Государство№2 Февраль 2009 — 03 марта 2009

Дезинтеграция образования и экономики — серьезнейшая проблема России

Версия для печати 7412 Материалы по теме
заседание Республика Хакасия
В конце января в Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол по теме: «Интеграция образования, науки и производства — необходимое условие прогресса современного общества». В мероприятии приняли участие представители Государственной Думы, Федерального собрания РФ, правительства Москвы, администраций регионов России, промышленных предприятий, бизнеса, высших и средних образовательных учреждений, учащейся молодежи.
Елена КОЛНООЧЕНКО

Участники круглого стола обсудили проблемы подготовки кадров для отечественной промышленности, организации взаимодействия бизнеса и учебно-образовательных учреждений, создания научно-учебных профориентационных центров, реализации проектов профессиональной ориентации молодежи.
Как рассказал председатель Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, ректор Академии труда и социальных отношений А. А. Шулус, основным направлением деятельности комитета в настоящее время является разработка современной концепции управления качеством образования. При этом понятие «качество образования» многопланово и включает в себя и качество самого образовательного продукта, преподавательского состава, обучающихся, материально-технической базы, управления образованием, и качество интеграции образовательных учреждений с экономическим сектором, который является потребителем образовательного продукта.
«Дезинтеграция системы профессионального образования и реального сектора экономики сегодня является одной из серьезнейших проблем в России. С крахом плановой экономики рухнула и система централизованного распределения выпускников. Есть в этом и позитивные аспекты, например, свобода выбора, но негативных аспектов, как представляется, гораздо больше. В результате резко упала востребованность молодых специалистов», — подчеркнул председатель комитета.
По его словам, главный показатель востребованности молодых специалистов — трудоустройство по профилю диплома. Но нужно признать, что сегодня в России даже это необходимое условие в подавляющем большинстве случаев не выполняется и по профилю диплома работает всего около 20–30 % выпускников.
Но даже в относительно благополучных ситуациях, когда выпускник находит работу по профилю, важны и многие другие составляющие уровня востребованности: адекватность содержания труда уровню квалификации, достойное материальное стимулирование, моральное поощрение в виде общественной оценки и признания труда, соответствующая уровню образования социальная защищенность, возможности для долгосрочного построения карьеры, обеспечение достойных бытовых условий, а также развитая корпоративная культура, которая воспитывает в молодом специалисте чувство гордости за ту организацию, в которую он пришел работать. «По всем перечисленным показателям востребованность молодых специалистов в России находится на крайне низком уровне», — отметил А. А. Шулус.
Ректор Академии труда привел и позитивные примеры успешной интеграции образования и реального сектора: опыт РЖД, реализующей две программы в этой области, компании «Норильский никель», создавшей свой корпоративный университет, Российский университет нефти и газа, успешно сотрудничающий с крупнейшими компаниями.
По итогам заседания «круглого стола» были предложены меры по преодолению проблем, препятствующих интеграции науки, образования и производства в России. В частности, это разработка нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, финансово-экономические меры по стимулированию внедрения новых технологий, организация комплексного системного подхода в подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров для российской экономики.
Поделиться