Реформа образования набирает обороты. Бюджетное финансирование растет и меняет вектор, вузы и научные учреждения реформируются и интегрируются. Одновременно в стране осложняется демографическая ситуация, учреждения начального и среднего профессионального образования передаются с федерального уровня в ведение регионов. О том, как проходят эти процессы и какие итоги нас ждут, нашему корреспонденту Светлане Стрельниковой рассказывает Андрей ПЕТРОВ, директор Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки РФ.
Светлана Стрельникова: Андрей Юрьевич, Министерству образования и науки РФ всего два года. Скажите, как Правительство РФ оценивает работу молодого министерства?
Андрей Петров: Правительство очень хорошо, позитивно оценило наш доклад и нашу работу, которую мы провели в 2005 году. За два года нам удалось увеличить финансирование программных мероприятий практически в четыре раза. Помимо федеральных целевых программ мы попытались перевести большую часть текущих расходов, как рекомендовали Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, на ведомственные программы, то есть не финансировать конкретную сеть (без этого, конечно, не обойдешься, поскольку у нас очень много вузов, техникумов, научных учреждений), но все-таки максимум расходов переводить на программно-целевой метод финансирования.
Кстати, мы первые из министерств и ведомств выступили со своим докладом «Об основных результатах и основных направлениях деятельности министерства на 2006–2008 гг.» на заседании правительства. И одновременно провели в феврале текущего года отчетную коллегию по итогам деятельности министерства в 2005 году.
С.С.: С учетом этих программ получается, что у вас раза в четыре увеличилась нагрузка на сотрудников?
А.П.: К сожалению, да. И это при том, что наше министерство по численности занимает достаточно скромное место среди министерств и ведомств. Людей не хватает. Мы надеемся, что Правительство РФ, оценивая нашу работу, примет решение поддержать нас в плане численности и расходов на содержание.
С.С.: Министерство активно работает с регионами?
А.П.: Мы очень сильно завязаны на регионы. В Минобрнауке создан совет по образованию, в который входят региональные министры образования. Через них мы постоянно проверяем, в правильную ли сторону мы движемся в своих действиях, верные ли решения принимаем… И наш министр неоднократно подчеркивал важность привлечения общественных институтов к проработке реформы образования. Разрабатывая документы, связанные с реализацией национального проекта «Образование», мы в обязательном порядке обкатывали и отрабатывали их с профессиональным и ректорским сообществом России, а также общественными организациями и научными сообществами. Кроме того, на сайте министерства размещаются проекты всех документов, над которыми мы работаем.
С.С.: Насколько полно, на ваш взгляд, финансируется российское образование?
А.П.: Принимаемые в последние годы меры по модернизации образования позволили значительно увеличить объемы бюджетного финансирования системы образования, активизировать работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению деятельности образовательных учреждений, приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием, развернуть экспериментальную работу по обновлению содержания и структуры отрасли.
В 2005 году совокупные расходы на образование за счет всех источников составили более 1000,0 млрд. рублей (5,1% от ВВП), в том числе:
– расходы бюджетов всех уровней – 608 млрд. руб. (3,1% ВВП);
– расходы населения – 376 млрд. руб. (1,9% ВВП);
– расходы предприятий – 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).
Бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося увеличиваются по всем уровням образования. За период 2000–2005 гг. они выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, в профессиональном образовании – в 1,7 раза.
С.С.: А в сравнении с аналогичной отраслью в зарубежных странах?
А.П.: На фоне стран – членов ОЭСР расходы на образование в Российской Федерации в расчете на оного обучающегося (с поправками на паритет покупательной способности) в системе общего образования в 2,5 раза меньше, а в системе профессионального образования – почти в 10 раз.
В соответствии с поручением Правительства РФ министерством подготовлены предложения о ресурсном обеспечении системы образования. По нашим расчетам, для обеспечения текущей деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений с учетом обновления учебно-материальной базы, введения новых образовательных технологий, повышения заработной платы работников образования необходимо увеличить расходы бюджетов всех уровней к 2010 году по сравнению с 2005 годом в 2–2,5 раза.
Такой рост бюджета на образование за 5 лет представляется вполне реальным. Уже в федеральном бюджете на 2006 год предусматривается увеличение расходов на образование по сравнению с бюджетом 2005 года в 1,37 раза.
С.С.: На ваш взгляд, каково рациональное соотношение бюджетников и платников в вузе?
А.П.: Мы уже давно перешагнули определенный законом об образовании показатель 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения, по факту у нас их уже сейчас за 230. Но сейчас наблюдается демографический провал, и в ближайшее время может получиться, что количество бюджетных мест будет больше, чем поступающих на них абитуриентов. Тогда ни о каком конкурсе говорить уже будет нельзя.
С.С.: То есть вузы лишатся платных студентов и будут вынуждены набирать бюджетников, а значит, лишатся поступления средств, за счет которых, собственно, живут. Будет ли в связи с этим вузам оказываться какая-то поддержка? Или кто умрет, тот умрет?
А.П.: Министерство наше вообще ответственно за утверждение контрольных цифр приема на очередной учебный год, причем не только по системе вузов Рособразования, но и по всем другим вузам (Минсельхоз, Минтранс и т. д.). И мы пытаемся готовить вузовское сообщество, ректорский состав к тому, что нужно думать о том, как, с одной стороны, оптимизировать профессорско-преподавательский состав, чтобы не прийти к тому, что через три года у них просто не будет денег на текущее содержание. А с другой стороны, к необходимости повышать престижность вузов, чтобы люди туда стремились. Например, МГУ, Санкт-Петербургский университет, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации – вузы, где уровень подготовки настолько сильный, что люди туда будут идти всегда.
С.С.: Расскажите об эксперименте по объединению вузов с государственными научными центрами.
А.П.: Тут решается много задач, а не только задача объединения. С одной стороны, мы говорим, что у нас не финансируются наука и образование, с другой – сеть совершенно не оптимизирована. Сейчас мы стараемся найти те формы, которые, с одной стороны, дают наиболее оптимальную возможность для финансирования, с другой – не будут в ущерб основной деятельности. Задача повышения интеграции науки и образования – в числе приоритетов деятельности министерства. Нам важно, чтобы развивалась вузовская наука, чтобы она не занималась самосодержанием, не давая никакого вклада в развитие инноваций, новых технологий, чтобы развивалась наука фундаментальная. Все это должно вести к повышению человеческого капитала, и через это мы видим наше участие в поставленной президентом задаче повышения ВВП.
Этот процесс идет планово в рамках реализации Концепции по оптимизации управления подведомственными научными и образовательными учреждениями.
С.С.: В соответствии с Федеральными законами № 95-ФЗ и 122-ФЗ предоставление начального и среднего профессионального образования с 1 января 2005 года отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. Как проходит передача этих учреждений в ведение субъектов Федерации?
А.П.: На основании распоряжения Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 1565-р в ведение субъектов Федерации Рособразованием переданы 2727 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе 2536 учреждений начального профессионального образования и 191 учреждение среднего профессионального образования.
В конце 2004 года Рособразованием совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации были оформлены акты приема-передачи учреждений образования, утверждены Росимуществом и направлены в субъекты Федерации.
Проведена большая работа по оформлению в установленном порядке безвозмездной передачи федерального имущества (включая земельные участки, находящиеся в постоянном бессрочном пользовании) в государственную собственность субъектов Федерации и исключению его из реестра федерального имущества.
Одновременно министерством совместно с Рособразованием проводилась координация работ по передаче в ведение субъектов Федерации 106 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Переданы в регионы: Росэнерго – 10 учреждений, Росспортом – 3 учреждения, Россельхозом – 57 учреждений, Минздравсоцразвития – 2 учреждения, Минэкономразвития – 8 учреждений, Росстроем – 23 учреждения, МПР России – 3 учреждения.
Всего передано в субъекты Федерации, с учетом учреждений среднего профессионального образования, подведомственных другим министерства и ведомствам, 2833 образовательных учреждения, в том числе 2539 НПО и 294 СПО.
В связи с передачей указанных образовательных учреждений в ведение регионов в 2005 году с федеральных органов исполнительной власти снято финансирование в объеме 24 млрд. рублей.
Работа по реструктуризации сети образовательных учреждений в регионах ведется совместно с территориальными органами Росимущества, региональными комитетами по управлению государственным имуществом и руководителями образовательных учреждений.
Хочу отметить, что администрации ряда регионов за короткий срок с момента передачи сумели повысить за счет средств своих бюджетов заработную плату педагогическим работникам переданных в их ведение учреждений начального и среднего профессионального образования.
Например, заработная плата в городах Москве и Санкт-Петербурге, Белгородской, Владимирской, Московской областях уже была увеличена более чем на 10% к предусмотренному с 1 января 2005 года плановому повышению по стране (20%).
С.С.: В 2005 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 января 2005 г. № 64-р наряду с передачей образовательных учреждений на региональный уровень осуществлялась также передача в ведение Рособразования образовательных учреждений другими министерствами и ведомствами. Как справилось Рособразование с этой задачей? Ваш прогноз на 2006 год?
А.П.: По состоянию на конец 2005 года в ведение Рособразования было передано 1 учреждение начального профессионального образования, 6 учреждений высшего профессионального образования и фактически передано 4 учреждения дополнительного образования, ранее подведомственных Минфину России, Росстату, Росэнерго, Росатому.
Из 531 учреждения среднего профессионального образования, запланированного к передаче, в ведение Рособразования переданы 273 образовательных учреждения.
Финансирование переданных в 2005 году в ведение Рособразования образовательных учреждений осуществлялось в полном объеме.
Документы по передаче средств федерального бюджета на финансирование 330 образовательных учреждений, подлежащих передаче в ведение Рособразования, находились в стадии оформления.
По предварительным оценкам, работа по их передаче и передаче средств на их финансирование будет завершена в первом полугодии 2006 года.
С.С.: Одной из основных задач проводимой в стране административной реформы является оптимизация бюджетных расходов на управление на основе поэтапного сокращения избыточной части организаций государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение функций государства, и перехода к новой модели управления сохраняемыми в государственной собственности предприятиями и учреждениями. Что делается вашим министерством для обеспечения оптимального уровня бюджетных расходов на управление в сфере образования и науки?
А.П.: В целях обеспечения оптимизации бюджетных средств и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях на начальном этапе реализации административной реформы министерством совместно с подведомственными федеральными службами и агентствами были сформированы и утверждены Правительством РФ и перечни организаций образования и науки, необходимых для выполнения возложенных на министерство и ведомства функций.
В отношении образовательных и научных организаций, не обеспечивающих выполнения государственных функций, подготовлены и приняты Правительством РФ решения об их ликвидации, приватизации или реорганизации. В целях оптимизации бюджетных расходов министерством также осуществляется деятельность по внедрению моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих различные уровни профессионального образования.
Идеологической платформой работы, проводимой министерством по оптимизации сети подведомственных организаций и оптимизации бюджетных расходов, являются нормативно-правовые документы, определяющие модернизацию и приоритетные направления развития образовательной и научной системы Российской Федерации, в том числе разработанные министерством и согласованные с образовательной и научной общественностью концепции участия Российской Федерации в управлении федеральной собственностью в сфере образования и науки, которые прежде всего нацелены на сокращение управленческих расходов.
В целях улучшения качества поставляемых организациями бюджетного сектора социальных услуг и повышения эффективности использования бюджетных средств министерство принимало активное участие в разработке законодательных актов по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора и перевода бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы;
В рамках работы над законопроектами, направленными на увеличение организационно-правовых форм организаций социальной сферы, министерство внесло ряд существенных предложений по учету специфики функционирования отраслей образования и науки.
Предоставляемая законопроектами возможность перевода бюджетных организаций сферы образования и науки в форму автономного учреждения за счет расширения экономической и финансовой самостоятельности таких организаций, по мнению министерства, позволит также снизить нагрузку на федеральный бюджет.
Светлана Стрельникова: Андрей Юрьевич, Министерству образования и науки РФ всего два года. Скажите, как Правительство РФ оценивает работу молодого министерства?
Андрей Петров: Правительство очень хорошо, позитивно оценило наш доклад и нашу работу, которую мы провели в 2005 году. За два года нам удалось увеличить финансирование программных мероприятий практически в четыре раза. Помимо федеральных целевых программ мы попытались перевести большую часть текущих расходов, как рекомендовали Минфин РФ и Минэкономразвития РФ, на ведомственные программы, то есть не финансировать конкретную сеть (без этого, конечно, не обойдешься, поскольку у нас очень много вузов, техникумов, научных учреждений), но все-таки максимум расходов переводить на программно-целевой метод финансирования.
Кстати, мы первые из министерств и ведомств выступили со своим докладом «Об основных результатах и основных направлениях деятельности министерства на 2006–2008 гг.» на заседании правительства. И одновременно провели в феврале текущего года отчетную коллегию по итогам деятельности министерства в 2005 году.
С.С.: С учетом этих программ получается, что у вас раза в четыре увеличилась нагрузка на сотрудников?
А.П.: К сожалению, да. И это при том, что наше министерство по численности занимает достаточно скромное место среди министерств и ведомств. Людей не хватает. Мы надеемся, что Правительство РФ, оценивая нашу работу, примет решение поддержать нас в плане численности и расходов на содержание.
С.С.: Министерство активно работает с регионами?
А.П.: Мы очень сильно завязаны на регионы. В Минобрнауке создан совет по образованию, в который входят региональные министры образования. Через них мы постоянно проверяем, в правильную ли сторону мы движемся в своих действиях, верные ли решения принимаем… И наш министр неоднократно подчеркивал важность привлечения общественных институтов к проработке реформы образования. Разрабатывая документы, связанные с реализацией национального проекта «Образование», мы в обязательном порядке обкатывали и отрабатывали их с профессиональным и ректорским сообществом России, а также общественными организациями и научными сообществами. Кроме того, на сайте министерства размещаются проекты всех документов, над которыми мы работаем.
С.С.: Насколько полно, на ваш взгляд, финансируется российское образование?
А.П.: Принимаемые в последние годы меры по модернизации образования позволили значительно увеличить объемы бюджетного финансирования системы образования, активизировать работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению деятельности образовательных учреждений, приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием, развернуть экспериментальную работу по обновлению содержания и структуры отрасли.
В 2005 году совокупные расходы на образование за счет всех источников составили более 1000,0 млрд. рублей (5,1% от ВВП), в том числе:
– расходы бюджетов всех уровней – 608 млрд. руб. (3,1% ВВП);
– расходы населения – 376 млрд. руб. (1,9% ВВП);
– расходы предприятий – 20 млрд. руб. (0,1% ВВП).
Бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося увеличиваются по всем уровням образования. За период 2000–2005 гг. они выросли в сопоставимых ценах в общем образовании практически вдвое, в профессиональном образовании – в 1,7 раза.
С.С.: А в сравнении с аналогичной отраслью в зарубежных странах?
А.П.: На фоне стран – членов ОЭСР расходы на образование в Российской Федерации в расчете на оного обучающегося (с поправками на паритет покупательной способности) в системе общего образования в 2,5 раза меньше, а в системе профессионального образования – почти в 10 раз.
В соответствии с поручением Правительства РФ министерством подготовлены предложения о ресурсном обеспечении системы образования. По нашим расчетам, для обеспечения текущей деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений с учетом обновления учебно-материальной базы, введения новых образовательных технологий, повышения заработной платы работников образования необходимо увеличить расходы бюджетов всех уровней к 2010 году по сравнению с 2005 годом в 2–2,5 раза.
Такой рост бюджета на образование за 5 лет представляется вполне реальным. Уже в федеральном бюджете на 2006 год предусматривается увеличение расходов на образование по сравнению с бюджетом 2005 года в 1,37 раза.
С.С.: На ваш взгляд, каково рациональное соотношение бюджетников и платников в вузе?
А.П.: Мы уже давно перешагнули определенный законом об образовании показатель 170 бюджетных мест на 10 тысяч населения, по факту у нас их уже сейчас за 230. Но сейчас наблюдается демографический провал, и в ближайшее время может получиться, что количество бюджетных мест будет больше, чем поступающих на них абитуриентов. Тогда ни о каком конкурсе говорить уже будет нельзя.
С.С.: То есть вузы лишатся платных студентов и будут вынуждены набирать бюджетников, а значит, лишатся поступления средств, за счет которых, собственно, живут. Будет ли в связи с этим вузам оказываться какая-то поддержка? Или кто умрет, тот умрет?
А.П.: Министерство наше вообще ответственно за утверждение контрольных цифр приема на очередной учебный год, причем не только по системе вузов Рособразования, но и по всем другим вузам (Минсельхоз, Минтранс и т. д.). И мы пытаемся готовить вузовское сообщество, ректорский состав к тому, что нужно думать о том, как, с одной стороны, оптимизировать профессорско-преподавательский состав, чтобы не прийти к тому, что через три года у них просто не будет денег на текущее содержание. А с другой стороны, к необходимости повышать престижность вузов, чтобы люди туда стремились. Например, МГУ, Санкт-Петербургский университет, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации – вузы, где уровень подготовки настолько сильный, что люди туда будут идти всегда.
С.С.: Расскажите об эксперименте по объединению вузов с государственными научными центрами.
А.П.: Тут решается много задач, а не только задача объединения. С одной стороны, мы говорим, что у нас не финансируются наука и образование, с другой – сеть совершенно не оптимизирована. Сейчас мы стараемся найти те формы, которые, с одной стороны, дают наиболее оптимальную возможность для финансирования, с другой – не будут в ущерб основной деятельности. Задача повышения интеграции науки и образования – в числе приоритетов деятельности министерства. Нам важно, чтобы развивалась вузовская наука, чтобы она не занималась самосодержанием, не давая никакого вклада в развитие инноваций, новых технологий, чтобы развивалась наука фундаментальная. Все это должно вести к повышению человеческого капитала, и через это мы видим наше участие в поставленной президентом задаче повышения ВВП.
Этот процесс идет планово в рамках реализации Концепции по оптимизации управления подведомственными научными и образовательными учреждениями.
С.С.: В соответствии с Федеральными законами № 95-ФЗ и 122-ФЗ предоставление начального и среднего профессионального образования с 1 января 2005 года отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации. Как проходит передача этих учреждений в ведение субъектов Федерации?
А.П.: На основании распоряжения Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 1565-р в ведение субъектов Федерации Рособразованием переданы 2727 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе 2536 учреждений начального профессионального образования и 191 учреждение среднего профессионального образования.
В конце 2004 года Рособразованием совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации были оформлены акты приема-передачи учреждений образования, утверждены Росимуществом и направлены в субъекты Федерации.
Проведена большая работа по оформлению в установленном порядке безвозмездной передачи федерального имущества (включая земельные участки, находящиеся в постоянном бессрочном пользовании) в государственную собственность субъектов Федерации и исключению его из реестра федерального имущества.
Одновременно министерством совместно с Рособразованием проводилась координация работ по передаче в ведение субъектов Федерации 106 образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Переданы в регионы: Росэнерго – 10 учреждений, Росспортом – 3 учреждения, Россельхозом – 57 учреждений, Минздравсоцразвития – 2 учреждения, Минэкономразвития – 8 учреждений, Росстроем – 23 учреждения, МПР России – 3 учреждения.
Всего передано в субъекты Федерации, с учетом учреждений среднего профессионального образования, подведомственных другим министерства и ведомствам, 2833 образовательных учреждения, в том числе 2539 НПО и 294 СПО.
В связи с передачей указанных образовательных учреждений в ведение регионов в 2005 году с федеральных органов исполнительной власти снято финансирование в объеме 24 млрд. рублей.
Работа по реструктуризации сети образовательных учреждений в регионах ведется совместно с территориальными органами Росимущества, региональными комитетами по управлению государственным имуществом и руководителями образовательных учреждений.
Хочу отметить, что администрации ряда регионов за короткий срок с момента передачи сумели повысить за счет средств своих бюджетов заработную плату педагогическим работникам переданных в их ведение учреждений начального и среднего профессионального образования.
Например, заработная плата в городах Москве и Санкт-Петербурге, Белгородской, Владимирской, Московской областях уже была увеличена более чем на 10% к предусмотренному с 1 января 2005 года плановому повышению по стране (20%).
С.С.: В 2005 году в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 января 2005 г. № 64-р наряду с передачей образовательных учреждений на региональный уровень осуществлялась также передача в ведение Рособразования образовательных учреждений другими министерствами и ведомствами. Как справилось Рособразование с этой задачей? Ваш прогноз на 2006 год?
А.П.: По состоянию на конец 2005 года в ведение Рособразования было передано 1 учреждение начального профессионального образования, 6 учреждений высшего профессионального образования и фактически передано 4 учреждения дополнительного образования, ранее подведомственных Минфину России, Росстату, Росэнерго, Росатому.
Из 531 учреждения среднего профессионального образования, запланированного к передаче, в ведение Рособразования переданы 273 образовательных учреждения.
Финансирование переданных в 2005 году в ведение Рособразования образовательных учреждений осуществлялось в полном объеме.
Документы по передаче средств федерального бюджета на финансирование 330 образовательных учреждений, подлежащих передаче в ведение Рособразования, находились в стадии оформления.
По предварительным оценкам, работа по их передаче и передаче средств на их финансирование будет завершена в первом полугодии 2006 года.
С.С.: Одной из основных задач проводимой в стране административной реформы является оптимизация бюджетных расходов на управление на основе поэтапного сокращения избыточной части организаций государственного сектора, которая не обеспечивает выполнение функций государства, и перехода к новой модели управления сохраняемыми в государственной собственности предприятиями и учреждениями. Что делается вашим министерством для обеспечения оптимального уровня бюджетных расходов на управление в сфере образования и науки?
А.П.: В целях обеспечения оптимизации бюджетных средств и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях на начальном этапе реализации административной реформы министерством совместно с подведомственными федеральными службами и агентствами были сформированы и утверждены Правительством РФ и перечни организаций образования и науки, необходимых для выполнения возложенных на министерство и ведомства функций.
В отношении образовательных и научных организаций, не обеспечивающих выполнения государственных функций, подготовлены и приняты Правительством РФ решения об их ликвидации, приватизации или реорганизации. В целях оптимизации бюджетных расходов министерством также осуществляется деятельность по внедрению моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих различные уровни профессионального образования.
Идеологической платформой работы, проводимой министерством по оптимизации сети подведомственных организаций и оптимизации бюджетных расходов, являются нормативно-правовые документы, определяющие модернизацию и приоритетные направления развития образовательной и научной системы Российской Федерации, в том числе разработанные министерством и согласованные с образовательной и научной общественностью концепции участия Российской Федерации в управлении федеральной собственностью в сфере образования и науки, которые прежде всего нацелены на сокращение управленческих расходов.
В целях улучшения качества поставляемых организациями бюджетного сектора социальных услуг и повышения эффективности использования бюджетных средств министерство принимало активное участие в разработке законодательных актов по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора и перевода бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы;
В рамках работы над законопроектами, направленными на увеличение организационно-правовых форм организаций социальной сферы, министерство внесло ряд существенных предложений по учету специфики функционирования отраслей образования и науки.
Предоставляемая законопроектами возможность перевода бюджетных организаций сферы образования и науки в форму автономного учреждения за счет расширения экономической и финансовой самостоятельности таких организаций, по мнению министерства, позволит также снизить нагрузку на федеральный бюджет.