№ 11 ноябрь 2025 — 05 ноября 2025

В центре внимания — полномочия муниципалитетов. Муниципалитеты Центра и Северо-Запада России обсудили распределение полномочий в рамках Закона 33‑ФЗ

Калининград

Версия для печати 241 Материалы по теме
В центре внимания — полномочия муниципалитетов. Муниципалитеты Центра и Северо-Запада России обсудили распределение полномочий в рамках Закона 33‑ФЗ

Руководители муниципальных образований центральной и северо-западной частей России встретились в конце октября на территории самого западного города нашей страны. В Калининграде участники общего собрания СГЦСЗР[1] обсудили наиболее важный на сегодняшний день для муниципального сообщества документ — недавно утвержденный Федеральный закон № 33‑ФЗ, а также проблематику сбора турналога, внедрения управленческих и технологических инноваций в муниципалитетах — участниках союза и другие вопросы.

Новации Закона 33‑ФЗ

Одной из ключевых и самых обсуждаемых тем стало изменение полномочий муниципальных образований в связи с вступлением в силу Федерального закона № 33‑ФЗ. Как отметила доцент кафедры конституционного и муниципального права МГУ О. И. Баженова, наличие полутора лет для составления муниципалитетами перечня компетенций дает прекрасную возможность осмыслить то, что предстоит сделать, чтобы принятые решения позволили муниципальным образованиям продолжать эффективно работать.

«Федеральный закон № 33‑ФЗ принимался не для того, чтобы вручить субъектам РФ неопределенное содержание полномочий. Если мы обратимся к статье 6 нового закона, то увидим, что субъекты РФ все же обладают архитектурой полномочий. Кроме того, субъекты РФ, реализуя те полномочия, которые они решили на себя взять, должны действовать в рамках созданного ранее единого федерального правового пространства, учитывая сложившуюся практику Конституционного суда РФ», — сказала Баженова.

Она напомнила о подходах, которые существовали в период действия разных законов. Первый подход — это положения закона 1995 года, когда законодатель формировал перечень вопросов местного значения, но предоставлял субъектам РФ право расширять этот перечень. Второй подход — когда законодатель в 131‑ФЗ закрепил закрытый перечень вопросов местного значения, но начиная с 2014 года установил право перераспределять полномочия по решению вопросов местного значения. Это нужно было как некий промежуточный вариант, когда законодатели вынуждены были сохранять общий принцип закрытости перечня вопросов местного значения. Новый подход закреплен в 33‑ФЗ и является продолжением и развитием прежнего подхода из 131‑ФЗ. Он предполагает, что основным инструментом в распоряжении компетенциями муниципальных образований становится перераспределение.

Теперь субъект РФ решает, какие вопросы он оставляет на усмотрение самих муниципалитетов, а какими будет заниматься сам. Поэтому институт перераспределения — это инструмент расширения и изменения компетенции, то есть расширение компетенций субъекта Федерации соответствует сокращению компетенций муниципалитета, который лишь в рамках вопросов местного значения перераспределяет полномочия.

«Важно понимать, что Конституционный суд РФ рассматривает правовую определенность в контексте стабильности муниципальных компетенций. Поэтому у субъектов РФ, что бы сегодня они ни думали, нет возможности распределять полномочия после каждого законодательного собрания: муниципальные компетенции должны быть стабильными и постоянными. Только это обеспечивает предсказуемость вопросов и их финансовое обеспечение», — подытожила она.

Председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ, генеральный директор Союза российских городов А. Н. Максимов отметил, что на сегодняшний день можно говорить о сужении муниципальных компетенций. Он также подчеркнул: «Хотя в 33‑ФЗ говорится о том, что никакие другие законы не могут предусматривать полномочия, но при этом мы понимаем, что есть большое количество разных законодательных актов, которые предусматривают какие-то полномочия, которые не интегрированы в 33-й федеральный закон».