Версия для печати 3442 Материалы по теме
дерябкин
Каждый житель России уже почувствовал на себе влияние мирового финансового кризиса, и способы его преодоления являются сейчас ключевой проблемой для всех уровней власти страны. Контроль над ситуацией напрямую связан с усилением ответственности в работе государственной власти, и именно по результативности мер борьбы с кризисом население будет оценивать эффективность и дееспособность региональной
и муниципальной власти страны. О том, какие антикризисные меры планирует провести Ростовская область, как будет скорректирован бюджет на 2009 г.
в связи с усложнившейся финансовой ситуацией, рассказал председатель Законодательного Собрания Ростовской области Виктор ДЕРЯБКИН.

— Виктор Ефимович, сегодня наша страна вступила в непростой период преодоления кризисных явлений в экономике и финансах. На федеральном уровне уже озвучен целый ряд «антикризисных» мер. Как эта ситуация выглядит в Ростовской области? Как вы оцениваете эффективность мер, предпринимаемых федеральным центром?

— На мой взгляд, мы достаточно спокойно и без всякой паники воспринимаем сегодняшнюю ситуацию. И большую роль в этом играет та уверенность и системность в действиях, которую демонстрируют федеральные органы власти — Президент страны, Председатель Правительства и депутаты Федерального Собрания.
Возьмем один пример: «Стратегия — 2020» была принята до кризиса, и все помнят, какие критерии были названы. Производительность труда должна возрасти в 3–4 раза, доля инновационной продукции должна увеличиться с сегодняшних 6 до 25%. Или, как сказал Председатель Правительства РФ В. В. Путин: «а лучше, если до 30–35%!»
Теперь правительство ставит задачу не только выдержать кризис, но и достойно его пройти с минимальными потерями, сохранить экономику и выйти из кризиса конкурентоспособной страной. То есть на сегодняшний день поставлено три задачи. Первая — социальная: государство взяло на себя обязательства, что зарплаты бюджетникам, пенсии, пособия, социальные выплаты будут обеспечены в полном объеме. Вторая — выработка эффективного механизма, при помощи которого Россия постарается выйти из кризиса с минимальными потерями. И третья: через 1,5–2 года и в перспективе — к 2020 г. мы должны прийти к полной конкурентоспособности страны.
Кроме того, на совещании в Ярославле В. В. Путин выступил за создание региональных индустриальных зон. Речь идет о механизме привлечения инвестиций для создания предприятий, включая предоставление инвесторам площадок с готовой инфраструктурой. В Ростовской области мы уже два года идем этим путем, и есть конкретные результаты.

— И все же кризис не мог обойти вас стороной. Как  кризисные явления ощущаются в Ростовской области?
— Нам в какой-то мере очень повезло, что у нас нет нефти, крупных металлургических предприятий и т.д. Есть ряд субъектов РФ, где бюджет «обвалился» на 50% и более. У нас ситуация иная: мы приняли бюджет на 2009 г. и сократили расходную часть всего на 21 млн руб. 22 января 2009 г. Законодательное Собрание приняло поправки к бюджету 2009 г. с учетом снижения тех налоговых ставок, которые делегированы нам на уровень регионов.
Несмотря на сокращение доходной части областного бюджета, он по доходам все равно превышает бюджет прошлого года примерно на 10 млрд руб. (или на 10%). Это стало возможным, в том числе благодаря сокращению бюджетных расходов. Сегодня введен более жесткий режим аппаратных расходов. Сокращение расходов на содержание органов государственной власти и подведомственных им учреждений (сокращаются расходы на командировки, связь, транспорт) составляет 4,5 млрд руб.
Я думаю, нам хватит сил, а нашему бюджету прочности, чтобы удержать ситуацию под контролем. Конечно, новые капитальные вложения, новые инвестиционные проекты мы начинать не будем. Подведем итоги 2008 г., посмотрим на работу в первом квартале года текущего.
Меры жесткой экономии средств в области уже введены по линии всех распорядителей средств областного бюджета. Продолжают финансироваться только расходы, связанные с выплатой заработной платы, социальные проекты, остальные приостановлены. Министерствам даны поручения посмотреть реализацию всех наших 19 целевых программ, просчитываются разные варианты и по максимуму, и по минимуму. Вопрос очень сложный: здесь нужно семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать.

— Чтобы отвлечься от грустной темы кризиса, расскажите о результатах вашей работы за 2008 г., о достигнутых успехах.

— В ноябре 2008 г. Правительство РФ подвело итоги оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ за 2007 г. Этот рейтинг проводился Минрегионом РФ впервые. Ростовская область вошла в число двадцати территорий, показавших лучшие результаты в управлении. Цель такой работы — объективно проанализировать состояние дел в регионах. При этом для оценки выбраны показатели, наиболее важные для граждан страны — рост доходов населения, состояние систем образования, здравоохранения, ЖКХ, уровень инвестиционной привлекательности самих территорий и т.д. Заняв седьмое место, наша область стала обладателем гранта в размере 96,6 млн руб. Деньги, которые получит Ростовская область как один из наиболее эффективно управляемых регионов России, будут направлены на социальные нужды.

— На решение каких первоочередных задач направлен областной бюджет на 2009–2011 гг.? Каковы главные ожидания, которые администрация и Законодательное Собрание области связывают с этим документом?
— Доходные поступления в областной бюджет-2009 запланированы в размере 84 млрд 149 млн 452,4 тыс. руб., а расходы — 87 млрд 582 млн 264,9 тыс. руб. Есть дефицит, который в полном объеме обеспечен источниками покрытия. Вместе с тем увеличена с 46,41 до 51,36 млрд руб. сумма, выделяемая на межбюджетные трансферты.
Продолжится реформирование систем оплаты труда работников бюджетной сферы с одновременным ростом заработной платы. Расходы на социальное обслуживание и социальное обеспечение населения области сохраняются в качестве основных направлений бюджетной политики. Также мы продолжим реализовывать меры по совершенствованию систем здравоохранения и образования области, большое внимание уделять развитию научного и культурного потенциала, физической культуры, спорта и т.д. Что касается социальных приоритетов, они будут обеспечены в полном объеме и без всякого сокращения. Это уже практика и наша обязанность: с 2003 г. Ростовская область живет с бездефицитным бюджетом. Наш регион в числе немногих в стране завершил 2004 г. без бюджетных долгов перед населением, федеральным бюджетом и бюджетополучателями. Я уже говорил, что сегодня бюджет области прямо определяется как социальный: на здравоохранение, образование и другие социальные цели идет более половины доходной части.
Порядка половины нашего областного бюджета в 2009 г. будет освоено непосредственно в муниципалитетах. Иными словами, мы реально стремимся уменьшить разницу в уровне жизни и качестве предоставляемых населению услуг в крупных городах и в глубинке. Причем средства пойдут не только на строительство или зарплаты, но и на подготовку профессиональных управленцев. С той же целью мы планируем в текущем году повысить уровень заработной платы ключевых муниципальных служащих. В первую очередь это коснется крупных городов, где в администрацию трудно заманить настоящего профессионала из-за невысокой заработной платы.
С 2008 г. за местными бюджетами закреплены на постоянной основе единые нормативы отчислений от отдельных налогов, которые ранее являлись доходами областного бюджета: от налога, взимаемого с предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, — 45%, от единого сельскохозяйственного налога и налога на имущество организаций — по 30%, а также половина транспортного налога.
Но жизнь такова, что риски исключить невозможно. Свидетельство тому — нынешний финансовый кризис. И именно поэтому я считаю, что будущее за многолетними бюджетами. Нужно создавать систему стратегического планирования, то есть уметь выстраивать систему долгосрочных решений таким образом, чтобы решения, принимаемые в одной сфере, усиливали бы решения, принимаемые в другой.

— Вы уже разработали областные «рецепты» от кризиса?
— Рецепты нам всем только предстоит разрабатывать. С этой целью в конце ноября прошлого года сформирована Комиссия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области, которую возглавил лично губернатор области. В Комиссии созданы рабочие группы, которые занимаются мониторингом ситуации в каждой отрасли и выработкой конкретных предложений.
При расчете предельных объемов учитывались только обязательные бюджетные расходы. Среди них — социальные выплаты по обязательствам области; приобретение продуктов питания и медикаментов для областных бюджетных учреждений; закупка горюче-смазочных материалов для специализированного медтранспорта; финансирование текущих расходов милиции общественной безопасности; адресная социальная помощь населению области; зарплата работников областных бюджетных учреждений; межбюджетные трансферты местным бюджетам в виде дотаций и субвенций.
Таким образом, настоящим постановлением реализована идея губернатора о том, что в нынешних условиях финансового кризиса «нужно экономить».

— То есть речь идет о жесточайшей финансово-экономической дисциплине?
— Безусловно. И не только в плане расходов или доходов бюджета. 11 ноября 2008 г. Законодательное Собрание Ростовской области в первом чтении приняло закон «Об основных направлениях противодействия коррупции в Ростовской области». В конце декабря 2008 г. на федеральном уровне принят президентский антикоррупционный пакет документов, который являет собой механизм реализации основных принципов, заложенных в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Весной 2009 г., после изучения федеральных наработок, мы примем наш областной закон в окончательном чтении. Но уже сейчас могу сказать, что наш законопроект предполагает создание областного Совета по противодействию коррупции, куда войдут депутаты, представители СМИ и общественности. Одним из направлений деятельности станет мониторинг действующих и вновь принимаемых нормативно-правовых актов от областного до муниципального уровней на предмет коррупциногенности.
И еще хотел бы добавить, возвращаясь к теме кризиса. Думаю, что кризис в какой-то мере подействует на нас и на экономику оздоравливающе. Имея достаточно много денег, мы немножко расслабились. Кризис же снова заставит нас четко считать «копеечку», оценивать все расходы объективно. Совершенствование бюджетной политики — необходимость. Но пожелания, не подкрепленные реальными действиями, остаются только пожеланиями.

Материал подготовил Юрий КИРИЛЕНКО
Поделиться