Версия для печати 386 Материалы по теме
О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов»

Владимир Викторович Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, директор АНО «Институт реформирования общественных финансов», член Общественного совета при Минфине России, доктор экономических наук

Проект федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов верстался в непростых условиях. Бурный экономический рост, который испытывала наша страна в последние годы, затухает. После того как темпы роста в 2023 и 2024 годах были более 4% ежегодно, сложно ожидать, что экономика будет расти столь же быстро и что доходы бюджета также увеличатся. При этом денежно-кредитная политика остается жесткой. Высокая ключевая ставка Центрального банка не дает возможности предприятиям кредитоваться и наращивать объемы производства. Действие санкций недружеских стран оказывает негативное влияние на поступление нефтегазовых доходов.

В то же время существует необходимость сохранения повышенных расходных обязательств, в том числе на сохранение мер социальной поддержки, на проведение специальной военной операции и на финансовое обеспечение реализации национальных проектов. В таких условиях правительству удалось найти определенные решения по мобилизации доходов, предложив меры по повышению ставки по НДС и сокращению порога для плательщиков данного налога. Возможным действием было бы и наращивание государственного долга, но делать это крайне затруднительно в силу ограниченности рынка заимствований и потому, что это привело бы к существенному увеличению темпов инфляции и другим неблагоприятным последствиям.

Поэтому предложенный проект федерального бюджета выглядит сбалансированным, создавая основу для устойчивого развития экономики и социальной сферы. Мы видим, что проводимая бюджетная политика исходит из безусловного исполнения всех социальных обязательств и реализации национальных проектов, что бюджет сохраняет условия для роста доходов населения. Предполагается, что дефицит федерального бюджета в ближайшую трехлетку не будет превышать 2% от ВВП страны, что является безопасным его уровнем.

Однако при неблагоприятном стечении обстоятельств доходы могут снизиться, и это потребует сокращения расходов. Такие риски нужно учитывать в реализации бюджетной политики, тем более проект федерального бюджета на 2026–2028 годы уже предусматривает сокращение доходов по отношению к тем объемам, которые содержатся в действующем на сегодняшний день федеральном законе о федеральном бюджете на 2025–2027 годы. В соответствии с новым прогнозом корректируются и важнейшие макроэкономические параметры, отраженные в бюджете, например темпы экономического роста, уровень инфляции, цена на нефть, курс национальной валюты.

Поскольку в условиях действия разных факторов точное прогнозирование бюджетных параметров становится затруднительным, наверное, правильным было бы в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики или каких-то иных документах, сопровождающих проект федерального бюджета, отражать различные сценарии его исполнения в случае подобных корректировок. В том числе более четко закреплять приоритетные направления расходов, то есть те, которые будут безусловно профинансированы даже в условиях необходимости сокращения расходов.

Еще один вопрос, возникающий в связи с рассмотрением федерального бюджета, касается рисков исполнения региональных бюджетов. Предлагаемые налоговые изменения, конечно же, негативно отразятся на доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ. Это связано с тем, что при увеличении ставки по НДС и снижении порога для его уплаты, во-первых, сократятся собственно поступления по УСН, а во-вторых, возможно, пойдет вниз объем прибыли предприятий, а следовательно, уменьшатся поступления налога на прибыль, который остается вторым по значимости (после НДФЛ) источником доходов региональных бюджетов.

Поэтому при утверждении нового налогового пакета придется предусматривать меры по компенсации возможного сокращения этих доходов и закладывать более крупные объемы межбюджетных трансфертов регионам. В противном случае риски дестабилизации финансовой устойчивости субъектов РФ, уже в значительной степени испытывающих дефицит, еще более возрастут.

Адрес телеграм-канала автора https://t.me/Klimanov_ru


Поделиться: