Франция демонстрирует уникальный подход к модернизации государственного управления: правительство создало разветвленную сеть инновационных лабораторий для вовлечения граждан в процесс преобразования госуслуг и апробации новых решений. Этот опыт сочетает технологические новации с глубокой трансформацией административной культуры, благодаря чему может служить ценным примером для других стран.
Валерий Дмитриевич Дзгоев, руководитель объединенных редакций ИД «Бюджет»
Публикация подготовлена совместно с Центром управленческих инноваций
В Европе сложилась уникальная экосистема цифровизации государственного управления, где лидерские позиции занимают страны Северной Европы и Балтии. Бесспорным флагманом стала Эстония, реализовавшая наиболее полную цифровую трансформацию — от тотальной цифровизации документооборота до создания единой системы электронных государственных услуг.
Финляндия, как исторический пионер цифровизации, начала внедрять компьютерные технологии в госуправление еще в 1958 году, а к 1965 году создала первый государственный компьютерный центр. Сегодня страна делает ставку на искусственный интеллект и использование больших данных в государственном секторе.
Швеция демонстрирует системный подход, сочетающий развитую ИТ-инфраструктуру с мощной образовательной базой и государственной поддержкой технологических стартапов. Особое внимание здесь уделяют подготовке ИТ-специалистов — от школьных программ до магистратур.
В этот ряд входят и другие страны — Дания с ее «цифровой демократией», Нидерланды с умными городскими решениями, Австрия с передовыми наработками в области кибербезопасности. Однако среди крупных европейских государств особого внимания заслуживает опыт Франции, где цифровая трансформация сочетается с глубокой реформой системы государственного управления.
DITP как драйвер преобразований
Межведомственное управление по государственным преобразованиям (DITP) было создано в 2015 году как ответ на все более очевидную потребность в системной модернизации государственного аппарата Франции. Ведомство стало главным координатором всех инновационных инициатив в публичном секторе, при этом его миссия выходит далеко за рамки простой цифровизации услуг: DITP работает над изменением самой философии государственного управления в стране. Декларируется пять основных целей:
- обеспечение эффективной реализации приоритетов правительства;
- децентрализация государственного управления;
- повышение эффективности, качества и доступности государственных услуг;
- упрощение процедур для граждан и госслужащих;
- сопровождение административных преобразований.
За девять лет работы DITP сформировало уникальную экосистему, включающую три уровня взаимодействия: федеральные лаборатории при министерствах, региональные и городские центры инноваций, а также отраслевые платформы (например, в области здравоохранения и транспорта). Всего сеть включает более 140 лабораторий управленческих инноваций. Особого внимания заслуживает система мониторинга и оценки эффективности, которая позволяет не только отслеживать текущие проекты, но и выявлять лучшие практики для масштабирования.
Финансовая модель DITP предполагает сочетание государственного финансирования (примерно 60% бюджета) и партнерских вкладов от частного сектора. Такой подход обеспечивает устойчивость программ и создает мотивацию для бизнеса участвовать в проводимых преобразованиях. Ежегодный бюджет управления составляет около 45 миллионов евро, при этом каждый вложенный евро, по оценкам экспертов, приносит
Ключевым инструментом DITP стал ежегодный Атлас лабораторий общественных инноваций, который превратился в международно-признанный стандарт документирования инновационных практик. Последнее издание включает не только исчерпывающий перечень лабораторий, но и детальный анализ их методологий, показателей эффективности и кейсов внедрения инноваций.
Семь принципов новой управленческой культуры
Французская модель государственных инноваций базируется на семи фундаментальных принципах, которые были сформулированы на основе многолетних экспериментов. Эти принципы представляют собой синтез лучших мировых практик и собственных уникальных французских наработок.
Принцип ориентации на потребности пользователя реализуется через систему постоянного сбора обратной связи. Например, все новые государственные сервисы проходят обязательное тестирование с участием фокус-групп из граждан. Особенно показателен опыт налоговой службы, где внедрение клиентоцентричного подхода сократило время обработки запросов на 40%.
Культура экспериментирования предполагает создание «песочниц» для тестирования рискованных или неоднозначных решений. Уникальной французской практикой стало введение «карты инноватора» — специального статуса для госслужащих, позволяющего отклоняться от регламентов в исследовательских целях. За первые три года действия программы было выдано более 1,2 тысячи таких карт.
Принцип межведомственной открытости реализуется через систему ротации кадров и совместных проектных групп. Статистика показывает, что в 2023 году 78% инновационных проектов имели междисциплинарные команды по сравнению с 35% в 2018 году. Это свидетельствует о значительном прогрессе в преодолении административных барьеров.
Особого внимания заслуживает система мотивации госслужащих к инновационной деятельности. Помимо традиционных премий, внедрена комплексная программа карьерного роста: участие в инновационных проектах становится обязательным условием для продвижения на руководящие позиции.
Месяц общественных инноваций
С 2014 года DITP ежегодно проводит Месяц общественных инноваций — масштабную инициативу, объединяющую государственных служащих, представителей региональных администраций, учреждений здравоохранения и социальной сферы. Этот проект служит платформой для обмена передовым опытом и инновационными решениями в сфере государственного управления. Так, в ноябре 2024 года состоялся уже
DITP не только организует центральные события, но и поддерживает локальные инициативы, помогая учреждениям по всей Франции проводить собственные мероприятия в рамках проекта. Ежегодно проходит около 400 различных событий. Этот проект стал важным инструментом повышения качества государственных услуг, оптимизации административных процессов, укрепления диалога между властью и обществом.
Региональные кейсы: от теории к практике
Истинная эффективность государственных инноваций проверяется не в министерских кабинетах, а на местах — там, где новые подходы сталкиваются с реальными потребностями граждан. Именно региональные лаборатории Франции стали полигоном для апробации наиболее интересных решений.
Регион Иль-де-Франс с его лабораторией Le FipLab демонстрирует, что инновационные подходы могут трансформировать даже такие консервативные сферы, как управление государственными финансами. За шесть лет работы лаборатория реализовала 47 проектов, из которых 32 были масштабированы на национальном уровне. Особенно успешным оказался проект по визуализации бюджетных данных, увеличивший прозрачность распределения средств на 65%.
В Нанте лаборатория État’LIN сделала акцент на вовлечении граждан через технологию «живых лабораторий». Это уникальный формат, предполагающий превращение городских пространств в площадки для совместного творчества граждан и госслужащих. В 2023 году такие лаборатории посетили более 15 тысяч человек, а 28 разработанных ими решений получили официальное одобрение мэрии и были внедрены в работу муниципальных служб.
Марсель предлагает интересный пример решения миграционных вопросов через инновационные подходы. Созданная там лаборатория специализируется на разработке госуслуг для многонационального населения города. Ее решения в области многоязычных административных сервисов были отмечены наградой ООН как лучшая практика 2024 года.
Лионский эксперимент по внедрению искусственного интеллекта в работу муниципальных служб показал, как технологии могут усиливать и дополнять человеческий потенциал. Разработанная система предиктивной аналитики помогла оптимизировать маршруты городского транспорта, сократив время ожидания на 22% без дополнительных бюджетных вложений.
Французский опыт в глобальном контексте
Французская модель государственных инноваций постепенно становится экспортным продуктом. Так, в 2023 году DITP подписало соглашения о сотрудничестве с 12 странами, включая Канаду, Южную Корею и ЮАР. Особый интерес зарубежных партнеров вызывает система подготовки кадров — ежегодно французские центры обучают более 500 иностранных специалистов.
Сравнение с эстонской моделью цифровизации показывает принципиальное различие подходов. Если Эстония делает акцент на технологических решениях, то Франция фокусируется именно на организационной трансформации. Эксперты ОЭСР в своем докладе 2024 года отметили, что французская система имеет более прочные долгосрочные перспективы по сравнению с другими моделями.
Пандемия COVID-19 стала своеобразным стресс-тестом для системы. Французские лаборатории смогли за три месяца перепрофилировать 60% своих проектов под нужды кризисного управления. Разработанные в этот период решения, такие как платформа для координации волонтеров, продолжают использоваться и совершенствоваться.
Уникальным вкладом Франции в глобальную практику стало развитие концепции административного дизайна. Эта комбинация методов сервис-дизайна, поведенческой экономики и государственного администрирования выделилась в самостоятельную учебную дисциплину, которую изучают в 30 вузах разных стран.
Вызовы и перспективы: куда движется система?
Несмотря на впечатляющие успехи, французская модель управленческих инноваций сталкивается с серьезными вызовами. Главный из них — проблема масштабирования: только 23% успешных пилотных проектов добираются до внедрения на национальном уровне. Для решения этой проблемы в 2025 году запущена программа «Инновационный лифт» с бюджетом 12 миллионов евро.
Другой вызов — сопротивление части госаппарата. Социологические исследования показывают, что около 18% чиновников старше 50 лет активно сопротивляются изменениям. В ответ DITP разрабатывает специальные программы адаптации, нацеленные на разные возрастные группы служащих.
Перспективы развития системы связаны с тремя основными направлениями: углубленной персонализацией госуслуг на основе больших данных, созданием межстрановых инновационных альянсов и развитием зеленых административных технологий. Особые ожидания связаны с проектом «Администрация-2030», который должен создать прототип модели госуправления следующего поколения.
Уроки для других стран
Французский опыт демонстрирует, что успешная модернизация государственного управления требует комплексного подхода, сочетающего технологические, организационные и культурные преобразования. Главный урок заключается в том, что инновации должны быть не разовыми проектами, а частью повседневной административной практики.
Особую ценность представляет французская модель управления изменениями, которая балансирует между вертикальными управленческими инициативами и инновациями снизу. Этот баланс достигается через сложную, но эффективную систему институтов развития, подобных DITP.
Ценность французского опыта для других стран заключается не в готовых решениях, а в методологической основе для разработки собственных моделей модернизации госуправления. Как показывает практика, наилучшие результаты дает именно адаптация, а не простое копирование зарубежных наработок.
Поделиться:
Территориальные инновационные лаборатории DITP

