Достижения последних лет говорят о том, что в финансовой сфере страны происходят не просто локальные преобразования. Как отмечают эксперты сессии «Казначейство России в цифровую эпоху: тренды, планы, вызовы», прошедшей на полях Московского финансового форума, сегодня можно говорить уже об изменении самого финансового ландшафта страны. И в первую очередь оно происходит за счет внедрения новых цифровых финансовых сервисов и цифровизации финансовой сферы в целом.
Прозрачность и бесшовность
По словам ректора Финансового университета при Правительстве РФ С. Е. Прокофьева, Федеральным казначейством под руководством Минфина России совместно с Центробанком был внедрен ряд ключевых инноваций, которые принципиально меняют финансовую сферу. В частности, это внедрение системы казначейских платежей, цифровизация госзакупок и продажи государственных активов, а также запуск целого ряда клиентоориентированных сервисов. «Достаточно сказать, что 56 ведомств страны полностью отказались от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Эту функцию взяло на себя Казначейство России с мультипликатором 1 к 20: где раньше трудились 20 бухгалтеров, теперь один бухгалтер в казначействе», — отмечает Прокофьев.
Говоря о трендах, он подчеркивает, что на данный момент очень важно, чтобы внедрение технологий происходило по принципам бесшовности, интеграции разных баз данных. В противном случае затраты на транспортировку огромных объемов информации будут нивелировать эффект от их использования. Например, Казначейство России в платежной системе Центрального банка занимает 12% оборота, что, по данным 2024 года, составляет 575 триллионов рублей. «Это очень большая цифра, у нас работает больше миллиона участников системы казначейских платежей», — говорит А. Т. Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства.
Сегодня, по ее словам, цифровое казначейское пространство можно разделить на три основных блока: система казначейских платежей, казначейское обслуживание и казначейский учет (таблица). Система казначейских платежей — это, собственно, денежные отношения, осуществляемые через государственные информационные системы: ГИИС «Электронный бюджет», единую бюджетную платформу и ГИС о государственных и муниципальных платежах. Что касается казначейского обслуживания, то ключевое полномочие, исполняемое в его рамках, это проверка целеполагания платежей, где оперируют не столько реальными деньгами, сколько бюджетными данными, их отражением на лицевых счетах. Коды бюджетной классификации, коды нацпроектов и прочие кодировки, используемые для казначейского обслуживания, обеспечивают внутри бюджетной системы прослеживаемость средств и проверку целеполагания.
Таблица. Цифровое казначейство
|
Система казначейских платежей |
Казначейское обслуживание |
Казначейский учет и отчетность |
|
• Ликвидность бюджетной системы РФ Управление ликвидностью • Казначейские счета, остатки • Внешние и внутренние платежи • Взаимодействие с ЦБ, НПС • Учет и распределение доходов |
• Бюджетные данные • Коды прослеживаемости (КБК, КОКС и пр.) • Лицевые счета • СМЕТА, ПФХД • Учет БО и ДО Санкционирование, расходные операции • Казначейское сопровождение • Межбюджетные трансферты |
• Главная книга РФ • Казначейский счет • Отчетность об исполнении бюджетов • Центральный бухгалтерский учет |
|
ГИИС ЭБ, ГИС ЕБП, ГИС ГМП |
ГИИС ЭБ, ГИС ЕБП |
ГИИС ЭБ, ГИС ЕБП |
Если говорить об учете бюджетных обязательств, то вся система отстроена так, что когда субъектом РФ, который находится на полном казначейском обслуживании, заключен контракт, то под конкретные обязательства есть захолдированные средства. С помощью ГИС на учет встает каждое бюджетное обязательство. «Необходимость прослеживаемости потребовала от казначейства стать чем-то большим, чем просто оператором бюджетных платежей, стать оператором систем, где, собственно, и формируются документы-основания. Работа взаимосвязанных систем с большим объемом различной информации позволила в конечном итоге сформировать большие данные и сделать их частью большой системы государственной автоматизированной системы „Управление“ (ГАСУ), которой пользуются все правительства», — подчеркивает Катамадзе. Диагностика, по ее словам, важнейшая часть принятия правильных управленческих решений. И текущее состояние цифровизации казначейства позволяет в любой момент времени собрать практически любую информацию по движению финансов.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти
Поделиться:




