Руководство страны в условиях кризиса постоянно подчеркивает, что социальная направленность федерального бюджета остается приоритетом и будет сделан максимум возможного, чтобы выполнить заявленные в нем социальные обязательства. После принятия большого пакета антикризисных мер многое зависит от того, насколько быстро будут отработаны и внедрены эффективные механизмы и технологии их реализации и контроля. О работе Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам в сложных условиях кризиса, а также об итогах работы за прошедший год и о планах на 2009 г. рассказала заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Галина КАРЕЛОВА.
— Галина Николаевна, расскажите об итогах работы Комитета Госдумы по бюджету и налогам за 2008 год. Какие запланированные цели удалось реализовать, а что пока осталось невыполненным?
— В 2008 г. график нашего комитета был очень плотным, поскольку кроме обычной работы по рассмотрению и принятию законов, направленных на совершенствование бюджетного законодательства, шла большая и кропотливая работа по принятию федерального бюджета на ближайшие три года. Собственно, это и было главной целью, и мы ее выполнили достаточно четко. Надо еще учитывать, что в пакете с федеральным бюджетом идут бюджеты трех внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. Формирование каждого из них напрямую связано с формированием государственного бюджета и состоянием экономики и требует отдельного законодательного оформления.
Тем не менее комитет успел рассмотреть 139 законопроектов, из них 40 принято и подписано Президентом Российской Федерации. Так, были приняты «социальные» поправки к федеральному бюджету, которые позволили значительную часть дополнительных средств направить на повышение зарплат бюджетников, денежного довольствия военнослужащих, пенсий, социальных пособий и выплат. Приняты нормативы, увеличивающие роль налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Были освобождены от обложения НДС выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или усовершенствованию уже имеющихся. Предоставлены налоговые льготы и работодателям, поощряющим учебу своих работников. Был принят ряд социальных норм, способствующих поддержке здоровья людей, укреплению семейных ценностей, повышению материального благосостояния и т.д.
Конец года стал по-настоящему «ударным»: было рассмотрено и принято в очень оперативном режиме много новых законов, которые направлены на смягчение негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на нашу экономику и сохранение контроля над государственными финансами и инфляцией. На мой взгляд, многие из этих новаций смогут работать и в дальнейшем, а не только как антикризисные меры, поскольку с их помощью решается целый ряд давно назревших проблем. В частности, освобождаются от уплаты НДС выданные авансы; упрощается порядок подтверждения экспортерами права на получение возмещения НДС при вывозе товаров. На экспортеров «работает» теперь и продление на 90 дней срока представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС. Кроме того, начиная с платежей по итогам III квартала 2008 г. налогоплательщики получили возможность уплачивать НДС не единовременным платежом, как это было ранее, а равными долями в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом. Это позволит сохранить и увеличить оборотные средства налогоплательщиков. Таким образом, кризис стал катализатором для принятия целого ряда решений, которые ранее находились лишь на стадии «вызревания».
— Удастся ли, на ваш взгляд, реализовать масштабные планы социальной поддержки, заложенные в бюджете, при продолжении падения цен на нефть и усугублении кризиса?
— «Нефтяной фактор», несомненно, будет испытывать нас на прочность. Но я уверена, что будет сделано максимум возможного, чтобы сохранить развитие социальной сферы. Федеральный бюджет на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. составлен как бюджет социальных приоритетов, главная идея которого — наращивание инвестиций в человеческий капитал. Несмотря на то что бюджет утверждался уже тогда, когда мировой финансовый кризис начал оказывать свое влияние на нашу экономику, ни одна из социальных статей не была сокращена. Практически без корректировок утверждены расходы на большой комплекс федеральных целевых программ, связанных с развитием здравоохранения, образования, строительством жилья.
Социальная составляющая занимает в консолидированном бюджете более 65%, и руководство страны постоянно подчеркивает, что выполнение социальных обязательств остается приоритетным. Политическая воля для решения этой задачи в тех сложных условиях, в которых мы сегодня находимся, играет огромную роль. И вся стратегия противодействия кризису направлена на это. Антикризисные меры, так же как и те законы, которые Госдума в ускоренном темпе принимала в конце 2008 г., в первую очередь направлены на поддержку реального сектора экономики. Для выполнения социальных обязательств это имеет ключевое значение, ведь государственная казна должна не только расходоваться, но и наполняться.
Кроме того, существенно снижен налог на прибыль. Эти и другие принятые меры должны помочь предприятиям остаться «на плаву», снизить риски в первую очередь для населения моногородов, которое становится наиболее уязвимым. Принятые под конец года поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам переносят часть налогов с федерального на региональный уровень — это поможет защитить бюджеты регионов, компенсируя доходы, выпадающие из-за налоговых послаблений.
Наконец, в канун 2009 г. Госдума приняла в третьем чтении правительственные поправки к бюджету, меняющие схему наполнения нефтегазового трансферта на 2009 г. С этого года бюджет получает лишь часть нефтегазовых доходов в размере 5,5% ВВП. Остальные средства поступают в резервный фонд (10% ВВП) и фонд национального благосостояния.
— Какие приоритеты останутся в социальной политике государства? Появятся ли в ней принципиально новые аспекты по сравнению с предыдущим годом?
— Новые аспекты уже появились. Дело в том, что мы находимся в состоянии перехода от понимания социальной поддержки как «помощь неимущим и бедным» к трактовке социальной поддержки как «обеспечение нормальных условий, изменение к лучшему качества жизни человека». Вот это и есть новый аспект — перемещение в центр социальной политики понятия «качество жизни». Отсюда вытекает задача сокращения социальных дифференциаций, преодоление разрыва по уровню доходов, доступу к социальным услугам, собственности и т.д. Соответственно меняется понятие социальных гарантий. И это отражают статьи социальных расходов бюджета-2009, которые направлены как на защиту интересов людей, нуждающихся в социальной поддержке, так и на решение социальных задач других групп населения, на рост и развитие среднего класса.
Достаточно вспомнить все цели, которые были заявлены для улучшения качества жизни, и те меры, которые, в общем-то, продолжают реализовываться. Недаром президент накануне нового года еще раз подчеркнул необходимость продолжать реализацию нацпроектов «Образование», «Здравоохранение» и «Жилье». Совершенно очевидно, что наше общество сделало серьезный рывок, который вызвал к жизни потребность в определенных социальных стандартах: нам нужен достойный материальный уровень, качественная медицина, хорошее образование, обеспеченная активная старость. Кризис не только не отменил эти приоритеты — он обострил стремление не потерять достигнутого.
Несмотря на все переживаемые нами трудности 350 млрд руб. в предстоящие три года будут направлены на переход на новую систему оплаты труда в бюджетной сфере, который коснется более 3 млн человек. Минимальный размер оплаты труда увеличится почти вдвое: с 2300 руб. до 4330 руб., и кризис этого не отменяет. А большинство из тех новшеств, которые приняты Госдумой в период влияния кризиса, направлено на повышение социальной защищенности в первую очередь трудоспособного населения (пенсионеры защищены той программой повышения пенсий, которая сохраняется на ближайшие три года). Я приведу несколько примеров. Так, с 1 до 2 млн руб. увеличен размер имущественного вычета, предоставляемого при ведении нового строительства или приобретении жилья. Внесены изменения в федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» и «О федеральном бюджете», смысл которых — предупредить напряженность на рынке труда, которая может возникнуть в отдельных регионах, и поддержать тех, кто теряет работу. В соответствии с поправками у правительства появляется право при формировании и реализации федерального бюджета создавать специальный резерв. Средства, в частности, предполагается направлять на опережающую профессиональную переподготовку людей, которые находятся под риском увольнения, адресную поддержку при переезде в места, где есть работа. Увеличен размер пособия по безработице для тех, кто уволился по собственному желанию без уважительных причин. Теперь он должен быть приравнен к размеру пособия для уволенных в результате сокращения. Новая норма, таким образом, почти в четыре раза может увеличить размер пособия по безработице для этой категории работников.
— Вы возглавляете Центр социальных инноваций. Расскажите, пожалуйста, об этом центре, чем он занимается?
— Наш Центр создан относительно недавно — весной 2008 г. Это своеобразная презентационная площадка для инновационных социальных программ, проектов технологий регионов, муниципальных образований, гражданского общества, бизнеса. Его задача — аккумулировать то новое и прогрессивное, что появляется в социальной сфере, запустить механизм включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования и реализации социальных программ и законов, востребованных обществом. На наш взгляд, это поможет ускорить решение задачи обновления социальной сферы, создать питательную среду для тех ростков, которые уже существуют в регионах. И я вижу, что в нынешних условиях это становится особенно актуальным, поскольку многие устаревшие социальные схемы не могут отвечать вызовам времени.
У нас уже прошли презентации ряда социальных программ, которые реализуются в Тюмени, Липецкой области, Иванове, Ханты-Мансийском округе, Москве, Московской области, состоялось выездное заседание в Воронеже, где был презентован воронежский опыт профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. Должна сказать, что эти презентации собирают широкий круг экспертов. Специалисты, руководители крупных научных институтов, губернаторы, социальные работники, представители исполнительных органов власти, депутаты Госдумы, специалисты разных ведомств, включая Минздравсоцразвитие, — все они принимают участие в обсуждении проектов и проблем, которые поднимаются на таких презентациях. Обмениваются опытом, мнениями, начинают строить совместные планы. По итогам презентаций уже созданы две рабочие группы. Они заняты разработкой программ, а также предложений для законодателей. Издано три информационных сборника, которые уже разошлись по регионам. Интересно, что наша работа стала вызывать интерес студентов, причем не только социальных вузов, и они также предлагают свои инновационные проекты.
Я думаю, что в конечном итоге работа Центра социальных инноваций будет способствовать и обновлению законодательной базы, заполнению существующих пустот в социальном законодательстве.
— Расскажите о планах работы комитета на будущий год. Что необходимо сделать, чтобы максимально преодолеть негативное влияние кризиса на российскую экономику и особенно социальную сферу?
— Это очень сложный вопрос. Очевидно, что год будет трудным. Но мне внушает оптимизм то обстоятельство, что легкой жизни сегодня никто не ждет. Главное — не сидеть сложа руки. Сейчас очень важно, как будет воплощаться в жизнь тот пакет мер, который принят, какие управленческие технологии и механизмы их реализации и контроля будут включены. Нужна мобилизация всех сил общества от верха до низа, и наоборот, чтобы не упустить время. На первый план выходит задача поиска оптимального баланса между поддержкой реального сектора экономики и социальной поддержкой граждан.
Новые условия нашей жизни требуют сформировать более эффективную модель социальной политики. Очень важно обеспечить сегодня социальную безопасность, определить острейшие точки в обществе, выявить группы населения, которые пострадали или могут пострадать в ближайшее время от кризисных явлений. Сейчас нужен постоянный, объективный и профессиональный мониторинг социально-экономической ситуации и положения конкретных социальных групп, чтобы вырабатывать и применять управленческие действия, направленные на предупреждение и снятие социального напряжения не только в сфере труда и занятости, но и в непроизводственном секторе, поскольку нельзя не учитывать категории неработающих граждан.
Есть несколько сценариев развития воздействия кризиса на нашу экономику, и многое будет зависеть от того, по какому из них будут развиваться события. В связи с этим на первый план выходит мониторинг ситуации с исполнением законов, которые для кризисных условий имеют особое значение. Важно также определить, какие новые точечные законы следует принять, а какие нормы следует приостановить или перенести срок их действия.
От этого во многом зависит и деятельность Комитета по бюджету и налогам. Мы будем не только работать над имеющимся в нашем портфеле пакетом законодательных инициатив, но и так же оперативно, как в канун нового года, рассматривать и принимать решения, отвечающие требованиям времени.
Материал подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО
— Галина Николаевна, расскажите об итогах работы Комитета Госдумы по бюджету и налогам за 2008 год. Какие запланированные цели удалось реализовать, а что пока осталось невыполненным?
— В 2008 г. график нашего комитета был очень плотным, поскольку кроме обычной работы по рассмотрению и принятию законов, направленных на совершенствование бюджетного законодательства, шла большая и кропотливая работа по принятию федерального бюджета на ближайшие три года. Собственно, это и было главной целью, и мы ее выполнили достаточно четко. Надо еще учитывать, что в пакете с федеральным бюджетом идут бюджеты трех внебюджетных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. Формирование каждого из них напрямую связано с формированием государственного бюджета и состоянием экономики и требует отдельного законодательного оформления.
Тем не менее комитет успел рассмотреть 139 законопроектов, из них 40 принято и подписано Президентом Российской Федерации. Так, были приняты «социальные» поправки к федеральному бюджету, которые позволили значительную часть дополнительных средств направить на повышение зарплат бюджетников, денежного довольствия военнослужащих, пенсий, социальных пособий и выплат. Приняты нормативы, увеличивающие роль налогов в стимулировании экономического роста, инвестиционной и инновационной активности. Были освобождены от обложения НДС выполняемые организациями научно-технические, опытно-конструкторские и технологические работы, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или усовершенствованию уже имеющихся. Предоставлены налоговые льготы и работодателям, поощряющим учебу своих работников. Был принят ряд социальных норм, способствующих поддержке здоровья людей, укреплению семейных ценностей, повышению материального благосостояния и т.д.
Конец года стал по-настоящему «ударным»: было рассмотрено и принято в очень оперативном режиме много новых законов, которые направлены на смягчение негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на нашу экономику и сохранение контроля над государственными финансами и инфляцией. На мой взгляд, многие из этих новаций смогут работать и в дальнейшем, а не только как антикризисные меры, поскольку с их помощью решается целый ряд давно назревших проблем. В частности, освобождаются от уплаты НДС выданные авансы; упрощается порядок подтверждения экспортерами права на получение возмещения НДС при вывозе товаров. На экспортеров «работает» теперь и продление на 90 дней срока представления документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС. Кроме того, начиная с платежей по итогам III квартала 2008 г. налогоплательщики получили возможность уплачивать НДС не единовременным платежом, как это было ранее, а равными долями в течение трех месяцев, следующих за налоговым периодом. Это позволит сохранить и увеличить оборотные средства налогоплательщиков. Таким образом, кризис стал катализатором для принятия целого ряда решений, которые ранее находились лишь на стадии «вызревания».
— Удастся ли, на ваш взгляд, реализовать масштабные планы социальной поддержки, заложенные в бюджете, при продолжении падения цен на нефть и усугублении кризиса?
— «Нефтяной фактор», несомненно, будет испытывать нас на прочность. Но я уверена, что будет сделано максимум возможного, чтобы сохранить развитие социальной сферы. Федеральный бюджет на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. составлен как бюджет социальных приоритетов, главная идея которого — наращивание инвестиций в человеческий капитал. Несмотря на то что бюджет утверждался уже тогда, когда мировой финансовый кризис начал оказывать свое влияние на нашу экономику, ни одна из социальных статей не была сокращена. Практически без корректировок утверждены расходы на большой комплекс федеральных целевых программ, связанных с развитием здравоохранения, образования, строительством жилья.
Социальная составляющая занимает в консолидированном бюджете более 65%, и руководство страны постоянно подчеркивает, что выполнение социальных обязательств остается приоритетным. Политическая воля для решения этой задачи в тех сложных условиях, в которых мы сегодня находимся, играет огромную роль. И вся стратегия противодействия кризису направлена на это. Антикризисные меры, так же как и те законы, которые Госдума в ускоренном темпе принимала в конце 2008 г., в первую очередь направлены на поддержку реального сектора экономики. Для выполнения социальных обязательств это имеет ключевое значение, ведь государственная казна должна не только расходоваться, но и наполняться.
Кроме того, существенно снижен налог на прибыль. Эти и другие принятые меры должны помочь предприятиям остаться «на плаву», снизить риски в первую очередь для населения моногородов, которое становится наиболее уязвимым. Принятые под конец года поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам переносят часть налогов с федерального на региональный уровень — это поможет защитить бюджеты регионов, компенсируя доходы, выпадающие из-за налоговых послаблений.
Наконец, в канун 2009 г. Госдума приняла в третьем чтении правительственные поправки к бюджету, меняющие схему наполнения нефтегазового трансферта на 2009 г. С этого года бюджет получает лишь часть нефтегазовых доходов в размере 5,5% ВВП. Остальные средства поступают в резервный фонд (10% ВВП) и фонд национального благосостояния.
— Какие приоритеты останутся в социальной политике государства? Появятся ли в ней принципиально новые аспекты по сравнению с предыдущим годом?
— Новые аспекты уже появились. Дело в том, что мы находимся в состоянии перехода от понимания социальной поддержки как «помощь неимущим и бедным» к трактовке социальной поддержки как «обеспечение нормальных условий, изменение к лучшему качества жизни человека». Вот это и есть новый аспект — перемещение в центр социальной политики понятия «качество жизни». Отсюда вытекает задача сокращения социальных дифференциаций, преодоление разрыва по уровню доходов, доступу к социальным услугам, собственности и т.д. Соответственно меняется понятие социальных гарантий. И это отражают статьи социальных расходов бюджета-2009, которые направлены как на защиту интересов людей, нуждающихся в социальной поддержке, так и на решение социальных задач других групп населения, на рост и развитие среднего класса.
Достаточно вспомнить все цели, которые были заявлены для улучшения качества жизни, и те меры, которые, в общем-то, продолжают реализовываться. Недаром президент накануне нового года еще раз подчеркнул необходимость продолжать реализацию нацпроектов «Образование», «Здравоохранение» и «Жилье». Совершенно очевидно, что наше общество сделало серьезный рывок, который вызвал к жизни потребность в определенных социальных стандартах: нам нужен достойный материальный уровень, качественная медицина, хорошее образование, обеспеченная активная старость. Кризис не только не отменил эти приоритеты — он обострил стремление не потерять достигнутого.
Несмотря на все переживаемые нами трудности 350 млрд руб. в предстоящие три года будут направлены на переход на новую систему оплаты труда в бюджетной сфере, который коснется более 3 млн человек. Минимальный размер оплаты труда увеличится почти вдвое: с 2300 руб. до 4330 руб., и кризис этого не отменяет. А большинство из тех новшеств, которые приняты Госдумой в период влияния кризиса, направлено на повышение социальной защищенности в первую очередь трудоспособного населения (пенсионеры защищены той программой повышения пенсий, которая сохраняется на ближайшие три года). Я приведу несколько примеров. Так, с 1 до 2 млн руб. увеличен размер имущественного вычета, предоставляемого при ведении нового строительства или приобретении жилья. Внесены изменения в федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации» и «О федеральном бюджете», смысл которых — предупредить напряженность на рынке труда, которая может возникнуть в отдельных регионах, и поддержать тех, кто теряет работу. В соответствии с поправками у правительства появляется право при формировании и реализации федерального бюджета создавать специальный резерв. Средства, в частности, предполагается направлять на опережающую профессиональную переподготовку людей, которые находятся под риском увольнения, адресную поддержку при переезде в места, где есть работа. Увеличен размер пособия по безработице для тех, кто уволился по собственному желанию без уважительных причин. Теперь он должен быть приравнен к размеру пособия для уволенных в результате сокращения. Новая норма, таким образом, почти в четыре раза может увеличить размер пособия по безработице для этой категории работников.
— Вы возглавляете Центр социальных инноваций. Расскажите, пожалуйста, об этом центре, чем он занимается?
— Наш Центр создан относительно недавно — весной 2008 г. Это своеобразная презентационная площадка для инновационных социальных программ, проектов технологий регионов, муниципальных образований, гражданского общества, бизнеса. Его задача — аккумулировать то новое и прогрессивное, что появляется в социальной сфере, запустить механизм включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования и реализации социальных программ и законов, востребованных обществом. На наш взгляд, это поможет ускорить решение задачи обновления социальной сферы, создать питательную среду для тех ростков, которые уже существуют в регионах. И я вижу, что в нынешних условиях это становится особенно актуальным, поскольку многие устаревшие социальные схемы не могут отвечать вызовам времени.
У нас уже прошли презентации ряда социальных программ, которые реализуются в Тюмени, Липецкой области, Иванове, Ханты-Мансийском округе, Москве, Московской области, состоялось выездное заседание в Воронеже, где был презентован воронежский опыт профессионального обучения и трудоустройства инвалидов. Должна сказать, что эти презентации собирают широкий круг экспертов. Специалисты, руководители крупных научных институтов, губернаторы, социальные работники, представители исполнительных органов власти, депутаты Госдумы, специалисты разных ведомств, включая Минздравсоцразвитие, — все они принимают участие в обсуждении проектов и проблем, которые поднимаются на таких презентациях. Обмениваются опытом, мнениями, начинают строить совместные планы. По итогам презентаций уже созданы две рабочие группы. Они заняты разработкой программ, а также предложений для законодателей. Издано три информационных сборника, которые уже разошлись по регионам. Интересно, что наша работа стала вызывать интерес студентов, причем не только социальных вузов, и они также предлагают свои инновационные проекты.
Я думаю, что в конечном итоге работа Центра социальных инноваций будет способствовать и обновлению законодательной базы, заполнению существующих пустот в социальном законодательстве.
— Расскажите о планах работы комитета на будущий год. Что необходимо сделать, чтобы максимально преодолеть негативное влияние кризиса на российскую экономику и особенно социальную сферу?
— Это очень сложный вопрос. Очевидно, что год будет трудным. Но мне внушает оптимизм то обстоятельство, что легкой жизни сегодня никто не ждет. Главное — не сидеть сложа руки. Сейчас очень важно, как будет воплощаться в жизнь тот пакет мер, который принят, какие управленческие технологии и механизмы их реализации и контроля будут включены. Нужна мобилизация всех сил общества от верха до низа, и наоборот, чтобы не упустить время. На первый план выходит задача поиска оптимального баланса между поддержкой реального сектора экономики и социальной поддержкой граждан.
Новые условия нашей жизни требуют сформировать более эффективную модель социальной политики. Очень важно обеспечить сегодня социальную безопасность, определить острейшие точки в обществе, выявить группы населения, которые пострадали или могут пострадать в ближайшее время от кризисных явлений. Сейчас нужен постоянный, объективный и профессиональный мониторинг социально-экономической ситуации и положения конкретных социальных групп, чтобы вырабатывать и применять управленческие действия, направленные на предупреждение и снятие социального напряжения не только в сфере труда и занятости, но и в непроизводственном секторе, поскольку нельзя не учитывать категории неработающих граждан.
Есть несколько сценариев развития воздействия кризиса на нашу экономику, и многое будет зависеть от того, по какому из них будут развиваться события. В связи с этим на первый план выходит мониторинг ситуации с исполнением законов, которые для кризисных условий имеют особое значение. Важно также определить, какие новые точечные законы следует принять, а какие нормы следует приостановить или перенести срок их действия.
От этого во многом зависит и деятельность Комитета по бюджету и налогам. Мы будем не только работать над имеющимся в нашем портфеле пакетом законодательных инициатив, но и так же оперативно, как в канун нового года, рассматривать и принимать решения, отвечающие требованиям времени.
Материал подготовила Елена КОЛНООЧЕНКО