Версия для печати 65 Материалы по теме
От стратегий к действиям

Обсуждения, состоявшиеся в рамках очередного Санкт-Петербургского Форума стратегов, сместились с глобальных образов будущего к практической настройке управленческих механизмов.

XXIII Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», состоявшийся в Санкт-Петербурге в конце октября, традиционно собрал представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, экспертного и научного сообществ для обсуждения актуальных проблем пространственного развития и управления. Программа мероприятия была сфокусирована на наиболее проблемных вопросах реализации национальных проектов, цифровой трансформации государственного управления и повышения инвестиционной привлекательности территорий. При этом темой, которая вызвала наиболее жаркие дискуссии в рамках тематических сессий, стала масштабная реформа местного самоуправления, связанная со вступлением в силу Федерального закона № 33‑ФЗ.

Мечты и реальность

Открывая пленарное заседание «Стратегии реальных результатов», вице-губернатор Санкт-Петербурга В. Н. Москаленко подчеркнул, что город в очередной раз подтвердил свой статус ведущей стратегической площадки страны, а обновленная стратегия развития до 2035 года стала реальным «документом общественного согласия». Главная цель этой стратегии остается неизменной — повышение качества жизни каждой семьи. «Защищая свое право на суверенитет, мы сплотились вокруг завещанных предками ценностей, демонстрируя высочайший уровень патриотизма», — заявил спикер.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению С. И. Морозов отметил: «Настало время не деклараций, а конкретных решений. Россия нуждается в стратегиях, которые приводят к реальным изменениям. К созданию новых производств, развитию инфраструктуры, повышению качества жизни в каждом городе, в каждом поселке, в каждом регионе». Затрагивая проблему реформы МСУ, депутат акцентировал внимание на необходимости сформировать «понятную и справедливую архитектуру территориального устройства». Он подчеркнул, что укрепление местного самоуправления — это не только юридическая, но и ценностная задача. Особый интерес вызвал рассказ депутата о формировании образа будущего России в рамках партийного проекта «Выбирай свое». «Мечты становятся реальностью. Но лишь при условии, что мы в эти мечты верим и что у нас есть критическая масса людей, готовая преобразовать эти мечты в планы», — отметил Морозов.

Заместитель министра финансов России Н. А. Бегчин обрисовал картину финансового обеспечения национальных целей на ближайшие годы. Он сообщил, что на реализацию нацпроектов в шестилетнем цикле 2025–2030 годов за счет всех источников предусмотрено почти 60 триллионов рублей. Из них 41 триллион — средства федерального бюджета, причем в проекте закона о бюджете на ближайшую трехлетку заложен почти 21 триллион рублей. Для сравнения: за весь предыдущий шестилетний период (2019–2024) из федерального бюджета на нацпроекты было направлено 16 триллионов рублей. Бегчин подчеркнул, что система планирования стала гораздо более конкретной. «Это не абстрактный 21 триллион — каждая строчка бюджета у нас однозначно связана с результатом. Сколько будет построено объектов в каждой сфере, сколько человек будет обучено, какому количеству граждан будет оказана социальная поддержка», — отметил замминистра.

Среди самых ресурсоемких нацпроектов — «Семья» (9 триллионов рублей), «Инфраструктура» (5 триллионов) и «Молодежь и дети» (1,8 триллиона). На национальные проекты технологического лидерства в общей сложности предусмотрено порядка 2,5 триллиона рублей.