Светлана Дмитриевна Климук родилась в небольшом городке Шадринске Курганской области. Ее родственники жили в Свердловске, поэтому высшее образование она решила получать в Свердловском институте народного хозяйства по специальности «финансы и кредит». После окончания получила распределение в областное финансовое управление.
— Светлана Дмитриевна, расскажите о том, как попали в Финансовое управление Свердловской области. Какой фронт работ вам тогда поручили?
— В те времена представители организаций, которые искали сотрудников, приходили прямо в институт, на экзамены. Начальник отдела кадров областного финансового управления лично присутствовал на наших экзаменах, оценивая нас. Именно он меня и выбрал. Меня направили в бюджетный отдел. Тогда он охватывал все, что сегодня мы относим к социалке: образование, социальную политику, здравоохранение, культуру, физкультуру. Внутри отдела были секторы, и я начинала свою карьеру в секторе районных и городских бюджетов.
— Какие периоды в вашей карьере были самыми сложными для финансовой отрасли?
— Я бы выделила время взаимозачетов. Это был очень непростой период. Также было жестко, когда мы стремились сбалансировать бездефицитный бюджет.
2009 год — это, конечно, отголоски мирового финансового кризиса. Для нас это означало необходимость пересматривать бюджетные прогнозы, искать резервы, оптимизировать расходы. Приходилось работать в условиях неопределенности, когда внешние факторы оказывали существенное влияние на внутреннюю экономику. Это требовало особой гибкости, умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям и принимать нестандартные решения. Мы постоянно анализировали потоки денежных средств, искали возможности для привлечения дополнительных доходов и минимизации рисков. Это был период, когда профессионализм каждого сотрудника, его способность быстро ориентироваться в сложной ситуации были особенно важны.
Помню, как наши министерства и департаменты тогда писали, звонили с просьбами о финансировании. Денег было немного, мы понимали, что в январе нужно будет платить зарплату, поэтому часть средств тогда оставили на остатках. Зарплату выплатили. Но потом пришлось срезать все расходы, даже дотации. Вот это был кошмар. И никто не знал, что и как будет дальше, когда появятся деньги. Я помню, тогда министр экономики Михаил Максимов говорил: «Что у вас там за проблемы? Приходите, я посмотрю расходы министерств, и мы всем все срежем». Он послушал всех, потом говорит: «Да тут не срезать, а добавлять всем надо».
— Что из сделанного в региональном Минфине за все годы работы считаете самым значимым?
— Поскольку в мою зону ответственности входит и всегда входила организация работы по составлению бюджета, то могу сказать, что организационная структура Минфина и, собственно, весь процесс бюджетирования — это результаты моего непосредственного участия в решении множества непростых вопросов. Один из важнейших проектов — это эффективная структура управления, способная результативно решать все задачи как при формировании бюджета, так и при управлении бюджетом. Второе, областной бюджет на 2026 год будет моим 26 проектом.
— Вы также выстраиваете систему межбюджетных отношений региона. Расскажите о ее развитии.
— Как и во многих других регионах страны, ресурсы муниципалитетов Свердловской области очень неоднородны. Поэтому одна из основных наших задач — обеспечить сбалансированность местных бюджетов, расширить их самостоятельность и повысить заинтересованность местных сообществ в реализации инвестиционных проектов. В соответствии с Бюджетным кодексом у нас в регионе дополнительно передаются в местные бюджеты отчисления от федеральных и региональных налогов по единым и дифференцированным нормативам. С 2019 года мы ввели единые нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц в размере одного процента и акцизов на пиво в размере 50 процентов. Ежегодно законом об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере 20 процентов, что в два раза больше, чем рекомендовано БК РФ, и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 30 процентов. Всего доходы местных бюджетов по переданным нормативам отчислений в 2024 году составили 23,7 миллиарда рублей, что на 6,4 миллиарда рублей, или 37 процентов выше уровня 2023 года. В 2025 году объем данных доходов составит порядка 24,7 миллиарда рублей. Рост к уровню 2024 года — 4,2 процента.
Мы считаем, что закрепление единых и дополнительных нормативов отчислений на длительный период — реальный стимул для органов МСУ и путь к укреплению и расширению налоговой базы, созданию комфортных условий для развития МСП. И эта мера, конечно же, способствует формированию и сохранению благоприятной экономической и социальной среды в муниципалитетах.
Хочу отметить, что в Свердловской области расширяется практика применения инициативного бюджетирования, что свидетельствует о востребованности данного механизма. В 2024 году в местные бюджеты поступили инициативные платежи в сумме 72,1 миллиона рублей. Это в 2,4 раза выше, чем в 2023 году. Средства позволили реализовать в 58 муниципальных образованиях инициативные проекты в сфере физической культуры, школьного и массового спорта, обустройства детских площадок и мест для отдыха жителей.
— Вы проработали в финансовой сфере почти четыре десятка лет. Что для вас является самым ценным в вашей работе? Что приносит вам наибольшее удовлетворение?
— Когда я осознаю, что мои решения и предложения, а также командная работа Минфина способствуют финансовой устойчивости и социально-экономическому развитию Свердловской области. Мне важно видеть, что возводятся современные социальные объекты, улучшается жизнь свердловчан. Это приносит огромное удовлетворение и удовольствие. Достижения Свердловской области — это предметы не только моей личной профессиональной гордости, но, я уверена, и всех жителей региона. И в этом уже моя профессиональная радость.
— Каким вы видите современное поколение финансистов? Что советуете молодым коллегам?
— Сегодня молодежь очень продвинута в технологиях, это несомненный плюс. Сейчас законодательство очень быстро меняется. Появляется многовариантность, законы это позволяют. Наша профессия трансформируется и становится более творческой. Если говорить об образе современного финансиста, то это люди с традиционными ценностями, владеющие базовыми знаниями, современными технологиями, способные обрабатывать большие массивы информации и видеть дальше горизонта планирования. И конечно же, с большой личной ответственностью перед обществом, семьей и собой. Кроме того, финансистам присущи юмор, ирония, самоирония. Как правило, они посещают спортзалы и оздоровительные центры, разборчивы в выборе досуга, путешествий, хобби. И, что тоже важно, это люди с хорошей кредитной историей.
А посоветовать я бы хотела научиться говорить нет, быть скептиком, в хорошем значении этого слова. Я думаю, что моя осторожность связана с тем, что мы уже переживали сложные времена в девяностых, начале двухтысячных. Исходя из того опыта, я стала скептиком. Но у большинства своих коллег тоже замечаю знакомые черты: осторожность и скептицизм. При всем при этом на жизнь в целом и ее перспективы я смотрю с оптимизмом.
Поделиться:
С коллегами из отдела территориальных бюджетов

