О построении системы долгосрочного бюджетного планирования и о ключевых особенностях исполнения федерального бюджета в предстоящую трехлетку рассказал Николай Аркадьевич Бегчин, заместитель министра финансов Российской Федерации.
— Николай Аркадьевич, можно ли утверждать, что к настоящему моменту на федеральном уровне уже выстроена эффективная система долгосрочного бюджетного планирования (включая увязку расходов с достижением национальных целей)? Какие элементы этой системы еще требуют совершенствования?
— Минфин России ведет планомерную работу, направленную на построение системы долгосрочного бюджетного планирования. Многое уже сделано, но и многое еще предстоит сделать.
Во-первых, во все обоснования бюджетных ассигнований включен раздел с оценкой финансового обеспечения на долгосрочный период. Это позволило вовлечь в формирование бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период главных распорядителей, являющихся первоисточником информации о расходных обязательствах федерального бюджета. Нормативно закреплен новый подход к составлению базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета в части второго года планового периода. Теперь мы отталкиваемся от показателей бюджетного прогноза, а не от показателей предыдущего года, как это было ранее. Тем самым фактически был модернизирован принцип «скользящей трехлетки», который используется при планировании бюджета, система стала непрерывной. Параметры прогноза напрямую используются при формировании проекта федерального бюджета.
Во-вторых, внедрен новый инструмент — перспективный финансовый план. Он включает в себя как параметры сводной бюджетной росписи федерального бюджета, так и параметры финансового обеспечения соответствующих мероприятий на долгосрочный период. Такой инструмент позволяет сразу понимать и фиксировать отдаленные финансовые последствия принятых в течение года решений.
В 2025 году закреплена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись и перспективный финансовый план посредством единого документа — заявки, применение которой регламентировано правилами принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета. Таким образом, система долгосрочного бюджетного планирования нашла свое логическое продолжение в цикле исполнения федерального бюджета.
В контексте увязки бюджетных ассигнований с национальными целями развития в этом году усовершенствована система обоснований расходов федерального бюджета. Она включает в себя переход к планированию бюджетных ассигнований в разрезе результатов, которые увязаны с показателями структурных элементов национальных проектов и государственных программ. Это позволяет, с одной стороны, повысить обоснованность объемов средств, а с другой — видеть вклад каждого бюджетного рубля в достижение соответствующих результатов.
Следующая наша задача — синхронизация сроков и этапов составления федерального бюджета и подготовки бюджетного прогноза на долгосрочный период, а также унификация документов, формируемых главными распорядителями в рамках бюджетной трехлетки и долгосрочного периода. Цель — достичь «бесшовности» процедур планирования и оптимизировать работу главных распорядителей и Министерства финансов, в том числе за счет отказа от составления избыточных документов.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти
Поделиться:


