Город Губкинский расположен в 200 км от Полярного круга в северо-восточной части Западно-Сибирской низменности в лесотундровой зоне на левом берегу реки Пяку-Пур. До Тюмени, областного центра, более 1000 км. До Салехарда, столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, 530 км, до ближайшего города Муравленко — 120 км. В 16 км находится станция Пурпе и проходит железная дорога Тюмень–Сургут–Новый Уренгой.
Общая территория, которую занимает город, составляет 7220 гектаров. Плотность населения в Губкинском — 3,2 человека на один гектар.
Город возник как базовый центр в связи с промышленным освоением группы самых северных в Западной Сибири нефтегазовых месторождений, перспективных по запасам и отличающихся уникальными свойствами. Основные отрасли промышленности — нефтегазодобывающая и газоперерабатывающая.
Сегодня в городе живут и трудятся на благо России более 23 тыс. горожан — представители 55 национальностей.
О том, как живет город нефтяников и газовиков, чего удалось достичь в социально-экономической сфере за последние годы, какие проблемы решены, а какие только предстоит решить, рассказывает глава города Валерий ЛЕБЕДЕВИЧ.
Социально-экономическое развитие города, как и страны в целом, в 2008 г. было успешным. Индекс промышленного производства по сравнению с 2007 г. вырос на 21,9 %. Общий объем инвестиций в экономику города составил 3 254,8 млн руб., что на 65,2 % превысило показатель предыдущего года. Более чем в два раза возросли инвестиции в объекты производственного назначения. Основу инвестиционного потока создают предприятия топливно-энергетического комплекса: ООО «РН-Пурнефтегаз», ОАО «Губкинский газоперерабатывающий комплекс», РУП «ПО “Беларусьнефть”», ОАО «Сибирское управление по строительству скважин», а также МУ «Управление организации строительства». На фоне экономического роста еще более снизился (до 0,6 %) и до того весьма невысокий (0,9 % в 2007 г.) уровень зарегистрированной безработицы. Реальные денежные доходы в прошедшем году выросли на 13,4 % против 11,8 % в 2007 г.
Приведенные цифры свидетельствуют о поступательном развитии экономики города. Однако события последних месяцев, серьезно ударившие по мировой и российской экономике, отчетливо продемонстрировали, что более устойчивыми к разного рода финансово-экономическим потрясениям являются технологически продвинутые предприятия и отрасли. Именно на этом непреложном факте основана «Стратегия развития России до 2020 года», определившая как одну из важнейших задач экономической политики страны «…развитие базовых секторов экономики страны, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России».
В большинстве из перечисленных направлений перспективы Губкинского просматриваются отчетливо. В русле указанных приоритетов лежат перспективные проекты по реализации газовой программы ООО «РН-Пурнефтегаз», реконструкции ОАО «Губкинский ГПК», строительству в городе газотурбинной электростанции на 120 МВт, использующей попутный газ. Серьезный импульс развитию Ямало-Ненецкого автономного округа придаст начавшаяся реализация мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный», в котором будут задействованы имеющиеся в регионе производственные, интеллектуальные, кадровые ресурсы. В соответствии с разрабатываемой в настоящее время «Концепцией развития производительных сил в автономном округе» свое достойное место в этом масштабном проекте займет и Губкинский. Особо подчеркну, что значимость мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный» для страны такова, что его реализацию не приостановил даже мировой экономический спад.
В настоящее время в городе реализуется уже третья программа развития малого и среднего предпринимательства (на 2008–2010 гг.), в соответствии с которой предусмотрено оказание финансовой, имущественной и информационной поддержки данному сектору экономики. Так, на базе некоммерческой организации «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса» функционируют два бизнес-инкубатора: офисный бизнес-инкубатор «Бизнес-центр» на семь офисных помещений, оборудованных мебелью и оргтехникой, и бизнес-инкубатор бытовых услуг «Дом быта» на 30 рабочих мест (специализация — оказание бытовых услуг). Главное условие размещения в инкубаторах для начинающих предпринимателей и открывающихся организаций — приоритетная сфера деятельности. Хозяйствующие субъекты размещаются в инкубаторах на срок до двух лет. С момента их размещения арендная плата начисляется с учетом понижающего коэффициента 0,3, который ежеквартально уменьшается на 0,1, и к концу второго года арендная плата хозяйствующими субъектами оплачивается уже в полном объеме.
Продолжается строительство производственного бизнес-инкубатора (промышленного парка). Реализация данного проекта предусматривает строительство нового здания общей площадью 1032,0 кв. м, где предполагается разместить до 80 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Губкинском на 2008–2010 годы» НО «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса» («ГМФППиМБ») осуществляет финансирование инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на возвратной основе (финансовый лизинг). Финансирование идет по приоритетным для города направлениям: малая строительная индустрия, производство строительных материалов и комплектующих; информационный сервис; оказание лизинговых услуг и инновационная сфера; сфера социально-бытовых услуг; оздоровление населения; сфера досуга; жилищно-коммунальное хозяйство. В результате в 2008 году на реализацию мероприятий городской целевой программы из бюджета направлено 6 223 тыс. руб.
На базе НО «ГМФППиМБ» работает центр «скорой юридической помощи», где специалисты юридической службы оказывают консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства. Как результат, в рейтинге по уровню поддержки субъектов малого предпринимательства среди муниципальных образований ЯНАО Губкинский занял I место.
во-первых, около пяти тыс. горожан, а это 22 % населения, проживают в общежитиях и промышленной зоне города;
во-вторых, около 57 % всего жилищного фонда — деревянные жилые здания, износ которых составляет от 30 до 60 %. Все это — наследие прошлого, когда о комфорте первопроходцев освоения Севера особо не задумывались.
Решение проблемы для администрации города видится в реализации комплекса мероприятий:
1) увеличение объемов ввода жилья. На протяжении ряда лет в Губкинском увеличивался объем сдачи нового жилья: в 2005 г. было сдано в эксплуатацию 16,7 тыс. кв. м, в 2006 г. — 25,4 тыс. кв. м, в 2007 г. — 26,5 тыс. кв. м. В 2006 г. Губкинский первым на Ямале преодолел планку сдачи одного квадратного метра жилья (1,17) в год в расчете на одного жителя. То есть был достигнут тот уровень, который руководство страны обозначило как ориентир на 2010 г. В 2007 г. этот показатель был сохранен. В 2008 г. объем ввода жилья (в связи с первыми проявлениями сложной финансово-экономической ситуации в стране) несколько снизился (22,1 тыс. кв. м), что, впрочем, обеспечило уровень 0,96 кв. м на одного жителя.
Достигнутые темпы жилищного строительства в городе — 74 тыс. кв. м за 2006–2008 гг. — считаю нашим серьезным достижением. Особо подчеркну тот факт, что жилищное строительство в городе ведется преимущественно за счет инвестиций жителей. Так, за 2006–2008 гг. привлечено внебюджетных (от населения) средств — 2,5 млрд руб., что в расчете на один бюджетный рубль составляет 18,5 руб. По оценкам ведущих экономических экспертных организаций, это очень высокий показатель работы бюджетного рубля;
2) для осуществления масштабного жилищного строительства необходимо обеспечить ускоренное развитие жилищно-коммунального комплекса города. В это понятие входят и запас мощностей теплоснабжения, иной коммунальной инфраструктуры, и обеспечение площадок под строительство жилья и объектов соцкультбыта необходимыми сетями. Поэтому в городе реализуется программа развития жилищно-коммунального комплекса. Нам удалось завершить реконструкцию II очереди крайне необходимых городу водоочистных сооружений (ВОС). В результате производительность ВОС города возросла в три раза, достигнув 15 тыс. кубометров в сутки. Этого запаса городу хватит на десятилетия вперед. Решить указанную проблему нам удалось благодаря привлечению средств окружного бюджета в размере 87,5 млн руб.
Следующим крупным объектом являются канализационно-очистные сооружения (КОС). За 2006–2008 гг. на реконструкции их II очереди освоено 235 млн руб. Для завершения строительства КОС необходимо финансирование в размере 53,6 млн руб. Этот крайне важный для города объект планируется ввести в эксплуатацию в 2010 г.
На очереди реконструкция полигона твердых бытовых отходов, сетей тепловодоснабжения, котельных города и т. п.;
3) еще одним вариантом улучшения жилищных условий горожан является реализация на территории города федеральных и окружных подпрограмм программы «Жилище» и областной программы «Содружество». За прошедший год 116 семей улучшили свои жилищные условия.
В рамках решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья городские власти работают по окружной целевой программе «Жилище», осуществляют мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Финансируются данные мероприятия за счет средств окружного и местного бюджетов. За период 2002–2008 гг. на территории города демонтировано 138 единиц или 5,83 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Ситуация по отселению горожан с территории промышленной зоны города в целом складывается стабильно. Для сравнения необходимо отметить, что в 2008 г. на 25 % (по сравнению с 2007 г.) увеличилось количество граждан, отселяемых из непригодных для проживания жилых помещений.
С 1997 г. за счет средств федерального и окружного бюджетов осуществляется реализация мероприятий Федеральной и окружной целевой программы «Жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Сегодня в таком списке значатся 420 семей. В связи с вступлением в действие Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» полномочия по формированию очередности переданы субъектам РФ.
В соответствии с Законом ЯНАО «Об окружной целевой программе “Обеспечение жильем молодых семей”» за 2008 г. 51 молодой семье предоставлены жилищные субсидии. По подпрограмме «Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» приобретено жилье трем семьям. Кроме того, жилье получили три семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и одна семья из числа коренных малочисленных народов Севера.
Однако жилищная проблема остается одной из самых острых: в прошлом году более чем в два раза возросло количество обращений граждан в администрацию города по жилищным вопросам.
В Губкинском в учебный процесс целенаправленно внедряются передовые технологии. Информатизация образования — одно из приоритетных направлений, которому администрация города уделяет особое внимание. Создаются необходимые условия для успешного функционирования и развития городской образовательной системы как единой информационно-образовательной среды, интегрированной в комплексную систему информатизации города.
В образовательных учреждениях сформирована современная материально–техническая база. В каждой школе с максимальной нагрузкой функционируют компьютерные классы. На 1 января 2009 г. каждое рабочее место учителя (478) оснащено персональным компьютером с подключением к муниципальной сети и выходом в Интернет. Учебные кабинеты общеобразовательных школ города оснащены современными техническими средствами обучения и проекционным оборудованием (проекторы, экраны, интерактивные доски).
Губкинская образовательная сеть — это корпоративная сеть со своими серверами, образовательными ресурсами, учебными курсами, собственным почтовым сервером и Интернет-сервером, системой защиты информации, разграниченными правами доступа, состоящая более чем из 500 компьютеров.
В 2004 г. было принято решение о создании и внедрении в учебный процесс автоматизированной системы «Сетевой город. Образование», которая на единой технологической базе в рамках единых стандартов единого информационного пространства сегодня привнесла в повседневную образовательную практику новые информационные технологии, повысила экономическую эффективность управления образованием, улучшила планирование и контроль. В итоге город Губкинский первым в России комплексно подошел к решению задачи автоматизации деятельности образовательных учреждений.
Уже сегодня, анализируя данные и применяя компьютерную обработку на каждом уровне управления образованием, можно говорить о повышении качества образования и управления образовательным процессом.
Автоматизированная система «Сетевой город. Образование» сформировала комплексную информационную модель системы образования — модель открытого информационного общества, где пользователи (родители, ученики, учителя, администрация школ, администрация города и т. п.) стали равноправными соучастниками учебно-воспитательного процесса. В системе присутствуют все элементы, необходимые для автоматизации учебно-воспитательного процесса: электронные классные журналы, электронное расписание, поддержка новых образовательных технологий (проектная деятельность, портфолио учащихся и преподавателей), организация тестирования отдельных учащихся или всего класса, в том числе при подготовке к ЕГЭ. Кроме того, система дает возможность переходить из одного образовательного учреждения города в другое, получать стандартные статистические отчеты, родители могут получать отчеты об успеваемости ребенка в виде SMS-сообщений на мобильный телефон, дистанционно общаться с преподавателями и администрацией школы и т. д.
Независимые исследования (да и наш опыт тоже) показали, что только за счет более активного привлечения родителей, за счет предоставленной им возможности дистанционно следить за процессом обучения детей успеваемость повышается примерно на 12 %, а посещаемость на 18 %!
Общегородской образовательный портал, органично объединяющий информационные пространства образовательных учреждений, является общей точкой входа в городское информационное образовательное пространство.
С учетом значимости и приоритетности качества образования специалисты управления образования города Губкинского совместно с рядом научных центров и специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары разработали проект, аналогов которому нет. Суть его — в построении автоматизированной муниципальной системы управления качеством образования на базе системы «Сетевой город. Образование».
Благодаря открытию в городской больнице телемедицинского пункта, который стал 111-м в России и вторым на Ямале, губкинские медики получили возможность проведения дистанционных видеоконсультаций по ходу хирургических операций и диагностических процедур с ведущими специалистами российских и зарубежных клиник, интерактивного телеобучения и теленаставничества.
Позитивно отражается на здоровье губкинцев, проживающих в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера, системная работа, проводимая в городе по внедрению здорового образа жизни (ЗОЖ). Особо отмечу важность работы по внедрению ЗОЖ среди юных жителей города. Еще до принятия соответствующего решения на уровне Российской Федерации с учетом данных медиков и специалистов образования в 2003 г. во всех губкинских школах был введен третий час физкультуры. Но мы пошли еще на один эксперимент: с 2004 г. третий урок физкультуры для учащихся 2–3 классов стал проводиться в городском бассейне. В результате заболеваемость учащихся этих классов снизилась на 16 %.
Вместе с тем демографический бум обостряет давнюю проблему города — нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. Сегодня в очереди на места в детские сады «стоят» 626 детей, что составляет около половины всех дошкольников города. При активном содействии администрации ЯНАО решен вопрос финансирования строительства детского сада на 330 мест в рамках областной программы «Сотрудничество». Дополнительно администрацией города принято решение о разработке проектно-сметной документации на строительство детских садов на 140 и 240 мест.
На первом этапе, при определении границ территории городского округа, Губкинский, как и ряд других городов (не только на Ямале), вступил в «диалог» с сопредельными муниципальными образованиями — районами. В соответствии с нормами Закона № 131-ФЗ Государственная Дума ЯНАО в срок до 1 марта 2005 г. должна была утвердить границы всех муниципальных образований и определить их статус. При этом допускалось картографическое описание границ. Указанное картографическое описание должно быть приведено в соответствие требованиям градостроительного и земельного законодательства к 1 января 2012 г. Однако у нас данная работа уже успешно проделана. Границы Губкинского городского округа были утверждены в предложенных городскими властями параметрах (7220 га) 20 декабря 2004 г. (Закон ЯНАО от 20 декабря 2004 г. № 112-ЗАО). Вместе с тем город столкнулся с противоположным мнением Пуровского района, склонявшего окружные власти к уменьшению территории города в два раза. Решающую роль сыграло наличие необходимой градостроительной документации, обосновывавшей городскую черту уже на тот период.
Достойному уровню доходов городского бюджета способствовало и решение органов местного самоуправления сохранить весь имущественный комплекс в муниципальной собственности. Несмотря на установленное ограничение видов имущества, которое согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ могло находиться в муниципальной собственности, администрация города уже в 2005 г. предложила депутатам представительного органа утвердить положение об имуществе, необходимом для деятельности органов местного самоуправления, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Таким образом, действуя в рамках полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 17 во взаимосвязи с вопросами местного значения (ст. 16) Федерального закона № 131-ФЗ, все муниципальное имущество, необходимое для нормального функционирования городской экономики и служащее материальной основой неналоговых доходов местного бюджета, было сохранено. Уже позднее, в 2006 г., правильность указанного решения была подтверждена Конституционным судом Российской Федерации.
Безусловно, сложная финансово-экономическая ситуация в мире и стране существенно усложняет достижение ориентиров, заложенных в «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Губкинский до 2020 года». Однако от запланированных показателей мы не отказываемся.
Общая территория, которую занимает город, составляет 7220 гектаров. Плотность населения в Губкинском — 3,2 человека на один гектар.
Город возник как базовый центр в связи с промышленным освоением группы самых северных в Западной Сибири нефтегазовых месторождений, перспективных по запасам и отличающихся уникальными свойствами. Основные отрасли промышленности — нефтегазодобывающая и газоперерабатывающая.
Сегодня в городе живут и трудятся на благо России более 23 тыс. горожан — представители 55 национальностей.
О том, как живет город нефтяников и газовиков, чего удалось достичь в социально-экономической сфере за последние годы, какие проблемы решены, а какие только предстоит решить, рассказывает глава города Валерий ЛЕБЕДЕВИЧ.
Социально-экономическое развитие города, как и страны в целом, в 2008 г. было успешным. Индекс промышленного производства по сравнению с 2007 г. вырос на 21,9 %. Общий объем инвестиций в экономику города составил 3 254,8 млн руб., что на 65,2 % превысило показатель предыдущего года. Более чем в два раза возросли инвестиции в объекты производственного назначения. Основу инвестиционного потока создают предприятия топливно-энергетического комплекса: ООО «РН-Пурнефтегаз», ОАО «Губкинский газоперерабатывающий комплекс», РУП «ПО “Беларусьнефть”», ОАО «Сибирское управление по строительству скважин», а также МУ «Управление организации строительства». На фоне экономического роста еще более снизился (до 0,6 %) и до того весьма невысокий (0,9 % в 2007 г.) уровень зарегистрированной безработицы. Реальные денежные доходы в прошедшем году выросли на 13,4 % против 11,8 % в 2007 г.
Приведенные цифры свидетельствуют о поступательном развитии экономики города. Однако события последних месяцев, серьезно ударившие по мировой и российской экономике, отчетливо продемонстрировали, что более устойчивыми к разного рода финансово-экономическим потрясениям являются технологически продвинутые предприятия и отрасли. Именно на этом непреложном факте основана «Стратегия развития России до 2020 года», определившая как одну из важнейших задач экономической политики страны «…развитие базовых секторов экономики страны, включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России».
В большинстве из перечисленных направлений перспективы Губкинского просматриваются отчетливо. В русле указанных приоритетов лежат перспективные проекты по реализации газовой программы ООО «РН-Пурнефтегаз», реконструкции ОАО «Губкинский ГПК», строительству в городе газотурбинной электростанции на 120 МВт, использующей попутный газ. Серьезный импульс развитию Ямало-Ненецкого автономного округа придаст начавшаяся реализация мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный», в котором будут задействованы имеющиеся в регионе производственные, интеллектуальные, кадровые ресурсы. В соответствии с разрабатываемой в настоящее время «Концепцией развития производительных сил в автономном округе» свое достойное место в этом масштабном проекте займет и Губкинский. Особо подчеркну, что значимость мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный» для страны такова, что его реализацию не приостановил даже мировой экономический спад.
Поддержка малого и среднего бизнеса
Вместе с тем экономика города — это не только крупные промышленные предприятия и масштабные проекты. В числе приоритетов городской власти — поддержка малого и среднего бизнеса. Этот наиболее мобильный сектор экономики способен оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, закрывать возникающие потребности населения в товарах и услугах, создавать новые рабочие места. На сегодняшний день в городе работает около 400 малых предприятий. Ежегодно их численность увеличивается на 14–17 %. Растет число индивидуальных предпринимателей. В настоящее время их около 600. Численность работающих на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей горожан — 4,2 тыс. человек, что составляет 17 % от общей численности работающего населения. В 2008 г. в городской бюджет субъектами малого и среднего бизнеса перечислено более 77 млн руб.В настоящее время в городе реализуется уже третья программа развития малого и среднего предпринимательства (на 2008–2010 гг.), в соответствии с которой предусмотрено оказание финансовой, имущественной и информационной поддержки данному сектору экономики. Так, на базе некоммерческой организации «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса» функционируют два бизнес-инкубатора: офисный бизнес-инкубатор «Бизнес-центр» на семь офисных помещений, оборудованных мебелью и оргтехникой, и бизнес-инкубатор бытовых услуг «Дом быта» на 30 рабочих мест (специализация — оказание бытовых услуг). Главное условие размещения в инкубаторах для начинающих предпринимателей и открывающихся организаций — приоритетная сфера деятельности. Хозяйствующие субъекты размещаются в инкубаторах на срок до двух лет. С момента их размещения арендная плата начисляется с учетом понижающего коэффициента 0,3, который ежеквартально уменьшается на 0,1, и к концу второго года арендная плата хозяйствующими субъектами оплачивается уже в полном объеме.
Продолжается строительство производственного бизнес-инкубатора (промышленного парка). Реализация данного проекта предусматривает строительство нового здания общей площадью 1032,0 кв. м, где предполагается разместить до 80 субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Губкинском на 2008–2010 годы» НО «Губкинский муниципальный фонд поддержки предпринимательства и малого бизнеса» («ГМФППиМБ») осуществляет финансирование инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на возвратной основе (финансовый лизинг). Финансирование идет по приоритетным для города направлениям: малая строительная индустрия, производство строительных материалов и комплектующих; информационный сервис; оказание лизинговых услуг и инновационная сфера; сфера социально-бытовых услуг; оздоровление населения; сфера досуга; жилищно-коммунальное хозяйство. В результате в 2008 году на реализацию мероприятий городской целевой программы из бюджета направлено 6 223 тыс. руб.
На базе НО «ГМФППиМБ» работает центр «скорой юридической помощи», где специалисты юридической службы оказывают консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства. Как результат, в рейтинге по уровню поддержки субъектов малого предпринимательства среди муниципальных образований ЯНАО Губкинский занял I место.
Решение жилищной проблемы
Безусловно, одной из наиболее животрепещущих для губкинцев, впрочем, как и для россиян в целом, является жилищная проблема. В улучшении жилищных условий нуждаются порядка 40 % семей горожан. Причин, обостряющих данную проблему, несколько:во-первых, около пяти тыс. горожан, а это 22 % населения, проживают в общежитиях и промышленной зоне города;
во-вторых, около 57 % всего жилищного фонда — деревянные жилые здания, износ которых составляет от 30 до 60 %. Все это — наследие прошлого, когда о комфорте первопроходцев освоения Севера особо не задумывались.
Решение проблемы для администрации города видится в реализации комплекса мероприятий:
1) увеличение объемов ввода жилья. На протяжении ряда лет в Губкинском увеличивался объем сдачи нового жилья: в 2005 г. было сдано в эксплуатацию 16,7 тыс. кв. м, в 2006 г. — 25,4 тыс. кв. м, в 2007 г. — 26,5 тыс. кв. м. В 2006 г. Губкинский первым на Ямале преодолел планку сдачи одного квадратного метра жилья (1,17) в год в расчете на одного жителя. То есть был достигнут тот уровень, который руководство страны обозначило как ориентир на 2010 г. В 2007 г. этот показатель был сохранен. В 2008 г. объем ввода жилья (в связи с первыми проявлениями сложной финансово-экономической ситуации в стране) несколько снизился (22,1 тыс. кв. м), что, впрочем, обеспечило уровень 0,96 кв. м на одного жителя.
Достигнутые темпы жилищного строительства в городе — 74 тыс. кв. м за 2006–2008 гг. — считаю нашим серьезным достижением. Особо подчеркну тот факт, что жилищное строительство в городе ведется преимущественно за счет инвестиций жителей. Так, за 2006–2008 гг. привлечено внебюджетных (от населения) средств — 2,5 млрд руб., что в расчете на один бюджетный рубль составляет 18,5 руб. По оценкам ведущих экономических экспертных организаций, это очень высокий показатель работы бюджетного рубля;
2) для осуществления масштабного жилищного строительства необходимо обеспечить ускоренное развитие жилищно-коммунального комплекса города. В это понятие входят и запас мощностей теплоснабжения, иной коммунальной инфраструктуры, и обеспечение площадок под строительство жилья и объектов соцкультбыта необходимыми сетями. Поэтому в городе реализуется программа развития жилищно-коммунального комплекса. Нам удалось завершить реконструкцию II очереди крайне необходимых городу водоочистных сооружений (ВОС). В результате производительность ВОС города возросла в три раза, достигнув 15 тыс. кубометров в сутки. Этого запаса городу хватит на десятилетия вперед. Решить указанную проблему нам удалось благодаря привлечению средств окружного бюджета в размере 87,5 млн руб.
Следующим крупным объектом являются канализационно-очистные сооружения (КОС). За 2006–2008 гг. на реконструкции их II очереди освоено 235 млн руб. Для завершения строительства КОС необходимо финансирование в размере 53,6 млн руб. Этот крайне важный для города объект планируется ввести в эксплуатацию в 2010 г.
На очереди реконструкция полигона твердых бытовых отходов, сетей тепловодоснабжения, котельных города и т. п.;
3) еще одним вариантом улучшения жилищных условий горожан является реализация на территории города федеральных и окружных подпрограмм программы «Жилище» и областной программы «Содружество». За прошедший год 116 семей улучшили свои жилищные условия.
В рамках решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья городские власти работают по окружной целевой программе «Жилище», осуществляют мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Финансируются данные мероприятия за счет средств окружного и местного бюджетов. За период 2002–2008 гг. на территории города демонтировано 138 единиц или 5,83 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. Ситуация по отселению горожан с территории промышленной зоны города в целом складывается стабильно. Для сравнения необходимо отметить, что в 2008 г. на 25 % (по сравнению с 2007 г.) увеличилось количество граждан, отселяемых из непригодных для проживания жилых помещений.
С 1997 г. за счет средств федерального и окружного бюджетов осуществляется реализация мероприятий Федеральной и окружной целевой программы «Жилищные субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Сегодня в таком списке значатся 420 семей. В связи с вступлением в действие Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» полномочия по формированию очередности переданы субъектам РФ.
В соответствии с Законом ЯНАО «Об окружной целевой программе “Обеспечение жильем молодых семей”» за 2008 г. 51 молодой семье предоставлены жилищные субсидии. По подпрограмме «Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» приобретено жилье трем семьям. Кроме того, жилье получили три семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и одна семья из числа коренных малочисленных народов Севера.
Однако жилищная проблема остается одной из самых острых: в прошлом году более чем в два раза возросло количество обращений граждан в администрацию города по жилищным вопросам.
Приоритетные национальные проекты
Образование
Активная работа, проводимая в стране по реализации приоритетных национальных проектов, дает свои видимые результаты и у нас в городе. В рамках реализации национального проекта «Образование» из городского бюджета были реализованы средства в объеме 17,2 млн руб. В нашем городе начат поэтапный переход к отраслевой системе оплаты труда. Первой отраслью, где внедрена данная система, стала сфера образования.В Губкинском в учебный процесс целенаправленно внедряются передовые технологии. Информатизация образования — одно из приоритетных направлений, которому администрация города уделяет особое внимание. Создаются необходимые условия для успешного функционирования и развития городской образовательной системы как единой информационно-образовательной среды, интегрированной в комплексную систему информатизации города.
В образовательных учреждениях сформирована современная материально–техническая база. В каждой школе с максимальной нагрузкой функционируют компьютерные классы. На 1 января 2009 г. каждое рабочее место учителя (478) оснащено персональным компьютером с подключением к муниципальной сети и выходом в Интернет. Учебные кабинеты общеобразовательных школ города оснащены современными техническими средствами обучения и проекционным оборудованием (проекторы, экраны, интерактивные доски).
Губкинская образовательная сеть — это корпоративная сеть со своими серверами, образовательными ресурсами, учебными курсами, собственным почтовым сервером и Интернет-сервером, системой защиты информации, разграниченными правами доступа, состоящая более чем из 500 компьютеров.
В 2004 г. было принято решение о создании и внедрении в учебный процесс автоматизированной системы «Сетевой город. Образование», которая на единой технологической базе в рамках единых стандартов единого информационного пространства сегодня привнесла в повседневную образовательную практику новые информационные технологии, повысила экономическую эффективность управления образованием, улучшила планирование и контроль. В итоге город Губкинский первым в России комплексно подошел к решению задачи автоматизации деятельности образовательных учреждений.
Уже сегодня, анализируя данные и применяя компьютерную обработку на каждом уровне управления образованием, можно говорить о повышении качества образования и управления образовательным процессом.
Автоматизированная система «Сетевой город. Образование» сформировала комплексную информационную модель системы образования — модель открытого информационного общества, где пользователи (родители, ученики, учителя, администрация школ, администрация города и т. п.) стали равноправными соучастниками учебно-воспитательного процесса. В системе присутствуют все элементы, необходимые для автоматизации учебно-воспитательного процесса: электронные классные журналы, электронное расписание, поддержка новых образовательных технологий (проектная деятельность, портфолио учащихся и преподавателей), организация тестирования отдельных учащихся или всего класса, в том числе при подготовке к ЕГЭ. Кроме того, система дает возможность переходить из одного образовательного учреждения города в другое, получать стандартные статистические отчеты, родители могут получать отчеты об успеваемости ребенка в виде SMS-сообщений на мобильный телефон, дистанционно общаться с преподавателями и администрацией школы и т. д.
Независимые исследования (да и наш опыт тоже) показали, что только за счет более активного привлечения родителей, за счет предоставленной им возможности дистанционно следить за процессом обучения детей успеваемость повышается примерно на 12 %, а посещаемость на 18 %!
Общегородской образовательный портал, органично объединяющий информационные пространства образовательных учреждений, является общей точкой входа в городское информационное образовательное пространство.
С учетом значимости и приоритетности качества образования специалисты управления образования города Губкинского совместно с рядом научных центров и специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары разработали проект, аналогов которому нет. Суть его — в построении автоматизированной муниципальной системы управления качеством образования на базе системы «Сетевой город. Образование».
Здравоохранение
В рамках национального проекта «Здоровье» на территории муниципального образования за 2008 г. реализовано средств в объеме 20,6 млн руб. Благодаря этому были осуществлены выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медицинским сестрам, приобретены антивирусные препараты, оказаны услуги по высокотехнологичным видам помощи.Благодаря открытию в городской больнице телемедицинского пункта, который стал 111-м в России и вторым на Ямале, губкинские медики получили возможность проведения дистанционных видеоконсультаций по ходу хирургических операций и диагностических процедур с ведущими специалистами российских и зарубежных клиник, интерактивного телеобучения и теленаставничества.
Позитивно отражается на здоровье губкинцев, проживающих в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера, системная работа, проводимая в городе по внедрению здорового образа жизни (ЗОЖ). Особо отмечу важность работы по внедрению ЗОЖ среди юных жителей города. Еще до принятия соответствующего решения на уровне Российской Федерации с учетом данных медиков и специалистов образования в 2003 г. во всех губкинских школах был введен третий час физкультуры. Но мы пошли еще на один эксперимент: с 2004 г. третий урок физкультуры для учащихся 2–3 классов стал проводиться в городском бассейне. В результате заболеваемость учащихся этих классов снизилась на 16 %.
Демографическая программа
Губкинский активно реализует президентскую демографическую программу: происходит постепенное увеличение численности населения, причем в результате как естественного, так и миграционного прироста. Это верный признак положительного социально-экономического развития муниципального образования. Если до 2001 г. этот показатель рос в основном за счет механического прироста, то начиная с 2002 г. определяющим фактором роста численности населения является естественный прирост. Так, по статистике практически каждый день в нашем городе рождается маленький губкинец. В прошлом году в городе появился на свет 381 ребенок. По состоянию на 1 января 2009 г. численность городского населения составляет 23 014 человек и продолжает неуклонно расти. Далеко не все города, тем более на севере России, могут похвастаться стабильным ростом населения!Вместе с тем демографический бум обостряет давнюю проблему города — нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. Сегодня в очереди на места в детские сады «стоят» 626 детей, что составляет около половины всех дошкольников города. При активном содействии администрации ЯНАО решен вопрос финансирования строительства детского сада на 330 мест в рамках областной программы «Сотрудничество». Дополнительно администрацией города принято решение о разработке проектно-сметной документации на строительство детских садов на 140 и 240 мест.
Во исполнение закона № 131-ФЗ
Объективно очень значимым для города событием стала реализация Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Период реализации переходных положений истек. В Губкинском, несмотря на объективные затруднения, закон внедрялся в установленном календарном порядке.На первом этапе, при определении границ территории городского округа, Губкинский, как и ряд других городов (не только на Ямале), вступил в «диалог» с сопредельными муниципальными образованиями — районами. В соответствии с нормами Закона № 131-ФЗ Государственная Дума ЯНАО в срок до 1 марта 2005 г. должна была утвердить границы всех муниципальных образований и определить их статус. При этом допускалось картографическое описание границ. Указанное картографическое описание должно быть приведено в соответствие требованиям градостроительного и земельного законодательства к 1 января 2012 г. Однако у нас данная работа уже успешно проделана. Границы Губкинского городского округа были утверждены в предложенных городскими властями параметрах (7220 га) 20 декабря 2004 г. (Закон ЯНАО от 20 декабря 2004 г. № 112-ЗАО). Вместе с тем город столкнулся с противоположным мнением Пуровского района, склонявшего окружные власти к уменьшению территории города в два раза. Решающую роль сыграло наличие необходимой градостроительной документации, обосновывавшей городскую черту уже на тот период.
Достойному уровню доходов городского бюджета способствовало и решение органов местного самоуправления сохранить весь имущественный комплекс в муниципальной собственности. Несмотря на установленное ограничение видов имущества, которое согласно ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ могло находиться в муниципальной собственности, администрация города уже в 2005 г. предложила депутатам представительного органа утвердить положение об имуществе, необходимом для деятельности органов местного самоуправления, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Таким образом, действуя в рамках полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 17 во взаимосвязи с вопросами местного значения (ст. 16) Федерального закона № 131-ФЗ, все муниципальное имущество, необходимое для нормального функционирования городской экономики и служащее материальной основой неналоговых доходов местного бюджета, было сохранено. Уже позднее, в 2006 г., правильность указанного решения была подтверждена Конституционным судом Российской Федерации.
Безусловно, сложная финансово-экономическая ситуация в мире и стране существенно усложняет достижение ориентиров, заложенных в «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Губкинский до 2020 года». Однако от запланированных показателей мы не отказываемся.