Мы все уверены, что барнаульцы должны видеть результаты нашей работы: новые детские сады, школы, зоны отдыха, отремонтированные дороги.

Сегодня коллектив комитета молодеет, каждый третий сотрудник младше 30 лет. В целом средний возраст наших финансистов не превышает 39 лет. Безусловно, будущее городских финансов и будущее города — за молодежью. Многие из них, учась в вузах и ссузах города, проходили у нас практику, после которой приняли решение связать свою судьбу с комитетом.

Есть у нас и преемственность поколений. Она реализуется через наставников-профессионалов с огромным опытом работы: четыре наших работника имеют звание «Ветеран труда», один — «Отличник финансовой работы», семь — «Отличник муниципальной службы города Барнаула». Комитет прирастает и трудовыми династиями. Их у нас 18 с общей численностью более 50 человек.

— Какими достижениями в работе комитета за последние годы вы гордитесь?

— Финансовая система не раз сталкивалась с существенными изменениями в экономике и налоговом законодательстве. Это и пандемия, и санкционное давление, и переход на единый налоговый счет, и донастройка налоговой системы. Нам всем сообща пришлось преодолевать данные вызовы, и то, с какими показателями пройден этот путь, вызывает гордость.

За пять лет объем налоговых и неналоговых доходов города вырос в два раза, бюджетная обеспеченность на одного жителя увеличилась на 108 процентов, общая сумма задолженности по платежам без учета пеней и штрафов сократилась в 1,9 раза. Объем межбюджетных трансфертов увеличился на 95 процентов. На софинансирование вопросов местного значения из вышестоящих бюджетов привлечено 26,3 миллиарда рублей. Расходы на соцсферу увеличены в 1,8 раза. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, национальную экономику увеличилась с 25 до 31 процента.

Не могу не отметить достижения Барнаула при реализации национальных, региональных и инфраструктурных проектов, государственных программ. Только за счет строительства новых объектов открыто девять детских садов и три школы, шесть автодорог, в рамках концессии — физкультурно-оздоровительный комплекс. Запущены инженерные сети в новом жилом квартале и насосная станция. Обновлена важная транспортная артерия города — путепроводы по проспекту Ленина. С учетом реконструкции, капитального ремонта инфраструктуры города достигнут 100-процентный охват дошкольным образованием детей до трех лет, создано более 7,5 тысячи дополнительных мест в школах, 85 процентов дорог приведено в нормативное состояние. Завершено расселение домов, признанных аварийными до 2017 года, и более четырех тысяч барнаульцев улучшили жилищные условия. Благоустроены 314 дворовых и 11 общественных территорий. За восемь лет работы краевого и городского конкурса поддержки инициативных проектов реализованы 133 гражданские инициативы.

При этом у города с 2014 года отсутствуют долговые обязательства. Проведение взвешенной долговой политики позволяет нам сохранять объем муниципального долга на нулевом уровне и обеспечивать сбалансированность бюджета без привлечения кредитных ресурсов. Мы единственные среди административных центров Сибири, кто живет без долгов.

Для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в своей работе комитет оперативно внедряет федеральные новации, совершенствует бюджетный процесс. Гордость вызывают и высокие оценки качества управления муниципальными финансами от профессионального сообщества. За пять лет город 11 раз занимал призовые места всероссийских конкурсов, трижды отмечен почетной грамотой за активное участие в реформировании общественных финансов. В текущем году комитет стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Предварительный контроль» и конкурса финансовых контролеров «Ревизора не обманешь» в номинации «Рассказ», вышли на федеральный этап конкурсов «Бюджет для граждан» и «Лучшая муниципальная практика».

— Какие из наработок вы готовы отнести к лучшим практикам?

— Мы реализуем целый комплекс мероприятий по мобилизации доходов и повышению эффективности бюджетных расходов. Ежегодно он актуализируется под цели и задачи, стоящие перед городом. Работа ведется по разным направлениям. Одни уже упоминались в прошлом году в статье «Бюджетная политика столицы Алтайского края» («Бюджет» № 4, 2024 г. — Прим. ред.). В 2024 году с учетом актуализации схемы размещения рекламных конструкций, введения обязательного обеспечительного платежа за последний год действия договора, роста базового тарифа стоимости одного квадратного метра рекламного поля нам удалось увеличить соответствующие доходы в 10,6 раза — до 631,6 миллиона рублей. Кроме того, нововведения повлияли на улучшение внешнего облика города и повышение цифровизации городского пространства.

Для увеличения доходов от использования земель проводятся мероприятия по повышению заинтересованности бизнеса в участии на торгах. В частности, работает Инвестиционный портал города с интерактивной картой свободных земель и функцией обратной связи, оказывается помощь в подборе инвестиционной площадки под нужды предпринимателей и во взаимодействии с органами власти, ресурсоснабжающими организациями для решения возникающих вопросов. За три года работы реализован 21 земельный участок на общую сумму 142,5 миллиона рублей, с увеличением начальной цены в четыре раза.

В текущем году администрация города подключилась к выявлению коллективных средств размещения, не включенных в реестр объектов классификации в сфере туристической деятельности. Мы сопоставляем данные реестра, 2ГИС и сервисов бронирования. Сведения о неучтенных объектах туриндустрии направляются в Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности и налоговые органы. По итогам первого полугодия в налоговый оборот вовлечено 23 объекта. На очереди — работа с гостевыми домами.

Что касается инициативного бюджетирования, то отмечу, что Барнаул стал одним из первых городов страны, который интегрировал органы территориального общественного самоуправления (ТОС) в механизм инициативных проектов. Ставка сделана на их знание проблем на местах и высокий уровень взаимодействия с населением. На долю ТОС приходится не менее четверти конкурсных заявок, из них 85 процентов поддержено конкурсной комиссией. Их участие позволило повысить качество подготовки конкурсной документации, контроль за реализацией проектов и осведомленность граждан о практике инициативного бюджетирования.

— С 1 января 2025 года в Барнауле действует туристический налог. На какие доходы от введения налога рассчитываете?

— Отмечу, что Алтайский край участвовал в пилотном проекте по взиманию туристического сбора на территории Белокурихи, поэтому практика у региона уже наработана. Барнаул, безусловно, имеет свою историческую, туристическую привлекательность, а значит, соответствующие ресурсы и условия. При этом введение налога всегда сложная тема, и прежде, чем идти на такой шаг, мы провели широкое обсуждение с депутатами, экспертным и бизнес-сообществом, общественностью. Отдельные моменты вызывали настороженность, но отрицательных заключений мы не получили. С одной стороны, турналог стал дополнительным доходом для городского бюджета. Но больше мы делали ставку на наведение порядка в отрасли: разобраться, кто, сколько и как оказывает гостиничные услуги, снизить риски мошенничества и повысить прозрачность услуг для населения. Первые итоги будем подводить ближе к концу года.

— Как в целом развивается сфера туризма в Барнауле? Расскажите о динамике доходов города от этого направления.

— Мы видим, что данная отрасль развивается достаточно динамично. За пять лет турпоток увеличился в три раза и достиг в 2024 году отметки 336 тысяч человек. Прежде всего Барнаул — краевая столица со своей почти 300-летней историей, достопримечательностями, уникальными местами отдыха и оздоровления. Во-вторых, местоположение города делает его одной из стартовых точек для туристов, направляющихся по Большому Алтаю.

Безусловно, с участием города в федеральной программе с проектом туркластер «Барнаул — горнозаводской город», в национальных проектах значительные бюджетные средства и деньги бизнеса были направлены на развитие туристической отрасли. В исторической части города вторую жизнь получили более 10 объектов культурного наследия, обновлен Нагорный парк, парк культуры и отдыха «Центральный», туристическая навигация, обустроена пешеходная улица Мало-Тобольская — так называемый Барнаульский Арбат, территория пополняется арт-объектами, запущен туристический портал, программа «Карта гостя». В этом году преобразится одна из старейших улиц города — Льва Толстого — и набережная реки Оби.

Значительный рост туристической отрасли влияет и на поступления доходов. Гости города и сами барнаульцы пользуются туристической инфраструктурой, покупают алтайские товары. Растет число объектов гостиничного бизнеса, торговли, общепита, а значит, и доходов в бюджет города. Приведу простой пример: за пять лет количество участников городских экскурсий возросло в 10 раз, открыто 1162 объекта торговли и 387 точек общепита, в целом налоговые поступления в городской бюджет от малого и среднего бизнеса практически удвоились.

— Как идет исполнение бюджета этого года? С какими вызовами пришлось столкнуться?

— По итогам первого полугодия 2025 года мы видим, что исполнение бюджета идет по плану. Отмечается положительная динамика поступлений бюджета города — 108,1 процента. На 6,3 процента приросли налоговые и неналоговые доходы. В полном объеме исполняются приоритетные задачи: социальные обязательства перед населением, участие в национальных проектах «Молодежь и дети», «Инфраструктура для жизни», «Туризм и гостеприимство» и в пяти региональных проектах.

В текущем году в рамках реализации инфраструктурного проекта по реконструкции сетей водоотведения для инвестиционного проекта АО БМК «Меланжист Алтая» Правительство Алтайского края впервые привлекло казначейский инвестиционный кредит (КИК). Также прорабатывается вопрос использования КИК для реализации инвестиционных проектов для жилищного строительства, развития территории Барнаульского сереброплавильного завода (памятник федерального значения. — Прим. ред.), входящего в туркластер «Барнаул — горнозаводской город». Но это уже планы второго полугодия и очередной трехлетки.

— В завершение нашего разговора хотелось бы коснуться темы нового закона — 33‑ФЗ. Как оцениваете происходящие изменения?

— Реформа местного самоуправления направлена на то, чтобы перезагрузить работу муниципальных властей, повысить эффективность их деятельности, укрепить организационную и финансовую базу. Она коснется без исключения каждого, но давать оценку изменениям еще рано. Наш регион использует предоставленное федеральным законодателем время для выбора наиболее подходящей модели, учитывая свои особенности и приоритеты.

В июне была создана рабочая группа по реализации закона о местном самоуправлении при Алтайском краевом Законодательном собрании. В нее вошли представители законодательной и исполнительной власти, а также муниципалитетов края. Сейчас в краевом парламенте готовятся к первому заседанию рабочей группы: проводят консультации с органами исполнительной власти и местного самоуправления, анализируют региональное законодательство для составления дорожной карты по приведению его в соответствие с 33‑ФЗ. И это новый вызов, преодоление которого будет зависеть в том числе от нас, финансистов.

Пользуясь случаем, хочу поздравить работников финансовой сферы с наступающим профессиональным праздником и пожелать коллегам крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и оптимизма. Пусть новые вызовы становятся стимулом для достижения еще более впечатляющих результатов.

Подготовила А. Ю. Ольховая


Поделиться: