Версия для печати 89 Материалы по теме
Внедрение и эволюция мониторинга качества финансового менеджмента

Органы самоуправления административного центра Оренбургской области — города Оренбурга — ставят перед собой задачу повышения качества управления муниципальными финансами как приоритетную. Одним из критериев качества финансового менеджмента является соответствие ключевых процессов предъявляемым требованиям. Оценка по критериям соответствия устанавливает отклонения от ожидаемых результатов, выявляет существующие проблемы и потребности в изменениях. Понимая, что решать задачу необходимо комплексно, а не только на уровне финансового органа, администрация города Оренбурга внедрила в практику ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

Ирина Николаевна Агеева, начальник отдела сводного анализа Финансового управления администрации города Оренбурга

Порядок мониторинга

Ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента ГРБС мы внедрили задолго до вступления в силу Федерального закона[1], закрепившего в том числе требования к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента. А именно с 2011 года. Начиная с этого времени и включительно до 2018 года оценка качества проходила в порядке, регламентированном постановлением администрации города, которое было принято в рамках проводимой в Оренбурге административной реформы, в отношении главных распорядителей бюджетных средств. Позднее, начиная с 2019 года, мы расширили направления мониторинга, включив в перечень и администрирование доходов. Этим мы распространили мониторинг на главных администраторов бюджетных средств.

В целом на протяжении всего периода проведения данной работы мы неоднократно меняли порядок мониторинга, уделяя большое внимание его актуализации. Мы своевременно изменяли его в зависимости от вновь возникающих и уже решенных задач, учитывая нововведения бюджетного законодательства. Например, в свое время перед нами стояла задача решить вопрос полноты и своевременности размещения информации на официальном сайте bus.gov.ru. Мы успешно ее решили, включив в систему показателей мониторинга семь соответствующих критериев.

На текущий момент наиболее актуальна проблема администрирования муниципальных программ ответственными исполнителями. Применяя аналогичный подход, мы ввели в перечень показателей мониторинга такие критерии, как:

  • доля муниципальных программ, проекты правовых актов об утверждении (внесении изменений) которых прошли общественные обсуждения;
  • приведение муниципальных программ в соответствие с решением Оренбургского городского совета об утверждении бюджета города Оренбурга на отчетный финансовый год и плановый период;
  • размещение ответственным исполнителем в сети интернет информации о реализуемых муниципальных программах в редакции на 31 декабря отчетного года.

Уверены, что и эта задача будет успешно решена.

В настоящее время бюджетным законодательством[2] определено, что мониторинг в отношении ГАБС осуществляет финансовый орган в установленном им порядке. Так, приказом Финансового управления администрации города Оренбурга от 27 февраля 2020 года утвержден порядок, актуализированный приказами от 22 июня 2022 года и от 5 апреля 2023 года. Сегодня действует порядок проведения мониторинга, утвержденный приказом финансового управления в апреле 2025 года. Перечень оцениваемых показателей, утвержденный этим порядком, охватывает все предусмотренные Бюджетным кодексом направления оценки (таблица 1).

Таблица 1. Нормативно-правовое обеспечение мониторинга качества финансового менеджмента в городе Оренбурге

До внесения изменений в БК РФ

В соответствии с п. 6 ст. 160.2-1 БК РФ

За 2010–2012 гг.

Постановление администрации города Оренбурга от 16.06.2011 № 3971-п. Утверждены порядок оценки и методика балльной оценки

За 2019–2023 гг.

Приказ финансового управления от 27.02.2020 № 21 «Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Оренбурга» (изменения от 22.06.2022 № 58, от 05.04.2023 № 41)

За 2013–2014 гг.

Постановление администрации города Оренбурга от 17.02.2014 № 259-п. Актуализированы порядок оценки и методика балльной оценки

За 2015–2017 гг.

Постановление администрации города Оренбурга от 21.03.2016 № 712-п. Утверждены порядок оценки и методика балльной оценки

С 2024 г.

Приказ финансового управления от 01.04.2025 № 17 «Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств бюджета города Оренбурга»

За 2018 г.

Постановление администрации города Оренбурга от 31.07.2018 № 2525 (изменения от 18.02.2019 № 325). Утвержден порядок мониторинга качества.

Приказ финансового управления от 04.04.2019 № 29. Утверждена методика мониторинга качества

Эволюция оценки качества

Изначально механизм оценки качества финансового менеджмента базировался на применении балльной шкалы, к несомненным плюсам которой относился прогнозируемый ГРБС результат. Но были у нее и минусы, например проблема объективного распределения индивидуальных результатов ГРБС по балльной шкале. При первоначально неравных результатах оцениваемого показателя впоследствии нередко происходило дублирование результата оценки. Это подтолкнуло нас к внедрению в 2016 году действующего и в настоящее время механизма, позволяющего получить наиболее «персонифицированные» результаты.

Расчет оценок по тому или иному показателю осуществляется от меньшего к большему или от большего к меньшему в зависимости от желаемого значения показателя. При этом значению показателя каждого субъекта оценки соответствует индивидуальное значение оценки. При таком подходе дублирование результата оценки того или иного показателя практически исключено (рисунок).

Порядком мониторинга утвержден общий перечень показателей оценки. При этом каждый ГАБС имеет свой максимально возможный результат оценки, поскольку показатели, неприменимые в оценке того или иного ГАБС в том или ином отчетном периоде, относятся к категории нерассчитываемых. Это позволило нам в свое время отказаться от первоначально используемого распределения ГРБС на более однородные группы (таблица 2).

Таблица 2. Эволюция оценки качества финансового менеджмента

Балльная оценка

«Персонифицированная» оценка

2011–2013 гг.

2024–2015 гг.

2016–2018 гг.

2019 г.

2020–2023 гг.

С 2015 г.

2 группы ГРБС

2 группы ГРБС

2 группы ГРБС

Общая группа ГАБС

Общая группа ГАБС

Общая группа ГАБС

26 показателей

32 показателя

35 показателей

30 показателей

36 показателей

42 показателя

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что многолетняя практика применения мониторинга качества финансового менеджмента ГАБС в городе Оренбурге убеждает, что его можно и нужно использовать как действенный инструмент влияния на качество управления финансами. В следующем номере журнала «Бюджет» мы продолжим рассказывать о внедрении мониторинга.



[1] Федеральный закон от 26.07.2019 № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

[2] Статья 160.2-1 БК РФ.


Поделиться: