В течение двух дней, 27 и 28 ноября, столица Уральского региона, город Екатеринбург, принимала гостей со всех уголков России. Девятый по счету Общероссийский форум стратегического развития «Города России. Технологии лидерства» собрал свыше семи тысяч делегатов из 65 регионов страны, из более чем 500 муниципалитетов. В числе участников — 180 глав городов и 480 спикеров, которые в форме деловых сессий обсудили ключевые вызовы муниципальной повестки, а также возможности для технологического и политического суверенитета.
Как достигать национальных целей
Центральным событием форума стала стратегическая сессия «Города России — опора страны: технологии лидерства для достижения национальных целей». Она затронула темы эффективного развития территорий, новой модели местного самоуправления, вовлечения населения в процесс принятия решений и другие вопросы. В ходе сессии А. В. Жога, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе, отметил, что для того, чтобы у жителей появлялось ощущение стабильности, необходимо создавать новые рабочие места, открывать новые производства, а для этого — развивать малый и средний бизнес, привлекать инвесторов. «Параллельно нужно развивать инфраструктуру, — подчеркнул он. — В том числе помогать муниципалитетам с подготовкой проектной документации. Это довольно трудоемкая задача, и не у всех есть возможности качественно ее реализовать. Поэтому необходима поддержка со стороны региональной и федеральной власти. Я считаю, что выстраивание командной работы единой вертикали власти, включающей все уровни, — это ключевая задача на сегодня».
Тенденции развития российского местного самоуправления эксперты форума продолжили в ходе специальной сессии. Ключевой темой дискуссии стал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Как отметил модератор сессии, директор Центра экспертно-консультационного сопровождения местного самоуправления института «Высшая школа государственного управления» РАНХиГС Е. В. Кискин, задача нового закона — обеспечить согласованное взаимодействие муниципалитетов с другими уровнями публичной власти, особенно с регионами.
Благополучие каждого муниципального образования напрямую зависит от финансовой основы местного самоуправления. Как ее трансформирует новая модель, прокомментировал директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Д. Ю. Землянский. «После сбора всех налогов с территории на муниципальный уровень поступает примерно 5,5 процента собранных налоговых доходов. Все остальное уходит регионам и Федерации. Налоговой системой заложено, что муниципалитеты сегодня по определению не могут быть самостоятельными, и они зависят от правил распределения трансфертов. Как только мы говорим про перераспределение НДФЛ, возникает рисковая группа городов с населением свыше 500 тысяч человек. Потому что у них есть что забрать. Самые уязвимые — не малые города, не сельские территории: они уже сейчас живут фактически за счет трансфертов. Именно крупнейшие города оказываются наиболее уязвимой группой, на которую могут повлиять эти движения и инициативы по перераспределению трансферов», — отметил он.
«Это уже четвертый закон о местном самоуправлении. Но если раньше все крутилось вокруг федерального законодательства, то сейчас серьезную аналитическую работу в разрезе каждого муниципалитета нужно проводить регионам, учитывая уникальные условия существования каждого муниципального образования», — подчеркнул первый заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области А. М. Чернецкий. «Темпы развития экономики в ближайшие годы будут очень сильно зависеть от того, насколько правильно и эффективно муниципальные и региональные власти выстроят совместную работу, основываясь на имеющихся ресурсах», — добавил С. О. Сорокин, заместитель министра экономического развития РФ.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти
Поделиться:


