Валерий СОКОЛОВ, директор финансового департамента администрации города Хабаровска
В 2005 г. было принято постановление мэра города и утверждены мероприятия по разработке программ реформирования муниципальных финансов, что способствовало увеличению собственного экономического и налогового потенциала.
Первым по значимости направлением реформы бюджетного процесса стало реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», проведены реформы, суть которых заключается в переходе от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами.
Результатом реформирования бюджетной классификации стало:
укрупнение разделов функциональной классификации;
укрупнение позиций экономической классификации;
введение понятия «администратор поступлений»;
введение единой структуры кодов;
переориентация бюджетных средств на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств.
В связи с переходом на новую Инструкцию по бюджетному учету и внедрением единого плана счетов в Хабаровске были проведены мероприятия, включающие обучение по темам «Реформирование бюджетного учета» и «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого плана счетов бюджетного учета».
За счет средств краевого бюджета приобретен и безвозмездно передан бюджетным учреждениям города программный продукт «Парус-Бюджет». На сегодняшний день данную программу используют в 76 учреждениях (196 учреждений работают в программе «1С-бухгалтерия»). Открыта горячая линия «Новая инструкция», организованная корпорацией «Парус» (Москва), где можно получить бесплатные консультации по применению продукта «Парус-Бюджет».
Теперь необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы. Добиться поставленных целей можно только с помощью повышения эффективности расходов и ответственности за достижение планируемых результатов, как и предполагается реформой. Эффективное управление бюджетным процессом, особенно практическая работа над составлением и исполнением бюджета, требует от финансистов знаний о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетной сферы.
Наряду с обеспечением квалифицированными кадрами важнейшим является компьютеризация бюджетной системы. Все рабочие места объединены локальной вычислительной сетью. Бюджетные процедуры выполняются посредством современных программных продуктов и средств оргтехники, сотрудники департамента являются пользователями автоматизированных систем «Консультант-Плюс», «Кодекс». Применение передовых информационных технологий в нашей работе – стратегическая задача, в связи с чем мэром города принято решение о переходе в 2007 г. на автоматизированную систему управления бюджетом, внедрение системы анализа и планирования финансов города.
Достаточно высокая централизация функций по управлению общественными финансами, выполняемых тремя структурными подразделениями – Финансовым департаментом, Департаментом муниципальной собственности и Управлением экономического развития, – позволяет администрации города выстроить эффективную вертикаль управления муниципальными финансами города Хабаровска.
Вторым важным направлением реформирования является реформа бюджетного сектора, которая включает в себя:
совершенствование управления сетью получателей бюджетных средств;
мониторинг сети подведомственных учреждений;
изменение порядка осуществления бюджетными учреждениями отражения средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых бюджетных счетах в Казначействе;
формирование Реестра расходных обязательств, представляющего собой один из индикаторов готовности перехода к трехлетнему бюджетированию.
Внедрение в бюджетный процесс казначейской системы позволило изменить организацию исполнения бюджета, установить достаточно жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, обеспечено более четкое соблюдение бюджетных назначений.
Использование технологий единого счета бюджета, закрытие всех расчетных счетов бюджетных учреждений в коммерческих банках и перевод их в единую систему казначейского обслуживания позволило получить достоверную информацию обо всех финансовых потоках и существенно изменить порядок казначейского обслуживания бюджета. В результате уменьшилось количество организаций, допускающих нарушения, повысилась финансовая дисциплина бюджетополучателей, ответственность за выполнение требований бюджетного законодательства. В настоящее время в городе по реестру бюджетополучателей обслуживаются 354 учреждения.
Применение автоматизированной системы управления бюджетными расходами на базе казначейского исполнения бюджета города позволяет:
своевременно обновлять информацию о муниципальных финансах;
гарантировать предварительный, текущий и последующий контроль за бюджетными расходами;
обеспечивать контроль за возникновением бюджетных обязательств;
создавать условия для расширения сферы применения конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для муниципальных нужд;
усилить контроль и подотчетность финансов бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, сократить кредиторскую задолженность и обеспечить снижение цен при закупке товаров, работ и услуг для бюджетных нужд.
Например, в здравоохранении в целях реализации указанных задач было создано муниципальное учреждение – городской медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ).
Администрацией города в течение ряда лет проводился анализ эффективности использования бюджетных ассигнований муниципальными учреждениями дополнительного образования. При анализе учитывались такие показатели, как динамика количества обучающихся детей, эффективность использования занимаемых площадей, а также востребованность предоставляемых услуг населением города. По итогам было реорганизовано несколько муниципальных учреждений:
две школы искусств – муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 7 города Хабаровска» и «Детская школа искусств № 8 города Хабаровска» – объединены;
три детско-юношеских клуба физической подготовки реорганизованы путем вливания в детские юношеско-спортивные школы.
Необходимым становится формирование и утверждение единого реестра отраслевых нормативов финансовых затрат на оказание гарантированного перечня социально значимых услуг. Внедрение нормативно-подушевого финансирования, являющегося инструментом повышения эффективности расходов, позволит конкретизировать муниципальный заказ как в натуральном, так и финансовом выражении, и более точно разрабатывать перспективные планы по расходам бюджета города.
В Хабаровском крае нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений вводятся только в рамках региональной системы общего образования, с целью повышения их экономической самостоятельности и эффективности управления. В Министерстве образования Хабаровского края сформирована рабочая группа по внедрению методики расчета подушевых финансовых расходов на общее образование, которая будет распространяться в муниципальных образованиях с 2007 г.
В настоящее время роль информации в управлении социально-экономическими процессами значительно возросла. Наличие своевременных и достоверных сведений о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием.
Внедрение информационных систем учета имущества дает положительные результаты. Ведь процесс управления муниципальным имуществом связан с обработкой большого количества данных, причем их достоверность, актуальность и полнота непосредственно влияют на результат работы муниципальных органов по управлению имуществом, а качество организации доступа к информации отражается на деятельности сотрудников.
Программный комплекс SAUMI позволяет отслеживать движение объектов муниципальной собственности с момента их поступления до момента выбытия. С помощью SAUMI можно ответить на следующие вопросы: кому, когда, на какой период, на основании какого документа передается или был передан объект муниципальной собственности. Внедрение информационной системы учета имущества не только повысило качество управления имуществом города, но и дало возможность своевременно отслеживать выполнения денежных и договорных обязательств, оперативно получать информацию об имуществе, производить сверку данных по учету муниципального имущества.
В администрации города создана комиссия по рассмотрению вопросов управления объектами нежилой недвижимости на территории Хабаровска, на заседаниях которой рассматриваются перечни имущества, принимаемого в муниципальную собственность или передаваемого из муниципальной собственности в связи с перераспределением имущества.
Широкое привлечение частных инвестиций в развитие социальной сферы через механизмы партнерства нереально без проведения реформы бюджетного сектора, так как статус бюджетных учреждений фактически блокирует данную возможность.
Что касается перехода к новым организационно-правовым формам бюджетных учреждений, то в свете проблемы реформирования бюджетной сети актуальным является управление хозяйственными субъектами, 100% уставного капитала которых находится в собственности муниципального образования. Работа таких организаций в автономном режиме дает целый ряд преимуществ:
снижение нагрузки на бюджет (все затраты по ФОТ и налогообложению они несут самостоятельно);
действие в рамках свободной конкуренции, как результат – повышение качества реализуемых товаров и услуг для населения города и организаций.
В частности, основной вид деятельности некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска» – строительство объектов социальной сферы, в первую очередь жилья. Фонд успешно решает задачи, связанные с реализацией городской программы строительства жилья и переселения граждан из ветхого и аварийного фонда.
Для достижения поставленных целей в области активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса необходимо выработать способы и методы привлечения инвестиций. Создание структуры, непосредственно решающей эти задачи, позволило сконцентрировать усилия на развитии рынка коммерческой недвижимости, улучшении социального обслуживания жителей города. Муниципальное унитарное предприятие «Управление инвестиционных программ города Хабаровска», своего рода инвестиционный агент, успешно выполняет функции заказчика-застройщика жилой и социальной недвижимости.
Открытое акционерное общество «Центр инновационных технологий города Хабаровска» входит в состав бюджетообразующих предприятий города. Его основной задачей является сохранение и расширение городского имущества, инновационная деятельность, реализация городских инвестиционных и социальных программ, в том числе восстановление объектов недвижимости.
В целях совершенствования форм и методов работы с населением, а также сокращения сроков подготовки разрешительных документов создано новое муниципальное учреждение «Одно окно».
В рамках предложенной Министерством финансов РФ политики с 2006 г. первым этапом бюджетного планирования должен стать трехлетний финансовый план, ежегодно принимаемый вместе с бюджетом на предстоящий год. Среднесрочное планирование необходимо для закрепления стратегических финансовых перспектив на ближайшие годы, что обеспечит согласованность целей экономического, политического и финансового развития.
Основное препятствие для перехода на перспективное финансовое планирование – высокая степень неопределенности при формировании доходной базы местного бюджета. Нестабильность доходов обусловлена сложившимися межбюджетными отношениями, отсутствием законодательно закрепленных на долгосрочной основе нормативов налоговых отчислений.
Многообразие критериев в методике расчета показателей бюджетной обеспеченности муниципальных образований негативно влияет на оценку необходимого и достаточного уровня доходов муниципального образования. Как следствие, появляется возможность для крайне субъективного подхода к определению этого уровня. Реформа, проводимая сегодня в Хабаровском крае, призвана повысить эффективность и прозрачность межбюджетных отношений.
Все муниципальные образования края находятся в разных экономических условиях, причем некоторые практически не имеют налогового потенциала и не заинтересованы в его развитии, так как большую часть местного бюджета составляет финансовая помощь из краевого бюджета.
Для решения проблемы соответствия полномочий и финансовых возможностей города как муниципального образования считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство:
дополнить ст. 58 Бюджетного кодекса РФ установлением законом субъекта РФ единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период (три года) от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством в бюджет субъекта РФ;
предусмотреть зачисление в бюджеты городских округов налога на доходы физических лиц (ст. 61.2 Бюджетного кодекса) по нормативу 50%;
закрепить в Налоговом кодексе транспортный налог в перечне местных налогов, полностью поступающих в бюджеты муниципальных образований;
привести минимальный размер оплаты труда в соответствие с прожиточным минимумом, что позволит увеличить поступление доходов и привлечь к ответственности руководителей предприятий, выплачивающих сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума;
увеличить базовую доходность (гл. 26.3 Налогового кодекса) для исчисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в соответствии с доходами отдельных видов деятельности;
пересмотреть сроки уплаты ЕНВД (гл. 26.3 Налогового кодекса), касающиеся обязательного перечисления авансовых платежей налога в течение отчетного периода, что позволит значительно снизить недоимку на каждую отчетную дату;
расширить полномочия налоговых органов и упростить порядок взыскания и списания задолженности по налогам, уплачиваемым физическими лицами.
Внесение названных корректив позволит муниципальным образованиям иметь стабильную доходную часть бюджета на более долгосрочный период, а значит, эффективно планировать и распределять расходы на осуществление своих полномочий.
Неурегулированность в распределении расходных полномочий между различными уровнями власти создает нестабильность в планировании расходных обязательств города. Часть государственных полномочий передана без финансового обеспечения их реализации и финансирование их осуществляется за счет средств бюджета города. В частности:
содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, кроме питания и обмундирования, осуществляется за счет средств бюджета города (в 2006 г. направлено 74 млн руб.);
подготовка и повышение квалификации кадров в образовании является полномочием края, однако на исполнение данных полномочий из бюджета города выделено 6 млн руб.;
муниципалитет вынужден также расходовать средства на приобретение школьной мебели, учебного оборудования, так как утвержденный краевой норматив не полностью удовлетворяет потребности при реализации основных общеобразовательных программ.
Считаем, что проводимая бюджетная реформа должна привести к закреплению сфер ответственности между всеми уровнями бюджетной системы, что позволит более рационально использовать бюджетные средства, распределив их с максимальной эффективностью. Поэтому необходимо создать условия, при которых муниципальные образования могли бы задействовать все свои ресурсы для развития местной экономики в интересах жителей муниципального образования и управления местными финансами.
Справка «Бюджета»
Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор финансового департамента администрации города Хабаровска
Родился 13 декабря 1962 г. в Хабаровске.
Образование высшее экономическое. В 1984 г. окончил Хабаровский институт народного хозяйства, специальность «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», квалификация «Экономист».
После окончания учебы два года работал в вышеназванном институте преподавателем кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
1986–1988 гг. – старший контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Хабаровскому краю.
1988–1994 гг. – заведующий финансовым отделом администрации Николаевского района.
1994–2000 гг. – начальник финансового управления администрации Хабаровского района.
С ноября 2000 г. по настоящее время возглавляет финансовый департамент администрации города Хабаровска. Стаж работы в финансовых органах – 18,5 лет.
Награжден почетными грамотами администрации и министерства финансов Хабаровского района, почетной грамотой и благодарностями мэра города Хабаровска.
Женат, имеет сына.
В 2005 г. было принято постановление мэра города и утверждены мероприятия по разработке программ реформирования муниципальных финансов, что способствовало увеличению собственного экономического и налогового потенциала.
Первым по значимости направлением реформы бюджетного процесса стало реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», проведены реформы, суть которых заключается в переходе от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами.
Результатом реформирования бюджетной классификации стало:
укрупнение разделов функциональной классификации;
укрупнение позиций экономической классификации;
введение понятия «администратор поступлений»;
введение единой структуры кодов;
переориентация бюджетных средств на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств.
В связи с переходом на новую Инструкцию по бюджетному учету и внедрением единого плана счетов в Хабаровске были проведены мероприятия, включающие обучение по темам «Реформирование бюджетного учета» и «Общая методология применения положений Инструкции по бюджетному учету и единого плана счетов бюджетного учета».
За счет средств краевого бюджета приобретен и безвозмездно передан бюджетным учреждениям города программный продукт «Парус-Бюджет». На сегодняшний день данную программу используют в 76 учреждениях (196 учреждений работают в программе «1С-бухгалтерия»). Открыта горячая линия «Новая инструкция», организованная корпорацией «Парус» (Москва), где можно получить бесплатные консультации по применению продукта «Парус-Бюджет».
Теперь необходимо создать систему управления, ориентированную на установление стандартов качества бюджетных услуг населению, мониторинг эффективности и результативности бюджетных расходов и использование механизмов обратной связи с населением (потребителями услуг) для оценки качества работы учреждений бюджетной сферы. Добиться поставленных целей можно только с помощью повышения эффективности расходов и ответственности за достижение планируемых результатов, как и предполагается реформой. Эффективное управление бюджетным процессом, особенно практическая работа над составлением и исполнением бюджета, требует от финансистов знаний о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетной сферы.
Наряду с обеспечением квалифицированными кадрами важнейшим является компьютеризация бюджетной системы. Все рабочие места объединены локальной вычислительной сетью. Бюджетные процедуры выполняются посредством современных программных продуктов и средств оргтехники, сотрудники департамента являются пользователями автоматизированных систем «Консультант-Плюс», «Кодекс». Применение передовых информационных технологий в нашей работе – стратегическая задача, в связи с чем мэром города принято решение о переходе в 2007 г. на автоматизированную систему управления бюджетом, внедрение системы анализа и планирования финансов города.
Достаточно высокая централизация функций по управлению общественными финансами, выполняемых тремя структурными подразделениями – Финансовым департаментом, Департаментом муниципальной собственности и Управлением экономического развития, – позволяет администрации города выстроить эффективную вертикаль управления муниципальными финансами города Хабаровска.
Вторым важным направлением реформирования является реформа бюджетного сектора, которая включает в себя:
совершенствование управления сетью получателей бюджетных средств;
мониторинг сети подведомственных учреждений;
изменение порядка осуществления бюджетными учреждениями отражения средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых бюджетных счетах в Казначействе;
формирование Реестра расходных обязательств, представляющего собой один из индикаторов готовности перехода к трехлетнему бюджетированию.
Внедрение в бюджетный процесс казначейской системы позволило изменить организацию исполнения бюджета, установить достаточно жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, обеспечено более четкое соблюдение бюджетных назначений.
Использование технологий единого счета бюджета, закрытие всех расчетных счетов бюджетных учреждений в коммерческих банках и перевод их в единую систему казначейского обслуживания позволило получить достоверную информацию обо всех финансовых потоках и существенно изменить порядок казначейского обслуживания бюджета. В результате уменьшилось количество организаций, допускающих нарушения, повысилась финансовая дисциплина бюджетополучателей, ответственность за выполнение требований бюджетного законодательства. В настоящее время в городе по реестру бюджетополучателей обслуживаются 354 учреждения.
Применение автоматизированной системы управления бюджетными расходами на базе казначейского исполнения бюджета города позволяет:
своевременно обновлять информацию о муниципальных финансах;
гарантировать предварительный, текущий и последующий контроль за бюджетными расходами;
обеспечивать контроль за возникновением бюджетных обязательств;
создавать условия для расширения сферы применения конкурсных процедур при закупках продукции, работ и услуг для муниципальных нужд;
усилить контроль и подотчетность финансов бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, сократить кредиторскую задолженность и обеспечить снижение цен при закупке товаров, работ и услуг для бюджетных нужд.
Например, в здравоохранении в целях реализации указанных задач было создано муниципальное учреждение – городской медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ).
Администрацией города в течение ряда лет проводился анализ эффективности использования бюджетных ассигнований муниципальными учреждениями дополнительного образования. При анализе учитывались такие показатели, как динамика количества обучающихся детей, эффективность использования занимаемых площадей, а также востребованность предоставляемых услуг населением города. По итогам было реорганизовано несколько муниципальных учреждений:
две школы искусств – муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 7 города Хабаровска» и «Детская школа искусств № 8 города Хабаровска» – объединены;
три детско-юношеских клуба физической подготовки реорганизованы путем вливания в детские юношеско-спортивные школы.
Необходимым становится формирование и утверждение единого реестра отраслевых нормативов финансовых затрат на оказание гарантированного перечня социально значимых услуг. Внедрение нормативно-подушевого финансирования, являющегося инструментом повышения эффективности расходов, позволит конкретизировать муниципальный заказ как в натуральном, так и финансовом выражении, и более точно разрабатывать перспективные планы по расходам бюджета города.
В Хабаровском крае нормативы подушевого финансирования общеобразовательных учреждений вводятся только в рамках региональной системы общего образования, с целью повышения их экономической самостоятельности и эффективности управления. В Министерстве образования Хабаровского края сформирована рабочая группа по внедрению методики расчета подушевых финансовых расходов на общее образование, которая будет распространяться в муниципальных образованиях с 2007 г.
В настоящее время роль информации в управлении социально-экономическими процессами значительно возросла. Наличие своевременных и достоверных сведений о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации эффективного управления его развитием.
Внедрение информационных систем учета имущества дает положительные результаты. Ведь процесс управления муниципальным имуществом связан с обработкой большого количества данных, причем их достоверность, актуальность и полнота непосредственно влияют на результат работы муниципальных органов по управлению имуществом, а качество организации доступа к информации отражается на деятельности сотрудников.
Программный комплекс SAUMI позволяет отслеживать движение объектов муниципальной собственности с момента их поступления до момента выбытия. С помощью SAUMI можно ответить на следующие вопросы: кому, когда, на какой период, на основании какого документа передается или был передан объект муниципальной собственности. Внедрение информационной системы учета имущества не только повысило качество управления имуществом города, но и дало возможность своевременно отслеживать выполнения денежных и договорных обязательств, оперативно получать информацию об имуществе, производить сверку данных по учету муниципального имущества.
В администрации города создана комиссия по рассмотрению вопросов управления объектами нежилой недвижимости на территории Хабаровска, на заседаниях которой рассматриваются перечни имущества, принимаемого в муниципальную собственность или передаваемого из муниципальной собственности в связи с перераспределением имущества.
Широкое привлечение частных инвестиций в развитие социальной сферы через механизмы партнерства нереально без проведения реформы бюджетного сектора, так как статус бюджетных учреждений фактически блокирует данную возможность.
Что касается перехода к новым организационно-правовым формам бюджетных учреждений, то в свете проблемы реформирования бюджетной сети актуальным является управление хозяйственными субъектами, 100% уставного капитала которых находится в собственности муниципального образования. Работа таких организаций в автономном режиме дает целый ряд преимуществ:
снижение нагрузки на бюджет (все затраты по ФОТ и налогообложению они несут самостоятельно);
действие в рамках свободной конкуренции, как результат – повышение качества реализуемых товаров и услуг для населения города и организаций.
В частности, основной вид деятельности некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства администрации города Хабаровска» – строительство объектов социальной сферы, в первую очередь жилья. Фонд успешно решает задачи, связанные с реализацией городской программы строительства жилья и переселения граждан из ветхого и аварийного фонда.
Для достижения поставленных целей в области активизации и повышения эффективности инвестиционного процесса необходимо выработать способы и методы привлечения инвестиций. Создание структуры, непосредственно решающей эти задачи, позволило сконцентрировать усилия на развитии рынка коммерческой недвижимости, улучшении социального обслуживания жителей города. Муниципальное унитарное предприятие «Управление инвестиционных программ города Хабаровска», своего рода инвестиционный агент, успешно выполняет функции заказчика-застройщика жилой и социальной недвижимости.
Открытое акционерное общество «Центр инновационных технологий города Хабаровска» входит в состав бюджетообразующих предприятий города. Его основной задачей является сохранение и расширение городского имущества, инновационная деятельность, реализация городских инвестиционных и социальных программ, в том числе восстановление объектов недвижимости.
В целях совершенствования форм и методов работы с населением, а также сокращения сроков подготовки разрешительных документов создано новое муниципальное учреждение «Одно окно».
В рамках предложенной Министерством финансов РФ политики с 2006 г. первым этапом бюджетного планирования должен стать трехлетний финансовый план, ежегодно принимаемый вместе с бюджетом на предстоящий год. Среднесрочное планирование необходимо для закрепления стратегических финансовых перспектив на ближайшие годы, что обеспечит согласованность целей экономического, политического и финансового развития.
Основное препятствие для перехода на перспективное финансовое планирование – высокая степень неопределенности при формировании доходной базы местного бюджета. Нестабильность доходов обусловлена сложившимися межбюджетными отношениями, отсутствием законодательно закрепленных на долгосрочной основе нормативов налоговых отчислений.
Многообразие критериев в методике расчета показателей бюджетной обеспеченности муниципальных образований негативно влияет на оценку необходимого и достаточного уровня доходов муниципального образования. Как следствие, появляется возможность для крайне субъективного подхода к определению этого уровня. Реформа, проводимая сегодня в Хабаровском крае, призвана повысить эффективность и прозрачность межбюджетных отношений.
Все муниципальные образования края находятся в разных экономических условиях, причем некоторые практически не имеют налогового потенциала и не заинтересованы в его развитии, так как большую часть местного бюджета составляет финансовая помощь из краевого бюджета.
Для решения проблемы соответствия полномочий и финансовых возможностей города как муниципального образования считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство:
дополнить ст. 58 Бюджетного кодекса РФ установлением законом субъекта РФ единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период (три года) от отдельных федеральных и/или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством в бюджет субъекта РФ;
предусмотреть зачисление в бюджеты городских округов налога на доходы физических лиц (ст. 61.2 Бюджетного кодекса) по нормативу 50%;
закрепить в Налоговом кодексе транспортный налог в перечне местных налогов, полностью поступающих в бюджеты муниципальных образований;
привести минимальный размер оплаты труда в соответствие с прожиточным минимумом, что позволит увеличить поступление доходов и привлечь к ответственности руководителей предприятий, выплачивающих сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума;
увеличить базовую доходность (гл. 26.3 Налогового кодекса) для исчисления единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в соответствии с доходами отдельных видов деятельности;
пересмотреть сроки уплаты ЕНВД (гл. 26.3 Налогового кодекса), касающиеся обязательного перечисления авансовых платежей налога в течение отчетного периода, что позволит значительно снизить недоимку на каждую отчетную дату;
расширить полномочия налоговых органов и упростить порядок взыскания и списания задолженности по налогам, уплачиваемым физическими лицами.
Внесение названных корректив позволит муниципальным образованиям иметь стабильную доходную часть бюджета на более долгосрочный период, а значит, эффективно планировать и распределять расходы на осуществление своих полномочий.
Неурегулированность в распределении расходных полномочий между различными уровнями власти создает нестабильность в планировании расходных обязательств города. Часть государственных полномочий передана без финансового обеспечения их реализации и финансирование их осуществляется за счет средств бюджета города. В частности:
содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, кроме питания и обмундирования, осуществляется за счет средств бюджета города (в 2006 г. направлено 74 млн руб.);
подготовка и повышение квалификации кадров в образовании является полномочием края, однако на исполнение данных полномочий из бюджета города выделено 6 млн руб.;
муниципалитет вынужден также расходовать средства на приобретение школьной мебели, учебного оборудования, так как утвержденный краевой норматив не полностью удовлетворяет потребности при реализации основных общеобразовательных программ.
Считаем, что проводимая бюджетная реформа должна привести к закреплению сфер ответственности между всеми уровнями бюджетной системы, что позволит более рационально использовать бюджетные средства, распределив их с максимальной эффективностью. Поэтому необходимо создать условия, при которых муниципальные образования могли бы задействовать все свои ресурсы для развития местной экономики в интересах жителей муниципального образования и управления местными финансами.
Справка «Бюджета»
Валерий Евгеньевич СОКОЛОВ, директор финансового департамента администрации города Хабаровска
Родился 13 декабря 1962 г. в Хабаровске.
Образование высшее экономическое. В 1984 г. окончил Хабаровский институт народного хозяйства, специальность «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», квалификация «Экономист».
После окончания учебы два года работал в вышеназванном институте преподавателем кафедры «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».
1986–1988 гг. – старший контролер-ревизор КРУ МФ РСФСР по Хабаровскому краю.
1988–1994 гг. – заведующий финансовым отделом администрации Николаевского района.
1994–2000 гг. – начальник финансового управления администрации Хабаровского района.
С ноября 2000 г. по настоящее время возглавляет финансовый департамент администрации города Хабаровска. Стаж работы в финансовых органах – 18,5 лет.
Награжден почетными грамотами администрации и министерства финансов Хабаровского района, почетной грамотой и благодарностями мэра города Хабаровска.
Женат, имеет сына.