Версия для печати 122 Материалы по теме
Работа — это второй дом, а коллеги — вторая семья. Министр финансов Ярославской области о становлении в профессии и подходах к работе

Алексей Николаевич Долгов весь свой трудовой путь посвятил Минфину Ярославской области. Придя в ведомство сразу после окончания вуза, он начинал с младших должностей, а в этом году отметил десятилетие на посту министра финансов региона. Главный финансист Ярославской области рассказал «Бюджету» о становлении в профессии, коллективе и, конечно, об актуальных вопросах финансовой политики региона.

Справка

Алексей Николаевич Долгов родился 7 января 1966 года в селе Варегово Большесельского района Ярославской области. В 1995 году окончил Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова по специальности «юриспруденция», в 2014 году получил второе высшее образование также в Ярославском госуниверситете по специальности «финансы и кредит».

С июля 1995 года работает в Департаменте финансов Ярославской области: главный юрисконсульт, консультант-юрист, начальник юридического отдела, начальник организационно-правового управления, председатель комитета по организационно-правовой работе, заместитель директора департамента.

С января 2011 года — первый заместитель директора Департамента финансов Ярославской области.

С февраля 2015 года — заместитель председателя правительства области — директор Департамента финансов Ярославской области.

С сентября 2016 года — первый заместитель директора Департамента финансов Ярославской области.

С сентября 2019 года — директор Департамента финансов Ярославской области.

С сентября 2023 года — министр финансов Ярославской области.

— Алексей Николаевич, после школы вы выбрали специальность юриста. Почему?

— Я родился в многодетной семье, в которой было пятеро детей. Две мои старшие сестры, Галина и Наталья, окончили юридический и экономический факультеты Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова. Я последовал примеру старшей сестры Галины. Когда я учился в старших классах, она уже была практикующим юристом. Мне были интересны ее рассказы об этой профессии. В свою очередь, она считала, что у меня есть способности: в школе мне легко давалось обществоведение, я проявлял интерес к тому, как устроено государство и общество. Ну и конечно, стоит сказать, что профессия юриста всегда считалась престижной.

— Как после окончания университета вы попали в Управление финансов Ярославской области?

— В 1995 году, когда я оканчивал вечернее отделение юридического факультета и готовился к защите диплома, мой научный руководитель — кандидат юридических наук М. В. Лушникова предложила на выбор место будущей работы по специальности: банк или управление финансов. Я выбрал управление финансов и сразу же по окончании университета пришел сюда на работу, за что всю жизнь благодарю своего любимого преподавателя. Позднее руководитель финансового органа А. П. Федоров рассказал мне, что в штате управления не было юриста, и он обратился в университет с просьбой подыскать среди выпускников кандидата, который соответствовал бы определенным качествам. Очевидно, Марина Владимировна увидела во мне эти качества и предложила мою кандидатуру.

— Вы уверенно продвигались по службе как юрист. Почему решили все круто изменить и пошли получать второе высшее, уже финансовое, образование?

— В жизни бывает так, что определенные люди оказывают значительное влияние на нашу судьбу. Как и в случае с моим поступлением на работу в финансовое управление, на мое решение переквалифицироваться в финансиста повлиял мой руководитель А. П. Федоров — один из корифеев финансовой системы, проработавший в должности руководителя финансового органа Ярославской области около 25 лет.

В марте 2010 года мне, на тот момент руководителю комитета по организационно-правовой работе, заместитель губернатора Ярославской области — директор Департамента финансов А. П. Федоров предложил занять должность своего заместителя. Я должен был курировать такие направления, как управление доходами, государственным долгом, финансирование отраслей дорожного хозяйства, поддержка предпринимательства, туризма и, конечно, вопросы правовой и организационно-кадровой деятельности департамента. И вот тут-то я и пошел за вторым образованием, так как понимал, что без специальных знаний мне не обойтись.

Оглядываясь назад, могу сказать, что этот этап моей карьеры, да и жизни вообще был самым важным, сложным и интересным. Мне приходилось совмещать работу и учебу, но в то же время благодаря новым знаниям мне удавалось глубже погружаться в свою профессию. К тому же моя работа мне была интересна с первых дней. Пока я работал юристом, мне не раз поступали предложения о переходе в другой орган власти на более высокие должности и на более выгодных условиях, но я понимал, что мне хочется работать здесь и в этом коллективе.

Региональным финансистам приходится решать весь спектр проблем жизнедеятельности региона, а многообразие и сложность поставленных задач создает хорошие условия для профессионального развития. Понимание того, что ты отвечаешь не только за собственную судьбу или успех организации, в которой работаешь, но и за благополучие всего региона и проживающих в нем людей, также являлось важным мотивом быть верным профессии и развиваться в этом направлении.

— Вы упомянули коллектив Минфина. Расскажите, пожалуйста, какую роль в вашей карьере сыграли коллеги? Какой кадровой политики придерживаетесь сегодня?

— Вы знаете, мои коллеги, наш коллектив сыграли первостепенную роль в моем становлении как специалиста. Ведь если свежий огурец поместить в рассол, то через три дня он будет соленым. Таким «рассолом» и стал для меня департамент финансов. С командой Минфина связана большая часть моей трудовой деятельности. И слово «команда» подходит как нельзя лучше, потому что наш коллектив отличается стабильностью, сплоченностью и взаимовыручкой. С некоторыми коллегами я работаю с того времени, как поступил на службу в управление финансов, а это уже 30 лет.

Конечно, происходит и постепенное обновление коллектива. Считаю это естественным и позитивным процессом, поскольку приток новых сотрудников приносит свежие идеи, позволяет команде расти и развиваться. За минувшее десятилетие на работу в Министерство финансов пришли 19 молодых сотрудников, в том числе после окончания высших учебных заведений. Для их скорейшей адаптации к рабочим процессам мы активно используем институт наставничества, передавая опыт работы проверенных квалифицированных кадров молодому поколению финансистов.

Могу с уверенностью охарактеризовать нашу команду как коллектив с глубокой корпоративной культурой, ведь сотрудников объединяют не только рабочие процессы, но и общие ценности и неформальные отношения. Уже более 10 лет Минфин принимает участие в ежегодной спартакиаде исполнительных органов области «Сила, бодрость и здоровье», занимая в том числе и призовые места. Командный дух коллектива проявляется и при организации и проведении совместных корпоративных мероприятий.

Залог успеха любой команды — люди, которые ее составляют. Я полностью доверяю своим сотрудникам, уверен в их профессионализме и компетентности. «Работа — это второй дом, а коллеги — вторая семья» — это точно про меня.

— Если не брать во внимание некоторые непродолжительные ротации, вы руководите финансовой системой Ярославской области уже 10 лет. Пересматривали ли вы за это время подходы к долговой политике региона?

— Я как министр финансов и Минфин в целом всегда придерживались взвешенной политики в сфере управления госдолгом. Долговая политика строится исходя из необходимости обеспечения как сбалансированности бюджета, так и социально-экономического развития области. По оценке Минфина России, Ярославская область относится к числу регионов со средним уровнем долговой устойчивости. По итогам 2025 года госдолг области ожидается на уровне 54 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В настоящее время наша основная задача — это сокращение уровня долговой нагрузки, в первую очередь за счет роста собственного налогового потенциала. Поэтому мы проводим работу по повышению инвестиционной привлекательности региона с целью привлечения дополнительных инвестиций в создание и открытие новых производств.

— Как проходит в регионе списание задолженности по бюджетным кредитам, объявленное Президентом РФ?

— Программа списания не только позволяет снизить долговую нагрузку на бюджетную систему, но и способствует развитию регионов и улучшению качества жизни населения. Благодаря ей в регионе останется более 23 миллиардов рублей, которые в ближайшие пять лет будут направлены на развитие социально значимых сфер. Так, 11,5 миллиарда рублей будут направлены на проекты в сфере ЖКХ: строительство новых котельных, очистных сооружений, замену лифтового оборудования в многоквартирных домах. Свыше 9 миллиардов рублей пойдут на обновление общественного транспорта — автобусов и троллейбусов. Более 1,9 миллиарда рублей — на создание объектов инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов.

В 2025 году региону была списана задолженность в сумме 594 миллиона рублей. Это первая часть списываемых средств, которые были направлены в 2024 году на строительство и ремонт объектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также на новые инвестиционные проекты.

— Считаете ли вы необходимым совершенствовать механизм, предложенный федеральным центром?

— В качестве предложения по совершенствованию данного механизма я предложил бы рассмотреть возможность расширения направлений использования высвобождаемых средств. В частности, было бы правильным предоставить право всем регионам независимо от уровня расчетной бюджетной обеспеченности направлять данные средства на расходы, связанные с проведением специальной военной операции.

— Какие процессы идут в области в связи с принятием 33‑ФЗ?

— Надо сказать, что процессы реформирования муниципальных образований в области начались задолго до принятия 33-го закона. Еще в 2018 году городской округ Переславль-Залесский был объединен с Переславским муниципальным районом и входящими в него поселениями. В 2024 году было принято решение объединить оставшиеся 16 муниципальных районов с 77 входящими в них поселениями и создать муниципальные округа. На публичных слушаниях жители поддержали эту инициативу. Были приняты 16 законов Ярославской области о преобразовании муниципальных образований. Наше министерство приняло активное участие, можно даже сказать, сыграло ключевую роль при подготовке тех статей законов, которые определяют бюджетные полномочия и регулируют межбюджетные отношения на переходный период.

— Как меняются в регионе межбюджетные отношения с муниципальными образованиями?

— Подходы к межбюджетным отношениям действительно претерпевают определенные изменения. Например, за последние 10 лет была значительно снижена ставка по предоставляемым муниципалитетам бюджетным кредитам за счет областного бюджета. Если до 2016 года она составляла 0,5 ставки рефинансирования Банка России, то начиная с 2016 года ее размер составил один процент годовых, а с 2023 года мы опустили ее практически до нуля. Сейчас ее размер составляет 0,1 процента годовых. Мы освободили муниципалитеты от значительной долговой нагрузки. В 2019 году было произведено списание более 350 миллионов рублей задолженности по бюджетным кредитам, а в 2022 году — еще более 520 миллионов рублей. Для снижения расходов на обслуживание муниципального долга в 2021–2022 годах был привлечен федеральный бюджетный кредит для замещения коммерческих кредитов муниципальных образований в сумме 8,3 миллиарда рублей. В настоящее время муниципальные образования области не имеют коммерческих кредитов.

В части такого важного для муниципальных образований источника доходов, как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, также происходит постоянная корректировка показателей, учитываемых при ее расчете. Стоит отметить, что большинство наших муниципалитетов дотационные. В 2026 году дотацию будут получать все муниципальные округа.

Значительный блок социально значимых полномочий передается с муниципального уровня на региональный. В текущем году завершается передача полномочий в части пассажирских перевозок автомобильным транспортом, запущенная еще в 2023 году. С 2017 года произведена передача полномочий на региональный уровень по водоснабжению, с 2024 года — по теплоснабжению в муниципальных округах. Кроме того, с 2026 года исполнять государственные полномочия в сферах социальной поддержки населения, оказания социальной помощи и предоставления социального обслуживания, опеки и попечительства, а также по организации деятельности территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и ЗАГС будут органы исполнительной власти и государственные учреждения региона. Таким образом, мы существенно снижаем количество субвенций муниципалитетам и оптимизируем финансовые потоки.

— Как вы мотивируете муниципалитеты эффективнее работать с доходными источниками?

— Конечно, мы стимулируем муниципалитеты к эффективной работе с доходными источниками. Так, например, правительство региона материально поощряет муниципальные управленческие команды за достижение максимального объема выручки на одного туриста и за достижение ключевых показателей деятельности в сфере законодательства об административных правонарушениях.

— Расскажите о структуре доходов региона. Какая их часть связана с туризмом?

— Структура доходов региона достаточно стабильна на протяжении многих лет. Сохраняют ключевое значение пять налогов: НДФЛ, налог на прибыль, акцизы, налог, взимаемый в связи с применением УСН, налог на имущество организаций. Последние два года лидирует НДФЛ, это результат создания новых рабочих мест в рамках инвестиционных проектов, роста заработной платы на предприятиях и в учреждениях области.

Туризм — одно из направлений, являющихся резервом увеличения доходной базы региона. Он стимулирует доходы малого и среднего предпринимательства, что увеличивает поступления в бюджет от налога на прибыль, налога на имущество, упрощенной системы налогообложения. Налог по УСН, активно применяемый малым бизнесом, показывает стабильный рост 15 процентов, в том числе поступления от дохода, связанного с туристической деятельностью, выросли в 2025 году на 11 процентов к уровню прошлого года. Туристическая отрасль создает новые рабочие места, что увеличивает поступления по НДФЛ и страховым взносам. Всего поступление налогов по виду экономической деятельности «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» выросло в 2025 году более чем на 26 процентов к уровню прошлого года. Это показатель вклада туризма в рост доходной базы региона.

— Какие первостепенные задачи стоят перед министерством на ближайший год?

— Будем решать задачи, направленные на увеличение доходов, реализацию национальных проектов, инвестиции в социальную и дорожную инфраструктуру, снижение госдолга, а также поддержку муниципальных округов. Все это должно сделать регион еще более привлекательным для жизни и инвестиций, а также обеспечить его устойчивое развитие и конкурентоспособность.

— Вы назвали ваш коллектив второй семьей. В завершение нашего разговора расскажите о вашей первой семье? Какую профессию выбрали ваши дети? Есть ли у вас хобби?

— Семья — это моя главная гордость. У меня двое сыновей, они оба окончили знаменитую в регионе школу № 33. Старший был капитаном команды по математическим боям. Он победитель городских и районных олимпиад по математике. Призер областной олимпиады. Младший был одним из лучших учеников в классе, поступил в МАИ на бюджет, окончил бакалавриат и теперь поступил в магистратуру. Оба программисты.

Конечно, личного времени на посту министра немного, но я очень люблю проводить время с родными и близкими. Летом отдыхать на природе в родном селе Варегово, ходить на рыбалку за карасями. Зимой — гулять по заснеженному Ярославлю. Новогодние праздники всегда провожу с семьей.

Среди личных увлечений основное место занимает футбол. Ранее каждую пятницу играл на городском турнире в составе команды правительства области. Сейчас по причине занятости в играх не участвую, но слежу за новостями российского и мирового футбола, стараюсь посещать домашние матчи ФК «Шинник».

Еще одно увлечение с юности — чтение. Свободное время часто провожу с книгой в руках. Перечитываю классиков: Достоевского, Гончарова, Пушкина, Тургенева, Бунина, Пастернака, поэзию Ахматовой и Цветаевой. Шукшина всего прочитал, Булгакова почти всего. Из современной литературы нравятся произведения Виктора Ерофеева, Юрия Полякова, Сергея Минаева, Харуки Мураками, Пауло Коэльо, Дэна Брауна, Ромена Гари, Габриэля Гарсия Маркеса.

Подготовила А. Ю. Ольховая


Поделиться: