25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 8978 Материалы по теме
крусткалн
Андрей КРУСТКАЛН,
начальник инспекции Счетной палаты РФ




удальцов
Валерий УДАЛЬЦОВ,
руководитель секретариата аудитора Счетной палаты РФ

Как известно, на протяжении всей истории человеческого общества неотъемлемой чертой его экономической жизнедеятельности являются кризисы, которые временно и насильственно разрешают противоречия процесса производства и воспроизводства материальных благ. Среди различных форм проявления кризисных потрясений особое место занимают финансовые кризисы.

«Российские» причины финансового кризиса
По своей сути финансовые кризисы представляют собой глубокое расстройство всей финансовой системы страны. Это проявляется в несоответствии денежной массы, находящейся в обращении, требованиям закона денежного обращения, глубокой инфляции, взаимных неплатежах экономических субъектов, неустойчивости валютных курсов и курсов ценных бумаг, резком несоответствии доходов бюджета его расходам.
В условиях постоянно повышающейся степени глобализации финансовых рынков и открытости экономик финансовые катаклизмы зачастую приобретают международный характер. Именно такой кризис переживает в настоящее время мировое сообщество. Начавшись в США в 2006 г. с обвала ипотечных рынков, он вскоре распространился на другие страны. Комментируя ситуацию в Послании Федеральному Собранию РФ, Президент России Д. А. Медведев подчеркнул: «Будучи теснейшим образом связанной с рынками всех развитых стран и при этом самой мощной из всех, экономика Соединенных Штатов потащила вниз, на траекторию спада, финансовые рынки всей планеты».
Сказанное касается и России. Являясь достаточно глубоко интегрированной в мировой экономический порядок, она оказалась втянутой в водоворот планетарного финансового кризиса. Наиболее болезненно мировой кризис ударил по ее фондовому рынку, затронув при этом и другие составляющие финансовой системы.
Возникновению данной ситуации способствовала прежде всего высокая зависимость российского финансового рынка от мировой конъюнктуры, обусловленная полной открытостью и привязкой денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты. Это сделало наш рынок уязвимым и привело к обесцениванию валютных резервов из-за падения доллара США.
Существенную роль сыграла также недостаточность внутренних финансовых источников для кредитования реального сектора экономики и связанный с этим огромный объем заимствований наших предприятий за рубежом. В результате образовался колоссальный корпоративный долг, сравнимый с золотовалютными резервами страны. Когда условия заимствования на Западе значительно ухудшились и возникла напряженность с ликвидностью, реальный сектор экономики начал испытывать финансовый голод. Негативное воздействие в этом плане оказал и отток капитала. Только в октябре 2008 г. он, по данным главы Центробанка С. М. Игнатьева, составил 48 млрд долл.
Специфически российской причиной кризиса явилось то, что нам не удалось, воспользовавшись периодом высоких цен на сырье и благоприятной финансовой конъюнктурой, диверсифицировать свою экономику. Она так и осталась преимущественно сырьевой. Эта характерная для нашей экономики диспропорция сыграла свою негативную роль в условиях падения мировых цен на нефть.
К числу внутренних причин относится и несовершенство системы государственного регулирования экономики в целом, и финансовой сферы в частности. Это выразилось в неспособности государства ограничить масштабные заимствования банков, корпораций и компаний за рубежом.

Возможные последствия кризиса
Названные и другие причины обусловили неизбежность вхождения России в полосу финансового кризиса, последствия которого могут быть довольно серьезными. Одним из таких последствий может стать перерастание финансового кризиса в промышленный. Уже сейчас промышленные предприятия испытывают трудности с рефинансированием своих долгов и получением кредитов. Из-за отсутствия средств снизилось производство в металлургической отрасли, сократился выпуск продукции машиностроения, тревожные сигналы стали поступать от сельхозпроизводителей, строителей, лесопромышленников и т.д. Тенденция сокращения производства может обернуться серьезным торможением экономики.
Способствовать этому может и «банковская паника» среди населения, следствием которой станет изъятие денег с депозитов. Далее пойдет цепная реакция: банки, оказавшись в трудном положении, свернут кредитные программы, что негативно скажется на развитии реального сектора. Кроме того, оставшись без кредитов, предприятия вынуждены будут освобождаться от «лишних» кадров (собственно говоря, это уже происходит). Рост числа безработных в свою очередь неизбежно приведет к возникновению жесткого социального кризиса.
Фактором ужесточения кризиса может стать существующая ныне зависимость России от желания западных банков продолжать ее кредитование. Если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, вероятность девальвации, снижения темпов роста реальных доходов и углубления инфляции резко возрастет.
Нельзя исключить и возможность дальнейшего падения цен на нефть, что может обернуться снижением доходов бюджета. У государства станет меньше денег для реализации своих социальных программ, а это еще больше усугубит ситуацию. Кроме того, падение цен на сырье и другую продукцию российских компаний снизит их способность к выплате долгов. Возникнет опасность потери контроля над предприятиями и их перехода в иностранную собственность, как это уже произошло в табачной и пивоваренной отраслях, молочной промышленности и в значительной части промышленности стройматериалов, с розничными сетями, сотовыми операторами, рынком автомобилей и т.д. Такое развитие ситуации может серьезно ударить по политической стабильности и в конечном счете создать реальную угрозу национальной безопасности.

Антикризисные меры
Чтобы не допустить развертывания событий по описанному сценарию, руководство страны  приняло меры по ограничению негативного влияния кризиса на состояние финансового рынка и реальной экономики, сохранению контроля над государственными финансами и инфляцией. Эти меры прежде всего были связаны с преодолением кризиса ликвидности и поддержкой главных игроков финансового рынка. В частности, внесены необходимые изменения в федеральный бюджет на 2008 г. и последующие три года. На проведение антикризисных мероприятий направлено 5,6 трлн руб. На законодательном уровне сделан ряд шагов для предупреждения банкротства банков. Банки получили возможность без залога занимать средства у Минфина России и Центробанка на проводимых ими аукционах. А предоставление субординированных кредитов на 10 лет позволило сформировать внутренние источники долгосрочного финансирования экономики. Отчисления в Фонд обязательного резервирования снижены на невероятную для последних лет величину — 4 процентных пункта, что позволило банковской системе получить дополнительно 300 млрд руб. С целью защиты интересов вкладчиков принято решение о компенсации вкладов в размере до 700 тыс. руб. в течение двух недель. Эти и другие меры позволили на определенный срок стабилизировать банковскую систему.
Вторая группа антикризисных мер была связана с поддержкой реального сектора экономики, ее ключевых отраслей. Для этого компаниям, работающим в розничной торговле и аптечной сети, через банки были предоставлены дополнительные кредитные ресурсы. Такие же ресурсы направлены в жилищное строительство для завершения работ на уже строящихся объектах. Чтобы банки чувствовали себя увереннее при кредитовании строительного комплекса, государство пошло на выкуп квартир у застройщиков, тем самым гарантируя банкам реализацию новых квартир, а значит, и возврат кредитов.
На поддержку АПК государство не только направило дополнительные кредиты, но и приняло меры по повышению активности «Россельхозбанка» и «Росагролизинга» в части кредитования и поддержки лизинговой деятельности. Расширено субсидирование процентных ставок, в том числе в сфере животноводства, прежде всего молочного. Особая поддержка оказана оборонно-промышленному комплексу. Увеличился объем авансирования средств по оборонному заказу. Осуществляется субсидирование процентных ставок по тем кредитам, которые предприятия уже взяли для выполнения госзаказа, предоставлены средства в виде инвестиционного налогового кредита. В машиностроении расширена практика субсидирования процентных ставок и поддержки лизинга, прежде всего авиа- и автомобильной техники. Существенно выросла помощь малому бизнесу через программу государственной поддержки (бизнес-инкубаторы и другие схемы финансового содействия). Адресная поддержка также оказана крупным предприятиям сырьевой отрасли.
Ведется работа по упрощению процедуры госзакупок, позволяющей деньгам быстрее попасть в реальный сектор. Реальному сектору оказывается налоговая поддержка, в частности, обрабатывающим производствам предоставляются инвестиционные налоговые кредиты. Конкретная помощь производителям проявляется и в установлении приоритета отечественных товаров при организации госзакупок, увеличении их доли в структуре внутреннего спроса, повышении пошлин на зарубежную продукцию и т.д.

Контроль движения бюджетных денег
На реализацию этих и других мероприятий государством направлены огромные суммы. Крайне важно, чтобы выделенные деньги не скапливались на банковских счетах, а свободно проходили по всем каналам и своевременно поступали на конкретные предприятия. В Послании Д. А. Медведева сказано: «Надо прежде всего пробить образовавшиеся в экономике “финансовые тромбы”. Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей».
К сожалению, движение средств не всегда можно назвать беспроблемным. Сказываются существующее пока на межбанковском уровне недоверие, попытки отдельных банков изменить условия кредитования с целью получения сверхприбыли. Отмечаются также случаи, когда у банков — получателей госсредств растет объем операций, связанных с переводом денег в зарубежные банки.
В данной ситуации на первый план вышли вопросы контроля движения бюджетных денег, что объективно повысило роль Счетной палаты РФ как органа, осуществляющего контроль за исполнением федерального бюджета. В соответствии с этим Счетная палата перестроила свою деятельность. С учетом требования Президента России об эффективном использовании каждого выделенного на стабилизацию экономики рубля были внесены коррективы в планы текущей и перспективной работы, увеличилась доля контрольных мероприятий, связанных с оценкой эффективности использования государственных средств, которые получены банками, региональными структурами и госкорпорациями в рамках антикризисной программы. В частности, речь идет о проверке расходования бюджетных средств, предоставленных крупным хозяйствующим объектам на перекредитование внешних заимствований и субординированные кредиты. Счетная палата еженедельно получает информацию о том, как банки распоряжаются выделенными государством средствами и как эти средства доходят до реального сектора. Результаты мониторинга таких операций на местах регулярно обсуждаются на коллегии с принятием соответствующих решений.

Мероприятия по корректировке финансовой системы России
Счетная палата активно участвует в деятельности экспертного сообщества, внося свой вклад в анализ ситуации на финансовом рынке и разработку дополнительных мер по выходу из кризиса, пик которого еще не пройден. Об этом, в частности, свидетельствуют явное замедление темпов развития российской экономики и прогнозируемое в 2009 г. снижение роста ВВП. Таким образом, принятые руководством страны меры не являются исчерпывающими. Счетная палата считает необходимым подкрепить их комплексом среднесрочных мероприятий по корректировке финансовой системы, среди которых:
— принятие в приоритетном порядке пакета законов, обеспечивающих реализацию надзора за рисками профессиональных участников финансового рынка, противодействие использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, обеспечение его информационной открытости, секьюритизации активов и т.д.;
— снятие долговой нагрузки с предприятий посредством рефинансирования, льготного кредитования или введения механизмов налогового кредитования. Финансовая помощь должна иметь четкие целевые установки. В частности, решение о ее предоставлении предприятиям и банкам необходимо увязывать не только с их финансовым состоянием, но и с качеством финансового менеджмента в предкризисный период, то есть со способностью компании создавать систему собственных резервных и страховых фондов и механизмов;
— определение круга социально значимых финансовых институтов, которые играли бы роль экономических агентов и несли консолидированную ответственность за реализацию социально-экономической политики государства, предоставление им государственной поддержки и восстановление через них внутреннего кредитования реального сектора экономики с использованием средств государственных фондов;
— установление пропорций распределения резервов для поддержки банков и предприятий реального сектора, расширение перечня бумаг ломбардного списка Банка России за счет акций и векселей этих предприятий и созданных государством институтов развития, утверждение лимита объема иностранных кредитов и скупки долгов компаний с государственным участием.
Заслуживают внимания и предложения других участников экспертного сообщества, в частности:
— осуществить переход от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков, чтобы российские деньги работали в российской экономике;
— жестко обусловить предоставление госресурсов коммерческим банкам их целевым использованием для рефинансирования предприятий реального сектора, повысить ответственность банков-получателей за нецелевое расходование бюджетных денег;
— для возрождения межбанковского рынка обеспечить гарантии межбанковских кредитов со стороны Центробанка, что укрепит уверенность банков в безопасности их взаимного кредитования;
— усилить доверие между банками и заемщиками путем предоставления предприятиям реального сектора государственных гарантий под кредиты;
— для уменьшения зависимости от иностранной валюты осуществлять продажу сырьевых товаров за рубли, создавать необходимые условия для широкого использования рубля в международных расчетах, а также в качестве одной из региональных валют;
— ужесточить валютный контроль, запретить выдачу кредитов нерезидентам, обеспечить перевод 100% валютной выручки в российские банки, более тщательно проверять сделки, связанные с переводом валюты за рубеж;
заменить внешние источники заимствований внутренними кредитными ресурсами, которыми могут быть свободные средства Пенсионного фонда, часть средств Фонда национального благосостояния, профицит бюджета, долгосрочные депозиты юридических лиц и населения. В последнем случае, чтобы предупредить «банковскую панику» и укрепить уверенность частных вкладчиков в сохранности их средств, необходимо дать гражданам твердые гарантии полного возмещения вкладов при возможном возникновении проблем у отдельных банков;
— для улучшения социальной ситуации в период массовых увольнений восстановить систему страхования от безработицы, возродить Фонд занятости, за счет которого создавать новые рабочие места и финансировать центры обучения и переквалификации безработных, желающих сменить профиль деятельности;
усилить роль государства как в экономике в целом, так и в финансовой сфере. Чтобы сохранить контроль над российскими предприятиями, над которыми нависла опасность перехода в иностранную собственность из-за трудностей с обслуживанием платежей по взятым кредитам, государство должно выкупить их долговые обязательства и акции. Главным образом это касается тех компаний, где смена собственника причинит ущерб безопасности страны. С той же целью и для наполнения рынка ликвидностью государству следует пойти на прямой выкуп обязательств коммерческих структур, на погашение кредитов, взятых крупными компаниями на Западе, переводя на свои счета заложенные пакеты акций, и на выкуп у банков прав требований к российским заемщикам.
Речь здесь идет не о национализации, а об очищении российской финансовой системы от элементов той модели либерализма, которая проповедует минимальное вмешательство государства в экономику. Данный подход вполне коррелирует с теми процессами, которые идут сегодня в мире. Повсеместно не только признается, что мировой финансовый кризис является наглядным подтверждением несостоятельности идей либеральной рыночной экономики как единственно приемлемой модели развития, но и делаются шаги для усиления роли государственного регулирования, включая частичную национализацию банковского сектора, государственные интервенции и прямое кредитование промышленных предприятий из бюджета.
Такое совпадение позиций руководителей развитых стран создает необходимую основу для налаживания их конструктивного сотрудничества и взаимной помощи в деле преодоления мирового финансового кризиса. На выходе из него не исключено возникновение новой архитектуры мировой финансовой системы, которая, возможно, будет основана на национальных валютах и нескольких финансовых центрах, на сочетании поддержки либерального экономического порядка с более сильным международным регулированием. В этом случае потребуется капитальная реконструкция такой системы, формирование новых международных институтов управления мировой экономикой и финансами.
Создание конкурентоспособной и самостоятельной финансовой системы
В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ сказано: «Глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира». Развивая эту тему на международном уровне, Д. А. Медведев сделал ряд важных заявлений. Так, выступая на заседании круглого стола промышленников России и ЕС в Каннах, а затем на встрече «Большой двадцатки» в Вашингтоне, он, в частности, предложил создать систему быстрого оповещения, а также международную комиссию, состоящую из авторитетных, независимых экспертов, которые могли бы вырабатывать механизмы регулирования глобальной финансовой системы. Кроме того, Президент РФ подтвердил намерение России вступить в ВТО и укреплять рубль. Последнее необходимо для того, чтобы наша страна могла стать одним из глобальных финансовых центров.
Словом, Россия готова участвовать в процессе возрождения мировой финансовой стабильности, не упуская своего потенциального шанса на создание конкурентоспособной и самостоятельной финансовой системы, способной, по словам Д. А. Медведева, противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач. Часть из них связана с преподнесенными кризисом уроками, среди которых необходимость:
— направлять имеющиеся ресурсы прежде всего на развитие своего внутреннего рынка, а не вкладывать в частные инвестиционные и ипотечные компании за рубежом;
— последовательно укреплять рубль как международную расчетную единицу;
— принять новую стратегию экономического развития, основанную не на получении энергетических сверхдоходов, а на росте обрабатывающих и высокотехнологичных секторов экономики, мобилизации всех имеющихся ресурсов для подъема собственного промышленного производства.
Индустриальная модернизация экономики, связанная с созданием новых эффективных предприятий, внедрением передовых зарубежных и отечественных технологий, обновлением инфраструктуры, повышением национальной конкурентоспособности и т.д., должна стать магистральным вектором развития страны. Иного пути не дано.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно