Вопрос развития регионов в современной России был и остается одним из самых актуальных. Прежние экономические регионы России обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации, возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Вместе с тем самым насущным вопросом для регионов в настоящее время стало преодоление последствий мирового финансового кризиса. О том, как решению этих проблем способствует Комитет Государственной Думы РФ по делам Федерации и региональной политике, рассказала первый заместитель председателя комитета Галина ИЗОТОВА.
— Галина Сергеевна, подведите, пожалуйста, итоги работы Комитета за 2008 год. Какие события года вы бы отметили как наиболее выдающиеся и значимые?
— В прошедшем году Комитет по делам Федерации и региональной политике осуществил организационно-правовое сопровождение 53 проектов федеральных законов, стал соисполнителем по 25 законопроектам (в том числе о бюджете и по вопросам противодействия коррупции).
Кроме законопроектной деятельности комитет провел целый ряд мероприятий, среди которых наиболее важным, на мой взгляд, стал Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», проведенный в октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и Фондом «Центр стратегических разработок». Можно выделить также круглые столы «О концепции совершенствования региональной политики в РФ» (апрель 2008 г.) и «Проблемы и перспективы социально-экономического развития российских регионов» (октябрь 2008 г.), организованные совместно с Министерством регионального развития.
— Какие коррективы в работу комитета внес кризис?
— Нынешнюю кризисную ситуацию следует рассматривать как катализатор, который должен ускорить принятие тех мер, которые откладывались «на потом». Возможно, нам нужен был такой спад, чтобы выработать антикризисные меры, которые впоследствии перерастут в новую экономическую политику, способную решать сложные задачи роста экономического и финансового благополучия страны. Россия впервые в своей новейшей истории вступила в фазу всемирного кризиса, и мы должны научиться справляться с такой нестандартной ситуацией. Нам необходимо выработать законы и методы для преодоления кризиса, чтобы в последующем знать, как наиболее эффективно бороться с экономическими и финансовыми проблемами.
Так, 8 декабря 2008 г. состоялось расширенное заседание Экспертного совета комитета с целью разработки комплекса мероприятий для содействия российским регионам в преодолении последствий глобального финансово-экономического кризиса. Рекомендации о путях преодоления последствий кризиса предполагается обсуждать в регионах, в том числе на антикризисных семинарах-совещаниях, которые планируется проводить в федеральных округах. Наш комитет собирается оказывать содействие в построении региональных стратегий по преодолению последствий кризиса. Фактически мы готовы стать модератором, причем не только между центром и субъектами, но и между самими регионами, помогая переносить положительный опыт борьбы с кризисом из одного региона в другие.
— Проблема развития регионов в современной России является одной из самых актуальных. Какие наиболее важные направления этого развития вы можете выделить? Каким сложным аспектам нужно уделять наибольшее внимание?
— В России претерпела изменения сама парадигма развития территорий. Особенность момента заключается в том, что национальный хозяйственный комплекс утрачивает внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимодополняющих отраслей и производств. В силу этого прежние экономические регионы России обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их «геоэкономическим» влиянием.
Возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Стратегии регионального развития, разрабатываемые как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра, должны выйти на уровень открытых рынков, а не оставаться внутрирегиональными мероприятиями.
В программах социально-экономического развития регионов должна быть введена обязательная оценка уровня и качества пространственного развития данного региона и его положения в пределах федерального округа, страны в целом и для всех приграничных субъектов Федерации. На уровне субъектов Федерации это выражается в том, что зона управления органов государственной власти постоянно сокращается: границы рынков больше не совпадают с административными границами, экономическая активность наиболее крупных хозяйствующих субъектов в современных условиях не может эффективно регулироваться региональными властями.
В настоящее время создается целостная нормативно-правовая база для осуществления региональной политики, разграничения полномочий, бюджетного устройства страны, территориального планирования, механизмов стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
— Что, на ваш взгляд, необходимо для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития российских регионов? Какие законодательные инициативы требуются для эффективной реализации этой концепции?
— Приоритетным направлением региональной политики должно стать законодательное обеспечение разработки и практического внедрения комплекса инструментов, способствующих наращиванию собственного экономического потенциала регионов.
Для достижения конкретных целей и задач федеральной региональной политики применяются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов РФ. Поэтому определение приоритетных для РФ расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, утверждение их перечня должны осуществляться федеральным законом на среднесрочный период. Им же определяются принципы формирования общего объема субсидий, условия и приоритетность их распределения по отраслям.
Комплекс основных мер призван способствовать переходу к результативной модели реализации региональной политики, цель которой — обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов и формирование эффективного государства. Проблема сбалансированности есть генеральное направление формируемой в Российской Федерации региональной политики. Для ее решения необходимы:
-совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
-совершенствование принципов разграничения полномочий между уровнями власти;
-стимулирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
-выравнивание возможностей субъектов Российской Федерации по предоставлению бюджетных услуг;
-обеспечение эффективного, способствующего устойчивому экономическому росту, взаимодействия государства и бизнеса -в рамках государственно-частного партнерства;
развитие социальной сферы.
Для решения указанных задач Комитет по делам Федерации и региональной политике считает целесообразным реализовать целый комплекс мер.
Совершенствование системы стратегического планирования требует обеспечения взаимного согласования долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, а также увязки федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных программных документов социально-экономического развития территорий. Для этого мы считаем целесообразным разработать и принять Федеральный закон «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Это будет способствовать эффективной реализации федеральных целевых программ и размещению федеральной инфраструктуры в соответствии со схемами территориального планирования.
Очевидно, что сегодня необходимо продолжить совершенствование процессов разграничения полномочий между разными уровнями власти в Российской Федерации. В связи с этим одна из главных задач — создание условий для того, чтобы все передаваемые полномочия в полном объеме обеспечивались финансовыми средствами для их реализации.
— Галина Сергеевна, вы упомянули Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», одним из ключевых организаторов которого был Комитет по делам Федерации и региональной политике. Поделитесь вашими впечатлениями от форума.
— Действительно, форум приобрел новое значение и уже стал крупнейшей дискуссионной площадкой в России по проблемам стратегического территориального планирования. Предложенные нами темы вызвали огромный интерес. Наверное, мало кто хочет возвращения Госплана, но ощущается огромная потребность в ориентирах для стратегического планирования и структурирования деятельности. И бизнес-сообщество, и органы государственного и муниципального управления хотят получить информацию о стратегических ориентирах и целях, параметрах будущего развития, о трендах движения, согласовать свои планы с намерениями других игроков. К сожалению, информационное поле для такого рода согласований было разрушено. Сейчас мы пытаемся его восстановить. Самой общей основой, рамкой для планирования работы служит «Стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 года». Несмотря на широкое обсуждение этого документа, не у всех были возможности получить разъяснения у его разработчиков, задать интересующие вопросы. Форум в Санкт-Петербурге такую возможность дал. Депутаты Государственной Думы также приняли участие в дискуссиях и обсуждениях, смогли пообщаться с коллегами из регионов, получить информацию с мест из первых рук. Полагаю, что по итогам форума нам придется внести какие-то коррективы в свою работу.
Помимо площадки для согласований стратегий, построения общего информационного поля Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» выполняет и огромную роль в создании единой методологии. Единый язык, общие подходы к созданию стратегий — все это крайне важно.
Полезными были и те площадки форума, где шел обмен конкретными методиками. Разработчики стратегий в процессе работы нашли множество интересных решений и делились ими с коллегами.
Уверена, что форум должен стать регулярным, и надеюсь на расширение состава его участников. Уже в 2008 году нам удалось привлечь к участию в работе экспертов, сотрудников министерств и ведомств. Но хотелось бы видеть в составе участников и представителей крупных корпораций, ведь их деятельность распространяется одновременно на несколько регионов.
— Правительство России рассматривает возможность компенсации потерь региональных и местных бюджетов в связи с принятием налоговых новаций, направленных на поддержку экономики: либо бюджеты могут получить помощь федерального центра, либо некоторые налоги можно будет перераспределить. Оправданны ли опасения по поводу выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в результате принимаемых налоговых новаций? Какими, по вашему мнению, могут быть механизмы компенсации потерь в региональных бюджетах?
— Все необходимые финансовые механизмы компенсации выпадающих доходов территориальных бюджетов, равно как и система их поддержки, существуют и закреплены в действующем бюджетном законодательстве — Бюджетном кодексе и Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на период 2010-2011 гг.».
В условиях преодоления последствий глобального экономического кризиса выпадающие доходы бюджетов субъектов Федерации, особенно экспорто-ориентированных, безусловно, могут возникать. Президент России Д. А. Медведев в Ижевске заявил, что проблема наполнения региональных бюджетов в следующем году будет существовать и что необходимо решать вопросы возникающих кассовых разрывов путем предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета. Министр финансов России А. Л. Кудрин также подтвердил планы его ведомства по пересмотру межбюджетных отношений в 2009 г. Тем самым федеральный бюджет готов и будет оказывать помощь регионам. Для этого необходимо в текущем году, оценив объем потерь, внести соответствующие изменения в федеральный бюджет.
Говоря о влиянии на наполнение бюджетной системы внесенных в конце ноября 2008 г. изменений в Налоговый кодекс, необходимо отметить, что снижение федеральной ставки налога на прибыль повлияет прежде всего на доходы федерального бюджета. Но вместе с тем это решение необходимо расценивать как антикризисную меру, способствующую развитию бизнеса. 400 млрд руб. останутся в реальном секторе экономики и будут направлены хозяйствующими субъектами на собственное развитие.
Снижение доходов региональных бюджетов возникнет с 1 января 2009 г. после вступления в силу решения об изменении налогового учета амортизации по группам налогоплательщиков и увеличении размера амортизационной премии с 10 до 30%. Также снижение доходов может произойти в случае реализации предоставленного регионам права снижать фискальную нагрузку на малый бизнес в рамках упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим я рекомендовала бы органам власти субъектов Федерации взвешенно подходить как к возможности снижения региональной части налога на прибыль, так и к снижению фиксированной ставки по «упрощенке» с 15 до 5%. Сбалансированность бюджетов — это первый и основной принцип бюджетной политики, поэтому всегда необходимо сохранять баланс между собственными возможностями налогового стимулирования предприятий и реальной наполняемостью региональных и местных бюджетов.
Материал подготовила Елена Колнооченко
— Галина Сергеевна, подведите, пожалуйста, итоги работы Комитета за 2008 год. Какие события года вы бы отметили как наиболее выдающиеся и значимые?
— В прошедшем году Комитет по делам Федерации и региональной политике осуществил организационно-правовое сопровождение 53 проектов федеральных законов, стал соисполнителем по 25 законопроектам (в том числе о бюджете и по вопросам противодействия коррупции).
Кроме законопроектной деятельности комитет провел целый ряд мероприятий, среди которых наиболее важным, на мой взгляд, стал Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», проведенный в октябре 2008 г. в Санкт-Петербурге совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и Фондом «Центр стратегических разработок». Можно выделить также круглые столы «О концепции совершенствования региональной политики в РФ» (апрель 2008 г.) и «Проблемы и перспективы социально-экономического развития российских регионов» (октябрь 2008 г.), организованные совместно с Министерством регионального развития.
— Какие коррективы в работу комитета внес кризис?
— Нынешнюю кризисную ситуацию следует рассматривать как катализатор, который должен ускорить принятие тех мер, которые откладывались «на потом». Возможно, нам нужен был такой спад, чтобы выработать антикризисные меры, которые впоследствии перерастут в новую экономическую политику, способную решать сложные задачи роста экономического и финансового благополучия страны. Россия впервые в своей новейшей истории вступила в фазу всемирного кризиса, и мы должны научиться справляться с такой нестандартной ситуацией. Нам необходимо выработать законы и методы для преодоления кризиса, чтобы в последующем знать, как наиболее эффективно бороться с экономическими и финансовыми проблемами.
Так, 8 декабря 2008 г. состоялось расширенное заседание Экспертного совета комитета с целью разработки комплекса мероприятий для содействия российским регионам в преодолении последствий глобального финансово-экономического кризиса. Рекомендации о путях преодоления последствий кризиса предполагается обсуждать в регионах, в том числе на антикризисных семинарах-совещаниях, которые планируется проводить в федеральных округах. Наш комитет собирается оказывать содействие в построении региональных стратегий по преодолению последствий кризиса. Фактически мы готовы стать модератором, причем не только между центром и субъектами, но и между самими регионами, помогая переносить положительный опыт борьбы с кризисом из одного региона в другие.
— Проблема развития регионов в современной России является одной из самых актуальных. Какие наиболее важные направления этого развития вы можете выделить? Каким сложным аспектам нужно уделять наибольшее внимание?
— В России претерпела изменения сама парадигма развития территорий. Особенность момента заключается в том, что национальный хозяйственный комплекс утрачивает внутреннюю сбалансированность как совокупность взаимодополняющих отраслей и производств. В силу этого прежние экономические регионы России обретают новую конфигурацию в пространстве глобальных потоков финансов, товаров, рабочей силы, технологий и информации. С этого момента статус российских территорий в данной системе глобальных обменов определяется их «геоэкономическим» влиянием.
Возникают новые требования к системам управления региональным развитием. Стратегии регионального развития, разрабатываемые как на уровне регионов, так и на уровне федерального центра, должны выйти на уровень открытых рынков, а не оставаться внутрирегиональными мероприятиями.
В программах социально-экономического развития регионов должна быть введена обязательная оценка уровня и качества пространственного развития данного региона и его положения в пределах федерального округа, страны в целом и для всех приграничных субъектов Федерации. На уровне субъектов Федерации это выражается в том, что зона управления органов государственной власти постоянно сокращается: границы рынков больше не совпадают с административными границами, экономическая активность наиболее крупных хозяйствующих субъектов в современных условиях не может эффективно регулироваться региональными властями.
В настоящее время создается целостная нормативно-правовая база для осуществления региональной политики, разграничения полномочий, бюджетного устройства страны, территориального планирования, механизмов стимулирования эффективной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
— Что, на ваш взгляд, необходимо для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития российских регионов? Какие законодательные инициативы требуются для эффективной реализации этой концепции?
— Приоритетным направлением региональной политики должно стать законодательное обеспечение разработки и практического внедрения комплекса инструментов, способствующих наращиванию собственного экономического потенциала регионов.
Для достижения конкретных целей и задач федеральной региональной политики применяются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов РФ. Поэтому определение приоритетных для РФ расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, утверждение их перечня должны осуществляться федеральным законом на среднесрочный период. Им же определяются принципы формирования общего объема субсидий, условия и приоритетность их распределения по отраслям.
Комплекс основных мер призван способствовать переходу к результативной модели реализации региональной политики, цель которой — обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов и формирование эффективного государства. Проблема сбалансированности есть генеральное направление формируемой в Российской Федерации региональной политики. Для ее решения необходимы:
-совершенствование системы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;
-совершенствование принципов разграничения полномочий между уровнями власти;
-стимулирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
-выравнивание возможностей субъектов Российской Федерации по предоставлению бюджетных услуг;
-обеспечение эффективного, способствующего устойчивому экономическому росту, взаимодействия государства и бизнеса -в рамках государственно-частного партнерства;
развитие социальной сферы.
Для решения указанных задач Комитет по делам Федерации и региональной политике считает целесообразным реализовать целый комплекс мер.
Совершенствование системы стратегического планирования требует обеспечения взаимного согласования долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, а также увязки федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных программных документов социально-экономического развития территорий. Для этого мы считаем целесообразным разработать и принять Федеральный закон «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации». Это будет способствовать эффективной реализации федеральных целевых программ и размещению федеральной инфраструктуры в соответствии со схемами территориального планирования.
Очевидно, что сегодня необходимо продолжить совершенствование процессов разграничения полномочий между разными уровнями власти в Российской Федерации. В связи с этим одна из главных задач — создание условий для того, чтобы все передаваемые полномочия в полном объеме обеспечивались финансовыми средствами для их реализации.
— Галина Сергеевна, вы упомянули Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России», одним из ключевых организаторов которого был Комитет по делам Федерации и региональной политике. Поделитесь вашими впечатлениями от форума.
— Действительно, форум приобрел новое значение и уже стал крупнейшей дискуссионной площадкой в России по проблемам стратегического территориального планирования. Предложенные нами темы вызвали огромный интерес. Наверное, мало кто хочет возвращения Госплана, но ощущается огромная потребность в ориентирах для стратегического планирования и структурирования деятельности. И бизнес-сообщество, и органы государственного и муниципального управления хотят получить информацию о стратегических ориентирах и целях, параметрах будущего развития, о трендах движения, согласовать свои планы с намерениями других игроков. К сожалению, информационное поле для такого рода согласований было разрушено. Сейчас мы пытаемся его восстановить. Самой общей основой, рамкой для планирования работы служит «Стратегия социально-экономического развития России на период до 2020 года». Несмотря на широкое обсуждение этого документа, не у всех были возможности получить разъяснения у его разработчиков, задать интересующие вопросы. Форум в Санкт-Петербурге такую возможность дал. Депутаты Государственной Думы также приняли участие в дискуссиях и обсуждениях, смогли пообщаться с коллегами из регионов, получить информацию с мест из первых рук. Полагаю, что по итогам форума нам придется внести какие-то коррективы в свою работу.
Помимо площадки для согласований стратегий, построения общего информационного поля Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» выполняет и огромную роль в создании единой методологии. Единый язык, общие подходы к созданию стратегий — все это крайне важно.
Полезными были и те площадки форума, где шел обмен конкретными методиками. Разработчики стратегий в процессе работы нашли множество интересных решений и делились ими с коллегами.
Уверена, что форум должен стать регулярным, и надеюсь на расширение состава его участников. Уже в 2008 году нам удалось привлечь к участию в работе экспертов, сотрудников министерств и ведомств. Но хотелось бы видеть в составе участников и представителей крупных корпораций, ведь их деятельность распространяется одновременно на несколько регионов.
— Правительство России рассматривает возможность компенсации потерь региональных и местных бюджетов в связи с принятием налоговых новаций, направленных на поддержку экономики: либо бюджеты могут получить помощь федерального центра, либо некоторые налоги можно будет перераспределить. Оправданны ли опасения по поводу выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в результате принимаемых налоговых новаций? Какими, по вашему мнению, могут быть механизмы компенсации потерь в региональных бюджетах?
— Все необходимые финансовые механизмы компенсации выпадающих доходов территориальных бюджетов, равно как и система их поддержки, существуют и закреплены в действующем бюджетном законодательстве — Бюджетном кодексе и Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 г. и на период 2010-2011 гг.».
В условиях преодоления последствий глобального экономического кризиса выпадающие доходы бюджетов субъектов Федерации, особенно экспорто-ориентированных, безусловно, могут возникать. Президент России Д. А. Медведев в Ижевске заявил, что проблема наполнения региональных бюджетов в следующем году будет существовать и что необходимо решать вопросы возникающих кассовых разрывов путем предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета. Министр финансов России А. Л. Кудрин также подтвердил планы его ведомства по пересмотру межбюджетных отношений в 2009 г. Тем самым федеральный бюджет готов и будет оказывать помощь регионам. Для этого необходимо в текущем году, оценив объем потерь, внести соответствующие изменения в федеральный бюджет.
Говоря о влиянии на наполнение бюджетной системы внесенных в конце ноября 2008 г. изменений в Налоговый кодекс, необходимо отметить, что снижение федеральной ставки налога на прибыль повлияет прежде всего на доходы федерального бюджета. Но вместе с тем это решение необходимо расценивать как антикризисную меру, способствующую развитию бизнеса. 400 млрд руб. останутся в реальном секторе экономики и будут направлены хозяйствующими субъектами на собственное развитие.
Снижение доходов региональных бюджетов возникнет с 1 января 2009 г. после вступления в силу решения об изменении налогового учета амортизации по группам налогоплательщиков и увеличении размера амортизационной премии с 10 до 30%. Также снижение доходов может произойти в случае реализации предоставленного регионам права снижать фискальную нагрузку на малый бизнес в рамках упрощенной системы налогообложения.
В связи с этим я рекомендовала бы органам власти субъектов Федерации взвешенно подходить как к возможности снижения региональной части налога на прибыль, так и к снижению фиксированной ставки по «упрощенке» с 15 до 5%. Сбалансированность бюджетов — это первый и основной принцип бюджетной политики, поэтому всегда необходимо сохранять баланс между собственными возможностями налогового стимулирования предприятий и реальной наполняемостью региональных и местных бюджетов.
Материал подготовила Елена Колнооченко