Особая роль в создании национальной инновационной системы, построении экономики, основанной на знаниях, принадлежит муниципальным образованиям с высоким научно-техническим потенциалом, имеющим статус наукограда РФ. В Бийске процесс формирования инновационной системы наукограда начался задолго до официального присвоения статуса. Научная и производственная база города создавалась на протяжении длительного времени, многие предприятия в рыночных условиях показали высокую эффективность. Но отдельные элементы – это еще не система.
Российским специалистам, участвовавшим в организации первых наукоградов, достаточно хорошо известен методологический подход к разработке стратегий развития, использованный в рамках проекта TACIS FINRUS 9804 «Инновационные центры и наукограды в России». Однако прямой перенос европейского опыта оказался достаточно сложным. Методологическая база формирования развития наукоградов в России так и не была разработана.
Рассмотрим пять согласованных системных процессов, позволяющих разработать и реализовать активные меры поддержки научно-производственного комплекса:
– стратегическое планирование,
– инвестиционное проектирование,
– подготовка кадров для инновационных предприятий,
– формирование команды реализации инновационной стратегии,
– мониторинг и оценка эффективности программ развития.
Системный процесс «Стратегическое планирование» состоит из нескольких этапов:
1.Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия. Инновационный потенциал промышленных предприятий – база для достижения целей наукограда. Оценка инновационного потенциала – обязательный этап процессов формирования инновационной системы. Независимая внешняя оценка позволяет изучить характеристики инновационных процессов на предприятии, определить области ключевых компетенций и преимуществ, зоны рисков при осуществлении инновационной деятельности, оценить резервы роста. Это позволяет выявить проблемные зоны предприятия, разработать комплекс мер по их устранению. Еще один результат – мотивация к глубокому стратегическому анализу и разработке стратегии развития предприятия.
2.Процедура стратегического планирования – следующий этап процесса. Опираясь на практику оценки инновационного потенциала предприятий Бийска, были разработаны два варианта процедуры. Первый применяется тогда, когда основные процессы на предприятии выстроены, серьезных внутренних рисков нет. Второй тогда, когда комплексная оценка и стратегический анализ показывают наличие серьезных рисков и неопределенностей развития. При использовании обоих вариантов достигается главный результат – переход к обоснованным планам развития.
3.Разработка инновационной стратегии муниципального образования на основе стратегий развития промышленных предприятий. Этот этап стратегического планирования – дело недалекого будущего, потому что уже сейчас очевидны основные действия и методологические подходы к его реализации.
Основной проблемой организации системного процесса «Инвестиционное проектирование» является то, что научно-технические проекты организаций наукограда находятся на разных стадиях развития. В такой ситуации конкурсный отбор не приносит желаемого результата. Поэтому главными принципами организации процесса были выбраны принципы интеграции науки и производства, постоянного сопровождения и поддержки проекта организациями инновационной инфраструктуры от бизнес-идеи до его осуществления. Основные этапы процесса:
1.Оценка бизнес-идеи, консультации по бизнес-планированию.
2.Разработка инвестиционного проекта, опирающегося на инновационный потенциал предприятия.
3.Включение проекта в Реестр проектов наукограда. Выбор форм поддержки.
Такая постановка задачи потребовала определения функций и формирования двух организаций инфраструктуры: инвестиционного фонда и консалтинговой фирмы. Функцию инвестиционного фонда реализует Фонд стратегического развития г. Бийска, а реализацию другой функции осуществляет фирма «Региональное развитие».
Системный процесс «Подготовка кадров для инновационных предприятий» организован на базе Бийского технологического института и Бийского факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов АлтГТУ. Они имеют успешный опыт подготовки и повышения квалификации персонала по заказам предприятий и организаций города. Перечень и содержание программ обучения определены результатами оценки инновационного потенциала и подчинены главной цели – формированию человеческих ресурсов для реализации стратегии развития наукограда Бийск.
Формирование команды реализации инновационной стратегии наукограда – Бийск. Это сложный и деликатный процесс. Поэтому отметим лишь некоторые уже реализованные этапы:
1.Становление научно-технического совета города (в настоящее время – Совета наукограда) как политического механизма реализации принципа партнерства власти и бизнеса в вопросах развития муниципального образования.
2.Поэтапное формирование исполнительной дирекции наукограда сначала как некоммерческой организации (фонд), а затем как Управления стратегического развития в структуре администрации города.
3.Формирование группы городских экспертов.
Важнейшую роль в реализации статуса наукограда играет мониторинг и оценка эффективности программ развития. Выделим следующие этапы реализации этого процесса:
1.Мониторинг инновационного потенциала предприятий.
2.Мониторинг выполнения проектов и мероприятий стратегии.
3.Муниципальное статистическое наблюдение результатов социально-экономического развития и оценка правильности стратегии наукограда. Периодическая корректировка плана мероприятий программы развития наукограда.
В качестве практического примера рассмотрим некоторые результаты комплексной оценки предприятий научно-производственного комплекса Бийска и роль этих результатов при организации системообразующих процессов.
Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия состоит из пяти функциональных и трех интегральных разделов анализа. Каждый раздел содержит от трех до семи индикаторов (всего около 50). Индикатор – это качественная и/или количественная оценка характеристики или процесса на предприятии. Итоговая оценка – области компетенций и преимуществ, зоны рисков предприятия. В качестве примера на рис. 1–3 приведены профили зрелости разделов анализа трех предприятий с различным уровнем развития инновационных процессов (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий). Как видно из рисунков и отчетных аналитических материалов, для каждого из предприятий можно разработать рекомендации: по использованию резервов роста, разработке стратегий развития и повышению эффективности бизнеса. Кроме того, с точки зрения инновационной системы можно оценить роль предприятия в реализации инновационной стратегии наукограда и риски инвестиционных проектов. Совокупность комплексных оценок по всему научно-производственному комплексу позволяет оценить инновационный потенциал наукограда в целом. Мониторинг инновационного потенциала показывает вектора развития предприятий.
Сегодня проведена комплексная оценка инновационного потенциала десяти предприятий, разработана и апробирована процедура мониторинга. Результаты используются при формировании инновационной системы наукограда Бийск.
Справка «Бюджета»
Евгений Александрович Монастырный, научный руководитель экспертной группы Дирекции развития наукограда Бийск, кандидат физико-математических наук.
Родился в 1954 году.
В 1979 году окончил Томский государственный университет.
1979–1989 гг. – научный сотрудник ИОА СО РАН.
1989–1997 гг. – руководитель научно-внедренческих компаний.
1997–2001 гг. – заместитель председателя президиума Томского научного центра СО РАН по инновационной деятельности, главный ученый секретарь ТНЦ СО РАН.
С 2001 г. – заместитель директора Томской ассоциации научно-образовательных учреждений «Межведомственный научно-образовательный центр».
С 2005 г. – докторант Томского государственного университета, научный руководитель экспертно-аналитической группы Исполнительной дирекции наукограда Бийск.
Кандидат физико-математических наук.
Женат, дочь.
Справка «Бюджета»
Лев Александрович Коршунов, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике, кандидат экономических наук.
Родился 13 февраля 1946 года в г. Иркутске.
Окончил Алтайский политехнический институт (инженер-строитель), Московский инженерно-экономический институт им. С.Орджоникидзе (инженер-экономист), Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (юрист).
Кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственная налоговая служба» Алтайского государственного технического университета. Автор монографий, учебных пособий, научных статей. В марте 2006 года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктор экономических наук.
Работал управляющим трестом № 46 «Главалтайстроя» в г. Рубцовске, председателем Рубцовского горисполкома, заместителем, первым заместителем главы администрации, главой администрации Алтайского края. Был членом Совета Федерации РФ.
Избирался депутатом Заринского и Рубцовского городских Советов народных депутатов Алтайского края, был председателем Рубцовского городского Совета народных депутатов, народным депутатом РСФСР.
Перед избранием в Государственную Думу РФ четвертого созыва – был руководителем Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Алтайскому краю.
Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», наградами Русской Православной церкви – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, медалью Святого Благоверного князя Даниила Московского.
Член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.
Рассмотрим пять согласованных системных процессов, позволяющих разработать и реализовать активные меры поддержки научно-производственного комплекса:
– стратегическое планирование,
– инвестиционное проектирование,
– подготовка кадров для инновационных предприятий,
– формирование команды реализации инновационной стратегии,
– мониторинг и оценка эффективности программ развития.
Системный процесс «Стратегическое планирование» состоит из нескольких этапов:
1.Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия. Инновационный потенциал промышленных предприятий – база для достижения целей наукограда. Оценка инновационного потенциала – обязательный этап процессов формирования инновационной системы. Независимая внешняя оценка позволяет изучить характеристики инновационных процессов на предприятии, определить области ключевых компетенций и преимуществ, зоны рисков при осуществлении инновационной деятельности, оценить резервы роста. Это позволяет выявить проблемные зоны предприятия, разработать комплекс мер по их устранению. Еще один результат – мотивация к глубокому стратегическому анализу и разработке стратегии развития предприятия.
2.Процедура стратегического планирования – следующий этап процесса. Опираясь на практику оценки инновационного потенциала предприятий Бийска, были разработаны два варианта процедуры. Первый применяется тогда, когда основные процессы на предприятии выстроены, серьезных внутренних рисков нет. Второй тогда, когда комплексная оценка и стратегический анализ показывают наличие серьезных рисков и неопределенностей развития. При использовании обоих вариантов достигается главный результат – переход к обоснованным планам развития.
3.Разработка инновационной стратегии муниципального образования на основе стратегий развития промышленных предприятий. Этот этап стратегического планирования – дело недалекого будущего, потому что уже сейчас очевидны основные действия и методологические подходы к его реализации.
Основной проблемой организации системного процесса «Инвестиционное проектирование» является то, что научно-технические проекты организаций наукограда находятся на разных стадиях развития. В такой ситуации конкурсный отбор не приносит желаемого результата. Поэтому главными принципами организации процесса были выбраны принципы интеграции науки и производства, постоянного сопровождения и поддержки проекта организациями инновационной инфраструктуры от бизнес-идеи до его осуществления. Основные этапы процесса:
1.Оценка бизнес-идеи, консультации по бизнес-планированию.
2.Разработка инвестиционного проекта, опирающегося на инновационный потенциал предприятия.
3.Включение проекта в Реестр проектов наукограда. Выбор форм поддержки.
Такая постановка задачи потребовала определения функций и формирования двух организаций инфраструктуры: инвестиционного фонда и консалтинговой фирмы. Функцию инвестиционного фонда реализует Фонд стратегического развития г. Бийска, а реализацию другой функции осуществляет фирма «Региональное развитие».
Системный процесс «Подготовка кадров для инновационных предприятий» организован на базе Бийского технологического института и Бийского факультета повышения квалификации и переподготовки специалистов АлтГТУ. Они имеют успешный опыт подготовки и повышения квалификации персонала по заказам предприятий и организаций города. Перечень и содержание программ обучения определены результатами оценки инновационного потенциала и подчинены главной цели – формированию человеческих ресурсов для реализации стратегии развития наукограда Бийск.
Формирование команды реализации инновационной стратегии наукограда – Бийск. Это сложный и деликатный процесс. Поэтому отметим лишь некоторые уже реализованные этапы:
1.Становление научно-технического совета города (в настоящее время – Совета наукограда) как политического механизма реализации принципа партнерства власти и бизнеса в вопросах развития муниципального образования.
2.Поэтапное формирование исполнительной дирекции наукограда сначала как некоммерческой организации (фонд), а затем как Управления стратегического развития в структуре администрации города.
3.Формирование группы городских экспертов.
Важнейшую роль в реализации статуса наукограда играет мониторинг и оценка эффективности программ развития. Выделим следующие этапы реализации этого процесса:
1.Мониторинг инновационного потенциала предприятий.
2.Мониторинг выполнения проектов и мероприятий стратегии.
3.Муниципальное статистическое наблюдение результатов социально-экономического развития и оценка правильности стратегии наукограда. Периодическая корректировка плана мероприятий программы развития наукограда.
В качестве практического примера рассмотрим некоторые результаты комплексной оценки предприятий научно-производственного комплекса Бийска и роль этих результатов при организации системообразующих процессов.
Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия состоит из пяти функциональных и трех интегральных разделов анализа. Каждый раздел содержит от трех до семи индикаторов (всего около 50). Индикатор – это качественная и/или количественная оценка характеристики или процесса на предприятии. Итоговая оценка – области компетенций и преимуществ, зоны рисков предприятия. В качестве примера на рис. 1–3 приведены профили зрелости разделов анализа трех предприятий с различным уровнем развития инновационных процессов (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий). Как видно из рисунков и отчетных аналитических материалов, для каждого из предприятий можно разработать рекомендации: по использованию резервов роста, разработке стратегий развития и повышению эффективности бизнеса. Кроме того, с точки зрения инновационной системы можно оценить роль предприятия в реализации инновационной стратегии наукограда и риски инвестиционных проектов. Совокупность комплексных оценок по всему научно-производственному комплексу позволяет оценить инновационный потенциал наукограда в целом. Мониторинг инновационного потенциала показывает вектора развития предприятий.
Сегодня проведена комплексная оценка инновационного потенциала десяти предприятий, разработана и апробирована процедура мониторинга. Результаты используются при формировании инновационной системы наукограда Бийск.
Справка «Бюджета»
Евгений Александрович Монастырный, научный руководитель экспертной группы Дирекции развития наукограда Бийск, кандидат физико-математических наук.
Родился в 1954 году.
В 1979 году окончил Томский государственный университет.
1979–1989 гг. – научный сотрудник ИОА СО РАН.
1989–1997 гг. – руководитель научно-внедренческих компаний.
1997–2001 гг. – заместитель председателя президиума Томского научного центра СО РАН по инновационной деятельности, главный ученый секретарь ТНЦ СО РАН.
С 2001 г. – заместитель директора Томской ассоциации научно-образовательных учреждений «Межведомственный научно-образовательный центр».
С 2005 г. – докторант Томского государственного университета, научный руководитель экспертно-аналитической группы Исполнительной дирекции наукограда Бийск.
Кандидат физико-математических наук.
Женат, дочь.
Справка «Бюджета»
Лев Александрович Коршунов, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике, кандидат экономических наук.
Родился 13 февраля 1946 года в г. Иркутске.
Окончил Алтайский политехнический институт (инженер-строитель), Московский инженерно-экономический институт им. С.Орджоникидзе (инженер-экономист), Российскую академию государственной службы при Президенте РФ (юрист).
Кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственная налоговая служба» Алтайского государственного технического университета. Автор монографий, учебных пособий, научных статей. В марте 2006 года защитил диссертацию на соискание ученой степени доктор экономических наук.
Работал управляющим трестом № 46 «Главалтайстроя» в г. Рубцовске, председателем Рубцовского горисполкома, заместителем, первым заместителем главы администрации, главой администрации Алтайского края. Был членом Совета Федерации РФ.
Избирался депутатом Заринского и Рубцовского городских Советов народных депутатов Алтайского края, был председателем Рубцовского городского Совета народных депутатов, народным депутатом РСФСР.
Перед избранием в Государственную Думу РФ четвертого созыва – был руководителем Управления Министерства по налогам и сборам РФ по Алтайскому краю.
Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», наградами Русской Православной церкви – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, медалью Святого Благоверного князя Даниила Московского.
Член фракции «Единая Россия», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике.