Версия для печати 4160 Материалы по теме
николай галушин
Страхование ответственности является одним из важнейших инструментов для обеспечения исполнения государственного контракта. При этом российские страховые компании пока очень настороженно относятся к этому виду деятельности, видя в нем большие риски. В условиях финансового кризиса интерес к данным операциям может упасть еще больше, — считает заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу ОСАО «Ингосстрах» Николай ГАЛУШИН.

Компания «Ингосстрах» консервативно подходит к данному виду операций. Прежде всего, по нашему мнению, по сути это не страхование, а финансовая услуга, а раз так, то обязательно должна проводиться детальная проверка контрагента и обеспечения.
«Ингосстрах» осуществляет страхование госконтрактов в отношении своих корпоративных клиентов, являющихся держателями небольших гос­контрактов с короткими периодами исполнения. Мы не осуществляем страхование госконтрактов на большие суммы и с длительным периодом исполнения. Приемлемый для нас размер обеспечения госконтракта — до 50 млн руб., срок — не более одного года.
Объем рынка страхования госконтрактов в РФ может быть приблизительно рассчитан следующим образом: сумма госконтрактов в 2008 году составила 5,8 трлн руб., обеспечение — 30% от величины госконтрактов, выбор страхования в качестве обеспечения — в 50% случаев, итого — 5,8 х х 30% х 50% = 0,9 трлн руб. по страховой сумме. Средняя ставка составляет около 0,3%, объем премии соответственно — 2,7 млрд руб.
Рынок характеризуется повышенным интересом со стороны части страховщиков, ставки стремительно падают вниз (около 2% в начале 2007 г., сейчас — около 0,3%). Но можно предположить, что в условиях финансового кризиса привлекательность этого вида операций для страховщиков очень резко упадет, особенно по крупным и длительным контрактам. Проблем возникает несколько, в их числе — емкость рынка, которая не увеличится, а будет только сокращаться. Также страховщики в скором времени будут вынуждены задуматься о контроле над качеством рисков и о контроле исполнителя госконтракта, что особенно тяжело сделать в случае длительного контракта и контракта с вовлечением большого количества смежников и субподрядчиков.
Однако есть и опасение по поводу того, что ряд страховых компаний, находящихся не в лучшем финансовом положении, будут активно вовлекаться в страхование госконтрактов ради обеспечения притока новых страховых взносов в компании. Контроля за доступом к этому сегменту операций страховщиков, испытывающих финансовые затруднения, нет. Это может усугубить ситуацию и по выполнению госконтрактов, и по выплате возмещений при наступлении убытков.
Сегодня риск при страховании ответственности исполнения госконтрактов оценивается исключительно условиями рыночной конкуренции. Ее уровень высок, ставки страховой премии снижаются, стоимость страхования не отражает степени риска. Перестраховать эти риски на международном рынке невозможно. Внутренняя емкость декларируется на уровне 1 млрд руб., хотя я считаю, что если ориентироваться на надежность перестраховочной защиты, то совокупная перестраховочная емкость будет не более 500 млн руб.
Поскольку нет унифицированного продукта по страхованию ответственности по госконтрактам, то весьма различаются по своему наполнению и договоры страхования, и доли перестраховщиков по участию в риске в зависимости от объема покрытия. Мы, например, категорически против покрытия штрафов и пени. Компания «Ингосстрах» принципиально не берет риски по госконтрактам в перестрахование.
Хочу подчеркнуть: позиция компании «Ингосстрах» такова, что этот вид операций не является страховым видом деятельности, он должен отдельно лицензироваться, относиться к финансовым видам деятельности страховщиков и отдельно контролироваться. Не могут компании с минимальным капиталом «выписывать» полисы на многие миллиарды рублей. Любой полис должен быть четко привязан к финансовым возможностям каждого страховщика.
Поделиться