Версия для печати 4639 Материалы по теме
В декабре 2008 г. в столичной мэрии состоялась XIII международная научно-практическая конференция «Экономика мегаполисов и регионов», приуроченная к 90-летнему юбилею финансовой системы Москвы. Руководители столицы, представители федеральной и региональной власти обсудили актуальные проблемы управления ресурсами в современных условиях.

«Конференция проходит в непростой социально-экономической обстановке как в России, так и во всем мире», — подчеркнул в своем приветственном слове руководитель Департамента финансов города Москвы Ю. В. Коростелев. В итоге кризис и особенности работы финансовой системы в его условиях по сути стали основной темой мероприятия.

Ю. М. Лужков

Юрий Лужков
«Мы должны находить точные решения проблем, которые несет с собой кризис, компенсировать его проявления, уже сейчас сказывающиеся на нашем экономическом развитии», — сказал мэр Москвы Ю. М. Лужков. В качестве примера он вспомнил о том сложном пути, который прошла столица в начале 90-х годов, а также в 1998 г., преодолевая последствия дефолта, и о положительной роли столичной финансовой системы в решении проблем тех лет. Мэр призвал московских финансистов уделить особое внимание некоторым направлениям работы. В частности, он подчеркнул важность неукоснительного соблюдения всех конкурсных процедур при размещении государственного заказа. Особенное значение в современных условиях имеет поддержка малого и среднего предпринимательства, в котором занято более 50% москвичей. Сегодня это направление приобретает ярко выраженный социальный оттенок, поскольку напрямую связано с решением проблем занятости и уровня жизни населения. «В 2009 г. для малых и средних предприятий будут установлены как можно более низкие арендные платежи», — пообещал Лужков.
Московский мэр рассказал о социальных программах столицы по поддержке пенсионеров и инвалидов (которых в городе насчитывается 1,2 млн чел.), демографических программах. «Все социальные программы города гарантированы и обеспечены», — заявил он. Столичный градоначальник подверг критике позицию Министерства финансов по бюджетным кредитам. По его мнению, в арсенале субъектов-доноров, к числу которых относится и Москва, данный инструмент все-таки должен быть. С одной стороны, это могло бы стать действенным инструментом поддержки реального сектора экономики, с другой — послужить стимулом для развития дотационных регионов. Предоставляя бюджетный кредит жизнеспособным предприятиям, субъект рассчитывает получить свои средства обратно. Субсидируя же процентную ставку — право, предоставленное регионам действующей редакцией Бюджетного кодекса, — он фактически вынужден «дарить» предпринимателю кусок бюджета. «Это неразумно», — заключил Лужков.
Он также раскритиковал решение Центрального банка о повышении ставки рефинансирования. В то время как в Японии, США, Великобритании и многих других государствах в качестве меры по борьбе с финансовым кризисом ставка была снижена до 1–2%, в России она, напротив, выросла до 13%. Эту ситуацию мэр Москвы назвал «аномалией». Как следствие, банки вынуждены будут выдавать кредиты под более высокий процент, который в нынешних условиях предприятиям будет крайне сложно компенсировать: ведь для бизнеса остается все меньше сфер деятельности, приносящих высокую прибыль.

Г. А. Тосунян
тосунян
К критике столичного мэра присоединился и президент Ассоциации российских банков Г. А. Тосунян. В то же время, по его мнению, правительство и Центральный банк предприняли ряд мер, способствовавших стабилизации ситуации. Достаточно успешно заработали такие механизмы, как беззалоговые аукционы, субординированные кредиты, а также санация банков как альтернатива их банкротству. Серьезной проблемой Тосунян назвал большой внешний долг банков и корпораций, которые длительное время были вынуждены брать кредиты за рубежом. Сейчас, по его словам, есть неплохая возможность запустить механизм внутреннего кредитования. Он предложил снизить ставку рефинансирования, что должно помочь «рассосать кредитные тромбы».

Н. С. Максимова
Надежда Максимова
Как отметила депутат Государственной Думы Н. С. Максимова, столь значительные средства — более 5 трлн руб. — были направлены на стабилизацию финансовой ситуации в нашей истории впервые. «Накопленные резервы — прежде всего Фонд национального благосостояния и Резервный фонд — позволяют быть уверенными, что социальные задачи в 2009 г. будут выполнены», — полагает она. Однако темпы продвижения средств, выделенных государством на поддержку банковской ликвидности, через коммерческие банки непосредственно предприятиям она назвала слабыми. Обращаясь к представителям субъектов Федерации, депутат, как и многие другие выступающие, особенно подчеркнула необходимость оптимизации бюджетных расходов.

Ю. В. Коростелев
Юрий Коростелев
По словам Ю. В. Коростелева, на первом месте сейчас должны находиться вопросы прогнозирования и бюджетного планирования. Переход Москвы на трехлетний бюджет в настоящий момент полезен еще и тем, что способствует оценке бюджетных расходов исходя из конечных результатов. «Москву пока нельзя назвать продвинутой в этом отношении», — заметил министр. Виной тому — некоторая инертность отраслевых структур города. В Москве действует множество городских целевых программ, которые не всегда содержат конкретный конечный достигаемый результат, что не позволяет оценить их эффективность. «Необходимо актуализировать работу над программами», — считает Коростелев. Важной задачей является определение методик по различным направлениям расходования бюджетных средств и в связи с этим — инвентаризация сложившейся в отраслях практики планирования. При этом остро ощущается отсутствие информационных ресурсов для принятия как стратегических, так и оперативных решений. «Статистика опаздывает, а налоговая информация закрыта», — посетовал министр.
Говоря о городском бюджете, Коростелев подчеркнул, что принцип его социальной направленности остается неизменным. Что касается новой системы оплаты труда бюджетников, то в Москве в 2009 г. она будет только отрабатываться, а переход состоится 1 января 2010 г.

А. Г. Силуанов
силуанов
Продолжая разговор о кризисных явлениях в экономике, заместитель министра финансов РФ А. Г. Силуанов выразил уверенность в том, что в отличие от ситуации 1998 года мы знаем, что нас ждет, и подходим к очередному сложному периоду подготовленными. В последнее время наибольшие темпы роста наблюдались в субъектах с высоким экономическим потенциалом. Именно они сейчас больше всего страдают в результате падения спроса, который происходит из-за последних событий. Основной источник поступлений в их бюджеты — это налог на прибыль, который сейчас заметно сокращается. Субъектам-реципиентам, зависящим преимущественно от налога на доходы физических лиц, пережить нелегкие времена будет проще. Налоговые доходы регионов в 2009 г. могут снизиться на 700–800 млрд руб. Это неприятная тенденция, так как в последние годы бюджеты серьезно нарастили объемы социальных обязательств.
Министерство финансов, проводя консультации с субъектами и анализируя параметры их бюджетов на 2009 г., отмечает, что не все из них правильно оценивают сложившуюся ситуацию. Многие регионы закладывают в бюджеты рост доходов на 25–30% по отношению к 2008 г. или рассчитывают на заимствования. Между тем регионам следует выделить приоритетные направления расходов: заработные платы работникам бюджетной сферы и социальные выплаты, поддержка жилищно-коммунального хозяйства, обслуживание долга. «Те, кто уже принял бюджет, должны его пересмотреть до конца этого или в начале будущего года. Предлагаем четко определить перво­очередные расходы и не доводить лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств хотя бы в первом квартале, чтобы посмотреть ситуацию и не принимать избыточных расходов и обязательств», — сказал Силуанов. Кроме того, замминистра рекомендовал регионам провести работу с органами местного самоуправления и проанализировать местные бюджеты. В последние годы они часто были дефицитными, а впоследствии финансировались за счет дополнительных доходов. В новом году допдоходов ожидать не приходится.
Говоря о федеральном бюджете, Силуанов сообщил, что принято решение сократить в 2009 г. финансирование федеральных целевых программ на 15%. Замминистра высказался и по поводу бюджетных кредитов. Он сослался на то, что Бюджетный кодекс не предусматривает возможности предоставления бюджетных кредитов предприятиям. В то же время Минфин намерен внести соответствующие поправки и разрешить предоставлять их предприятиям, осуществляющим завоз продуктов в районы Крайнего Севера. «То есть северные регионы получат такое право», — пояснил он. В целом же в министерстве не считают целесообразным использование данного механизма. Бюджетам не следует брать на себя функции банков, тем более что в условиях высоких рисков бюджетный кредит будет практически обречен на невозврат. «На наш взгляд, органы исполнительной власти имеют в своем распоряжении другие инструменты», — сказал Силуанов, предложив использовать возможность субсидирования процентных ставок и предоставления госгарантий. На федеральном уровне правительство уже приняло решение о предоставлении государственных гарантий предприятиям оборонно-промышленного комплекса, автопрому, авиаперевозчикам и ряду других.
Минфин планирует увеличить объем дотаций субъектам РФ на сбалансированность бюджетов до 25 млрд руб. Однако основной упор планируется сделать на бюджетные кредиты. В настоящее время лимит по бюджетным кредитам в 2009 г. составляет 20 млрд руб., но, по словам Силуанова, в министерстве финансов предполагают увеличить его размер на несколько порядков с тем, чтобы в течение года в случае необходимости покрытия кассовых разрывов оперативно поддерживать субъекты.
«Основы успешного прохождения 2009 г. закладываются сегодня», — подытожил замминистра свое выступление.

Материал подготовил: Марк Цуциев
Поделиться