Версия для печати 4616 Материалы по теме
мальчик с цветами
 Образование – один из наиболее сильных общественных институтов, созданных советской системой. Без образования не было бы ни полета Гагарина, ни советской кинематографии, ни оборонного комплекса. «Бюджет» рассказывает об образовании в пореформенной России.

Число вузов растет
Уровень образования – не просто вопрос государственного престижа. Это вопрос государственной независимости. Если качество образования упадет, то общество не сможет поддерживать собственную техносферу, и это прямая угроза суверенитету.
Причем сегодня мы говорим уже не только о качестве образования, но и о его количестве. По данным Росстата, число школьников к 2010 году уменьшится на 13–25% (см. диаграмму). Надо полагать, что в будущем это повлечет за собой закрытие многих вузов.
Пока же ситуация обратная – вузов становится больше. Правда, по словам заместителя руководителя Рособрнадзора Елены Геворкян, «рост числа негосударственных вузов, который отмечался в 1994–1998 годах, сегодня значительно сократился; намечается тенденция к укреплению и развитию определенного числа негосударственных вузов».
При росте числа государственных вузов складывается тенденция сокращения в них количества бюджетных мест. Например, в 2006 году «бесплатных» мест станет на 10% меньше по сравнению с 2005 годом. Возможно, такая политика Минобразования – способ удержать вузовскую систему на плаву. Ведь половина студентов сегодня обучаются на контрактной основе, и всего 15% из них – в негосударственных вузах.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко сокращение бюджетных мест объясняет тем, что стало нецелесообразным за государственный счет готовить юристов и экономистов. За последние годы их подготовлено достаточно – больше, чем требует рынок труда. По словам Фурсенко, количество бюджетных мест по востребованным специальностям будет увеличиваться. А тем, кто желает получить «сокращаемую» специальность, придется платить. Таким образом, бесплатное высшее образование конкретного вуза будет зависеть от запросов регионального рынка труда, считает министр. Так что студентам придется ориентироваться не на высокие зарплаты для престижных профессий, а на вакансии, существующие в регионе проживания.
прервый звонок

Катализировать процесс
Нацпроект «Качественное образование», как и другие, ставит задачу, «катализировать» процессы развития отрасли. То есть, с одной стороны, стимулировать интерес работников образования к своему труду, с другой – стимулировать интерес учеников, студентов и аспирантов к учебе через модернизацию отраслевой инфраструктуры.
Минимальная поддержка лучших вузов составит 300–400 млн. рублей (по итогам конкурса предполагается отобрать 20–25 таких учебных заведений). Школы в будущем не просто оборудуют современными компьютерами, но даже обеспечат выходом в Интернет. К 2008 году выход в Интернет получат около 20 тыс. школ. Такие задачи не раз озвучивал «руководитель проектов», первый вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев.
Правда, пока можно говорить только о финансовой поддержке преподавателей. Хлеб насущный, а не виртуальные прелести Интернета, – вот что больше всего волнует работников сферы образования. Итак, во-первых, до конца 2006 года предполагается поэтапно повысить учительскую зарплату на 20%. Во-вторых, 10 000 победителей региональных конкурсов получат президентские премии в 100 тыс. рублей.
школьницы
Доплаты коснутся и классных руководителей. Каждому из них добавят 1 тыс. рублей в месяц с дифференциацией по укомплектованности класса и месту работы (в городе или на селе). Доплата классному руководителю за воспитательную работу из федерального бюджета вводится дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам. Поэтому органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано не снижать существовавших ранее надбавок за классное руководство.
«Сегодня первые выплаты вознаграждений за классное руководство осуществляются во всех субъектах РФ. Задержка произошла в Липецкой области и Хабаровском крае из-за отсутствия нормативных правовых актов в этих регионах, – сообщил «Бюджету» заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр Рождественский. – Прорабатывается вопрос о распространении указанных выплат на ряд других типов образовательных учреждений: школ-интернатов, коррекционных, вечерних школ –  и пересчете недостающего объема средств субъектам РФ путем внесения соответствующих поправок в закон о бюджете».
Кроме того, для поддержки лучших учителей и школ для регионов введены квоты.
В рамках проекта существуют и другие направления. Например, поддержка юных дарований. Ежегодно 2500 победителей всероссийских олимпиад и конкурсов будут получать именные гранты в размере 60 тыс. рублей. Для призывников планируется расширить возможности получить начальное профессиональное образование. Важное направление – формирование национальной сети университетов и бизнес-школ. Будут созданы новые школы в Южном и Сибирском федеральных округах, а также открыты две бизнес-школы мирового уровня в Москве и Санкт-Петербурге.

ЕГЭ и ГИФО – модель реформы
Внедрению единого госэкзамена (ЕГЭ) – тестовой системы оценки знаний ученика по всем предметам школьной программы – сопротивляется немалое количество ректоров. Дескать, система единого госэкзамена приведет к эрозии российского образования. Ректоры апеллируют к тому, что сегодня даже в США происходит замена тестовых систем оценки дифференцированным подходом.
Консерватизм ректоров объясняется попыткой сохранить прежний режим работы образовательной системы, на поддержку которого у государства нет средств. Ряд российских вузов продолжает прием студентов по результатам вступительных экзаменов, а также по результатам олимпиад. Тем не менее в 2005 году системой ЕГЭ было охвачено уже более 80% выпускников из 78 регионов, более 500 тыс. абитуриентов уже поступили в вузы по результатам ЕГЭ, число таких школьников из сельской местности выросло в 2005 году на 10%.
Наблюдатели отмечают, что объективность ЕГЭ остается под вопросом – учителя помогают питомцам сдавать экзамен. То есть сегодня ЕГЭ выглядит как некий стандарт с неясной функцией. В северных регионах, например, ЕГЭ – в прямом смысле головная боль. Сергей Козлов, известный детский писатель (по его сказкам снят мультфильм «Ежик в тумане»), будучи директором одной из школ севера Тюменской области, пишет, что ребят приходилось свозить на вертолетах в центр сдачи ЕГЭ, размещать на ночлег в спортзалах. В таких условиях весьма трудно сдавать экзамены, да и затратно.
Однако внедрение ЕГЭ вряд ли будет остановлено, хотя и практика зачисления в вузы по результатам экзаменов до сих пор не сворачивается. Парадокс?
Переход к системе ЕГЭ – только первый этап реформы образования. Далее логика выглядит так: по результатам ЕГЭ выпускникам поименно выдается ГИФО – государственное именное финансовое обязательство, некий ваучер на образование, согласно которому государство инвестирует свои средства в образование гражданина. Чем выше результат ЕГЭ, тем больше средств инвестирует в тебя государство. Если ЕГЭ сдан на 100%, то учишься бесплатно. ЕГЭ меньше 100% – доплачиваешь за обучение из своего кармана. На сегодняшний день эксперимент по введению ГИФО проводится в Республиках Марий Эл, Саха (Якутия) и Чувашской Республике. Однако говорить о положительных результатах пока не приходится.

Зарплата учителя
Зарплата учителя, как и зарплата любого бюджетника, – практически синоним минимального размера оплаты труда. Правительство заявило задачу увеличения зарплаты учителя в два раза к 2008 году. «Думаю, что это станет возможным только при условии, что наряду с поддержкой из бюджетов – и федеральных, и региональных – мы проведем несколько системных реформ, – говорит Андрей Фурсенко. – Это переход на нормативное финансирование, когда деньги в системе образования идут за тем, кто учится... И вторая вещь – это переход на отраслевую систему оплаты труда, когда мы уходим от единой тарифной сетки и когда зарплата зависит не от количества часов, которые учитель проводит в школе, а от того, чему и на каком уровне он учит детей. Если мы проведем эти две реформы, я думаю, это позволит повысить зарплаты и четко соотнести качество преподавания с теми деньгами, которые платятся учителю».
газон
Пока законодательных и нормативных правовых актов по переходу на отраслевую систему труда педагогических работников образования и нормативное финансирование не принято, сообщили «Бюджету» в Рособразовании.
Академия наук будет закрыта?
На отраслевой принцип переводится и финансирование науки. Согласно федеральному закону о науке и государственной научно-технической политике к 2010 году на финансирование науки планируется выделять 4% расходов федерального бюджета. Впрочем, как рассказал во время отчета РАН в День науки 2006 года член-корреспондент РАН Валерий Козлов, по мере внесения поправок в этот закон стало ясно, что этого не произойдет.
Параллельно с переходом на отраслевую оплату труда будут сокращаться ежегодно на 7,2% бюджетные ставки в РАН. Сокращение бюджетных ставок будет «спускаться» в 9 отделений РАН, которые на свое усмотрение определят сокращение в конкретных институтах, рассказал 7 февраля 2006 года вице-президент РАН Александр Некипелов. В среднем зарплата к 2008 году вырастет до 1000 долларов.
«Внедрить «сдельщину» в науке нельзя, – критикует политику Минфина России по внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результаты, Александр Некипелов. – Но нельзя также ограничиваться сметным финансированием, нужно вводить конкурсную систему финансирования научных проектов – через гранты».
Также Некипелов ожидает серьезного удара по науке со стороны новых поправок в Бюджетный кодекс России. По мнению Минфина России, распределителями бюджетных средств должны быть федеральные и муниципальные власти. То есть РАН, по мнению академиков, теряет всякий смысл как ученое сообщество, определяющее перспективу развития науки. «Пункт 2 статьи 42 БК гласит, что все зарабатываемые на стороне деньги учреждения РАН должны отдавать в федеральный бюджет. Но это почти 60% финансирования академии, – говорит Некипелов. – Таким образом у РАН, вузов просто не останется средств на формирование инновационной системы страны!»
«Центральный экономико-математический институт провел исследование отдачи от вложения средств в российскую науку, – рассказал Валерий Козлов. – Оказалась, что отдача самая большая в мире. Это объясняется минимальными вложениями в науку».
Рост финансирования науки в 2005 году составил по отношению к 2004 году 25%. В 2006 году финансирование РАН запланировано в размере около 25 млрд. рублей. Академики отмечают, что это меньше, чем у рядового западного вуза.
По словам академика РАН, ректора МГУ Николая Садовничего, «российская наука нащупала дно». Теперь ей есть от чего оттолкнуться. Во-первых, увеличиваются конкурсы в вузы на фундаментальные специальности – физико- и механико-математические факультеты, факультеты естественных наук. Во-вторых, растет число аспирантов (причем не только вследствие армейской угрозы, ведь половина аспирантов – девушки). В-третьих, остановилась «утечка мозгов». Главный ректор считает, что для возрождения науки необходимы сверхзадачи. Как космическая программа СССР стимулировала развитие самых разных научных направлений, так оптимизация работы ТЭК России могла бы стать такой сверхзадачей.
РАН – вершина системы образования, сформированной в СССР. Если тревогу бьют академики, значит ли это, что реформа ведет в тупик? Как отмечалось выше, сегодня правительством еще не предприняты решительные шаги в реализации своих планов. Государство пока «не ушло» из образования, о чем говорит та же инициатива с национальным проектом.
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ

Поделиться