Версия для печати 17 Материалы по теме
Платежный календарь — инструмент повышения эффективности управления государственными финансами

В 2019 году Правительство РФ приняло Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в рамках которой с целью развития современных технологий исполнения бюджетов бюджетной системы РФ была создана система казначейских платежей и произошел переход на единый казначейский счет. Перед Федеральным казначейством встала задача поиска универсального инструмента управления платежами федерального бюджета для обеспечения качественного и своевременного исполнения обязательств, предотвращения возможных кассовых разрывов и снижения рисков изменчивости остатков средств на едином казначейском счете. В качестве эксперимента в поиске такого инструмента был определен флагманский проект Федерального казначейства, имеющий стратегический и долгосрочный характер, а также затрагивающий широкий круг участников, — «Платежный календарь Казначейства России».

Елена Викторовна Калыгина, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Ленинградской области, преподаватель кафедры «Инновации и финансы общественного сектора» Санкт-Петербургского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Справка

Платежный календарь — свод информации, который будет использоваться в ходе исполнения полномочий Казначейства России в части прогнозирования и таргетирования остатков средств на едином счете федерального бюджета (ЕСФБ) и едином казначейском счете (ЕКС)*.

* Бюджетный кодекс РФ.

На первый взгляд теория, закладываемая в механизм реализации платежного календаря, выглядит достаточно простой и понятной. В соответствии со сценарием проведения эксперимента все платежи предлагается ранжировать на срочные и рискоемкие. При этом для проведения санкционирования рискоемких платежей отводится больше времени по сравнению с действующей практикой проведения проверки платежей. Также предусматривается возможность переноса платежей в случае необходимости балансировки ликвидности на едином счете федерального бюджета и, как следствие, на едином казначейском счете. Однако само технологическое внедрение требует не только проработки огромного количества нормативных правовых документов, но и анализа бизнес-процессов, используемых в государственных информационных системах: от заключения государственного контракта до прохождения платежа по нему.

Создание, внедрение и развитие такого масштабного проекта было распределено на четыре этапа.

Первый этап: подготовительный

Подготовительный этап (2019–2020 годы) — создание подходов для формирования платежного календаря, формулирование целеполагания и задач реализации.

На начальном этапе Федеральным казначейством разработаны:

  • алгоритм ранжирования платежей по определенным группам;
  • алгоритм переноса платежей клиентов территориальных органов Федерального казначейства в случае необходимости балансировки ликвидности на ЕКС;
  • укрупненные схемы ключевых бизнес-процессов по формированию платежного календаря, в том числе механизм управления очередью платежей;
  • сценарий эксперимента по формированию платежного календаря;
  • первоначальный проект целевой модели по формированию и развитию платежного календаря (рисунок 1).