Об антикризисных мерах, которые предлагает главное финансовое ведомство для регионов, рассказала Лариса ЕРОШКИНА, и. о. директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов России.
Сокращение доходов в большей степени затрагивает экономически развитые регионы, бюджеты которых сформированы на основе собственных налоговых доходов, которые поступали от имеющихся на их территории крупных предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки и т. п. (Белгородская, Калужская, Владимирская, Липецкая, Вологодская, Самарская, Свердловская, Челябинская области). Проблема в немалой степени затронула и те регионы, которые зависят от поступлений НДПИ по нефти (Республика Коми, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Томская, Оренбургская, Тюменская области и другие). Субъекты РФ, доходная база которых формируется главным образом за счет финансовой помощи из федерального бюджета, страдают в меньшей степени.
По предварительным данным, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).
В 2009 г. прогнозируется существенное снижение доходной базы, что обусловит сокращение доходов в целом на 15 % по сравнению с уровнем 2008 г. — до 5,4 трлн руб. При этом снижение поступлений по налогу на прибыль ожидается на уровне 40–60 %, по налогу на доходы физических лиц 5–15 %. По предварительной оценке, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. прогнозируется в объеме более 700 млрд руб.
Государственный долг
Доля государственного долга в налоговых и неналоговых доходах в 2008 г. оценивается в 17–18 %. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45 %. В условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно возрасти. Сложности с исполнением бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования. Значительные объемы госдолга имеют: Чукотский автономный округ (100 %), Республика Северная Осетия — Алания (99 %), Камчатский край (78 %), Тамбовская область (74 %), Московская область (71 %), Астраханская область (50 %).
Рекомендации Минфина субъектам РФ
29 октября 2008 г. Министерство финансов России в адрес субъектов РФ направило письмо, в котором обращалось внимание на необходимость консервативного подхода при подготовке проектов бюджетов на 2009 г.
Предлагается:
Министерство финансов рекомендует:
В сложившихся условиях органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
Задачами федеральных органов государственной власти в 2009 г. являются:
Анализ текущей ситуации
За период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Но начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.). Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.).Сокращение доходов в большей степени затрагивает экономически развитые регионы, бюджеты которых сформированы на основе собственных налоговых доходов, которые поступали от имеющихся на их территории крупных предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки и т. п. (Белгородская, Калужская, Владимирская, Липецкая, Вологодская, Самарская, Свердловская, Челябинская области). Проблема в немалой степени затронула и те регионы, которые зависят от поступлений НДПИ по нефти (Республика Коми, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Томская, Оренбургская, Тюменская области и другие). Субъекты РФ, доходная база которых формируется главным образом за счет финансовой помощи из федерального бюджета, страдают в меньшей степени.
По предварительным данным, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).
В 2009 г. прогнозируется существенное снижение доходной базы, что обусловит сокращение доходов в целом на 15 % по сравнению с уровнем 2008 г. — до 5,4 трлн руб. При этом снижение поступлений по налогу на прибыль ожидается на уровне 40–60 %, по налогу на доходы физических лиц 5–15 %. По предварительной оценке, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. прогнозируется в объеме более 700 млрд руб.
Государственный долг
Доля государственного долга в налоговых и неналоговых доходах в 2008 г. оценивается в 17–18 %. Причем в 14 субъектах РФ эта доля составляет более 45 %. В условиях снижения налоговых доходов доля госдолга в доходах может существенно возрасти. Сложности с исполнением бюджетов могут возникнуть у регионов, имеющих значительные объемы госдолга и необходимость его рефинансирования. Значительные объемы госдолга имеют: Чукотский автономный округ (100 %), Республика Северная Осетия — Алания (99 %), Камчатский край (78 %), Тамбовская область (74 %), Московская область (71 %), Астраханская область (50 %).
Рекомендации Минфина субъектам РФ
29 октября 2008 г. Министерство финансов России в адрес субъектов РФ направило письмо, в котором обращалось внимание на необходимость консервативного подхода при подготовке проектов бюджетов на 2009 г.
Предлагается:
- не использовать дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения бюджетов в 2008 г.;
- формировать в составе региональных бюджетов резервы, которые можно было бы использовать в случае существенного сокращения доходов;
- ограничить принятие новых расходных обязательств, а также увеличения действующих расходных обязательств;
- не увеличивать объем банковских кредитов в источниках финансирования дефицитов бюджетов, имея в виду возможное сокращение кредитных ресурсов российских банков.
Министерство финансов рекомендует:
- скорректировать плановые показатели поступлений в 2009 г. налога на прибыль, имея в виду его сокращение на 40–60 %, а налога на доходы физических лиц на 5–15 % к уровню 2008 г.;
- внести в региональный закон о бюджете на 2009 г. норму, предусматривающую доведение в начале 2009 г. до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств только по первоочередным расходам, связанным с выплатой заработной платы и начислений на нее, социальным обеспечением населения, лекарственным обеспечением, закупкой продуктов питания, оплатой коммунальных услуг, безвозмездными перечислениями (кроме субсидий на софинансирование объектов капитального строительства), обслуживанием государственного долга. Доведение лимитов бюджетных обязательств по остальным расходам осуществлять только после анализа динамики фактического поступления доходов в региональный бюджет, но не ранее чем по итогам I квартала 2009 г.;
- не завышать источники финансирования дефицита бюджета, имея в виду снижение доступности кредитных ресурсов и недостаточность источников финансирования дефицита в полном объеме;
- провести согласование параметров бюджетов муниципальных образований на 2009 г. с учетом обеспечения их сбалансированности и принятия антикризисных мер.
В сложившихся условиях органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
- определить состав первоочередных расходов для приоритетного финансирования (заработная плата и социальные выплаты, оплата коммунальных услуг, обслуживание государственного долга);
- отказаться от принятия новых расходных обязательств в 2009 г.;
- не допускать кредиторской задолженности по обязательствам, особенно по заработной плате и социальным выплатам;
- осуществлять мониторинг рынка труда и анализ уровня жизни малообеспеченных категорий граждан;
- не принимать решения о повышении расходов на содержание органов государственной власти;
- осуществлять мониторинг исполнения бюджетов муниципальных образований.
Задачами федеральных органов государственной власти в 2009 г. являются:
- осуществление еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ;
- предоставление опережающей финансовой помощи в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с учетом результатов еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ. Эту работу особенно важно проводить в первом квартале текущего года;
- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, в том числе путем увеличения объемов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
- с учетом ожидаемого снижения доходов бюджетов субъектов РФ предусмотрено увеличение срока предоставления бюджетных кредитов с одного года до трех лет (в Бюджетном кодексе такая поправка есть, необходимо внести такую же в закон о бюджете);
- изменение условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в части снижения требований по уровню финансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.