Об актуальных вопросах стратегии и тактики инвестиционно-заемной системы Москвы с учетом кризисных явлений на международных финансовых рынках рассказывает председатель Москомзайма Сергей ПАХОМОВ.
— Сергей Борисович, как бы вы оценили итоги 2008 г. для заемной деятельности Москвы?
— Несмотря на кризисные явления в 2008 г. наша деятельность на рынке заимствований была успешной: Москомзайм интенсивно размещал займы, провел девять аукционов и осуществлял доразмещение облигаций города на вторичном рынке. В общей сложности облигаций Москвы размещено в объеме 27,7 млрд руб. по номиналу (по привлеченным средствам это составило около 30 млрд руб.). К размещению предлагались ценные бумаги со сроком от 1,2 до 9,4 лет. Сегодня это кажется уже невероятным, но факты говорят сами за себя: средняя срочность размещенных выпусков составила 3,5 года, а средняя доходность 7,2 % годовых. Ожидая трудности во второй половине года, мы успели провести все размещения в первом и втором квартале, когда кризисные процессы еще не набрали силу, а с августа заемная деятельность была остановлена, так как у Москвы отсутствовала необходимость привлечения заемных средств ввиду хорошего исполнения бюджета по доходам.
Кроме размещений в течение всего 2008 г. комитет провел 19 конкурсов по определению ставки размещения временно свободных денежных средств Москвы посредством сделок РЕПО с нашими облигациями. Их общая сумма составила более 73 млрд руб., а доходность находилась в диапазоне от 4,52 до 9,18 % годовых в зависимости от сроков размещения. Получен дополнительный доход для бюджета Москвы — более 240 млрд руб.
— Как вы можете охарактеризовать ту ситуацию с доходностями, которая сложилась на конец года на рынке капитала и как это отразилось на займах Москвы?
— Во второй половине 2008 г. из-за краха мировых кредитных и фондовых рынков в России практически не было рыночных размещений государственных облигаций. Кроме того, пошла череда «технических» и обычных дефолтов корпоративных эмитентов, поэтому объективно говорить о доходностях сложно. Наш рынок тоже оказался подвержен сильным колебаниям на фоне потери ликвидности и падения оборотов, хотя по сравнению с другими регионами России рынок московских облигаций был более устойчивым.
Среди игроков нашего внутреннего рынка главную роль играют банки, а банковский сектор находился в эпицентре кризиса и продолжает оставаться дестабилизированным. Очень многие иностранные банки — держатели московских облигаций ушли с рынка в конце лета: иностранные инвесторы ликвидировали свои позиции и репатриировали средства. Кроме того, в конце года обострилась ситуация и на рынке еврозаймов: очень сильно выросли доходности. Так, по займу Москвы с погашением в 2011 г., который размещался с купоном 6,45 %, доходность в декабре 2008 г. находилась в диапазоне от 17 до 19 %, то есть выросла в три раза. Доходность по нашему еврозайму 2016 г. (10-летний заем размещался под чуть более 5 % годовых), была примерно на уровне 13–14 % годовых.
Такой рост доходностей не связан с негативными оценками иностранными инвесторами кредитоспособности Москвы, а вызван всеобщим явлением, которое получило на Западе название «кредитного сжатия» — разгрузка портфелей банками, продажа целого ряда активов. В мире идет процесс ликвидации кредитного рычага или «усыхание» банковских балансов, что подразумевает ликвидацию целого ряда инвестиционных, хеджевых и паевых инвестиционных фондов, особенно если они строили свои позиции на кредитном плече с использованием залога ценных бумаг. Сейчас их позиции ликвидируются, часто принудительно. Имеет место резкое обесценивание активов во всем мире, стремительное падение фондовых и долговых рынков, фиксирование крупных потерь в пенсионных и паевых инвестиционных фондах, в банковском секторе и т. п.
Мы лавировали в ходе размещения наших облигаций и от аукциона к аукциону размещали все более короткие выпуски. В феврале 2008 г. размещения были начаты с достаточно «длинной» облигации, с погашением в 2017 г., но в дальнейшем при каждом аукционе мы предлагали инструменты все более короткого срока обращения и, конечно, приходилось увеличивать доходность.
К лету стало ясно, что возникла проблема рефинансирования российского банковского и корпоративного сектора, что усугубляло бегство с фондового рынка России крупных иностранных институциональных инвесторов. Все говорило о том, что доходности новых размещений будут все более высокими, встал вопрос и о принципиальной возможности размещения займов. Поэтому в августе 2008 г. было принято решение сократить программу заимствований Москвы, поскольку процесс приватизации РАО ЕЭС привел в 2008 г. к крупным дополнительным поступлениям налога на корпоративную прибыль в московский бюджет. В итоге программа заимствований была уменьшена примерно на 44 млрд руб.
— Какова в настоящее время структура долга Москвы?
— В целом структура нашего долга по итогам года стала еще более рыночной, прозрачной. На 95 % долг Москвы — это рыночный долг: облигационные займы в рублях составляют 70 % нашего долгового портфеля, еврозаймы — 24,2 %, бюджетные кредиты — 3,4 %. Совсем мизерные доли приходятся на гарантии в рублях и иностранной валюте. Валютный риск незначителен, поскольку еврозаймы в долговом портфеле Москвы занимают менее 1/4.
Бюджет Москвы 2008 г. исполнен в соответствии с планом бюджетных доходов, и наш долг, несмотря на его увеличение в номинальном и денежном выражении, в целом составил менее 10 % годовых бюджетных доходов. Это означает очень низкий уровень задолженности и практически полное отсутствие риска для держателей наших облигаций, в том числе и для держателей нашего валютного долга.
— Каков ваш прогноз на 2009 г.? Насколько возможно что-либо прогнозировать в сложившейся ситуации…
— 2009 г. будет достаточно сложным. Я не вижу ни каких-то позитивных проблесков на международном долговом рынке, ни тенденций к появлению дешевых кредитных денег, ни тенденций к снижению доходности по облигациям российских эмитентов, будь то облигации, обращающиеся на внешнем рынке, или облигации в рублях на внутреннем рынке. Вероятно, политика ЦБ РФ будет направлена на повышение процентных ставок: они уже практически вышли на уровень инфляции. Очевидно, сложится ситуация, когда стоимость денег в России устойчиво будет находиться на уровне инфляции либо выше. В первом квартале также будет повышательный тренд по процентным ставкам и доходностям облигаций.
В 2009 г. спрос на облигации в рублях среди банков, обладающих ликвидностью, сконцентрируется на наиболее кредитоспособных эмитентах, выпускающих долговые инструменты с «коротким» сроком обращения. Мы готовы к действиям в такой сложной обстановке. Общее направление нашей активности — предложения рынку «коротких» облигаций с максимальным сроком погашения в 2012 г. Доходность, которая сложится по нашим облигациям, я ожидаю на уровне тех ставок, которые определяет ЦБ РФ.
Убежден, что катастрофы в этом нет, так как деньги в экономике должны иметь реальную стоимость. Только в таком случае экономика приобретает здоровую основу для роста и получает возможность объективно отсортировывать жизнеспособные субъекты экономической деятельности.
Если ситуация с доходами в городе окажется совсем трудной, у нас есть механизм обратного РЕПО по размещению наших облигаций длительного срока обращения на короткий срок. Однако еще раз подчеркну, что это инструмент на случай, если придется работать в очень тяжелой ситуации.
— Каким может быть «плохой сценарий» развития событий в экономике Москвы?
— Плохой сценарий — это резкое падение бюджетных доходов. На этот случай и создается подушка безопасности. Правительство Москвы реалистично в оценке будущих бюджетных доходов: если они и вырастут, то незначительно, примерно на уровень инфляции. Имеется и сценарий борьбы в случае дестабилизации и отсутствия возможности привлечения приемлемых заемных средств — это секвестр инвестиционных расходов, при этом расходы на социальные нужды и на поддержание жизнеспособности города затронуты не будут.
Долговые расходы у нас минимальные, я не вижу здесь возможности повторения ситуации 1998–1999 гг., когда долг Москвы в рублях в результате девальвации вырос в 5–6 раз. С социальной точки зрения не следует ожидать, что Москва вдруг начнет бедствовать, она не бедствовала даже в тяжелом 1998 г. В области инвестиционной программы сохранялись объекты социальной инфраструктуры, жилье. Конечно, меньше финансировались объекты ЖКХ, дорожного строительства, но в целом город жил и работал в обычном режиме.
— Как будет покрыт дефицит бюджета и на чем город будет экономить в условиях сокращения доходов?
— Правительство Москвы внесло поправки в Закон о бюджете города Москвы, связанные с уменьшением прогноза доходов городского бюджета. Это понятно: снижение цены на нефть, которое носит устойчивый и радикальный характер, приведет к тому, что в бюджет меньше будет поступать налога на корпоративную прибыль и российская экономика не будет развиваться такими темпами, как прежде. Уменьшатся зарплаты, будет происходить сокращение рабочих мест, которое уже идет в некоторых секторах экономики. Естественно, это сказалось на консервативности прогноза по сбору НДФЛ в Москве.
В 2009 г. Москомзайму предстоит большая работа. Общий объем программы заимствований составляет 55 млрд руб.: 20 млрд руб. — на рефинансирование долга и 35 млрд руб. — это операции по финансированию дефицита бюджета, то есть рефинансирование капитальных расходов инвестиционных программ.
Я считаю, что очень важным фактором является сохранение большого объема инвестиционной программы в Москве. Хотя она тоже урезана по отношению к 2008 г., тем не менее она будет реально финансируемой. Мы считаем, что как раз инвестиционные программы Москвы (например, развитие объектов городской инфраструктуры), финансируемые за счет государственных средств, будут одним из тех локомотивов, которые позволят московской экономике победить кризис, а поскольку Москва является мощным экономическим локомотивом России, то это позволит пережить кризис и российской экономике.
Конечно, в связи с кризисом Москва вынуждена будет экономить: столица «поджалась» в прогнозе доходов и, конечно, в прогнозе и номенклатуре своих расходов. Это произошло практически целиком за счет будущей программы капитального строительства. Как я уже упоминал, никакого сокращения социальных, пенсионных расходов, расходов на повышение зарплат работникам бюджетной сферы не будет. Да, произошло сокращение инвестиционной программы следующего года. Но, если говорить реально, в последние годы в Москве, регионах и на федеральном уровне развилась «болезнь неосвоения» бюджетных средств — достаточно тяжелая ситуация, когда буквально половина бюджетных расходов реализовывалась в течение четвертого квартала. В последние годы те средства, которые выделялись на инвестиционную программу, осваивались не все. В конце года происходило секвестирование инвестиционной программы, и неиспользованные средства как переходящий остаток использовались в следующем бюджетном году. Теперь, думаю, инвестиционная программа будет реально финансируемой и выполняемой.
— В какие проекты будут направляться заемные средства в 2009 году?
— Здесь ничего не изменится. Это традиционно крупные городские проекты в дорожно-транспортном строительстве (Четвертое транспортное кольцо, рокадные магистрали), инвестиционная программа по развитию московского метрополитена, программы по решению проблем ветхого жилья и очередников. Программы развития социальной инфраструктуры также будут вестись в традиционных направлениях: дальнейшее развитие инфраструктуры московского здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, переоснащения социальных объектов. И, конечно же, в сфере первостепенного внимания — объекты ЖКХ, развитие систем энергоснабжения, водо- и теплоснабжения.
— Ожидаются ли в этом году какие-либо положительные тенденции? С чем вы их связываете?
— Положительная тенденция связана с тем, что во всем мире и в России принимаются серьезные меры по государственной поддержке финансового, банковского сектора. Лидируют здесь США: в общей сложности американское правительство уже взяло на себя обязательства в размере 7,7 трлн долл. Конечно, не значит, что все эти триллионы потрачены, но достигшие адресатов средства уже измеряются сотнями миллиардов долларов.
Предусматриваются очень крупные меры по облегчению налогового бремени. В России тоже принято решение по сокращению налога на прибыль корпораций в размере федеральной доли этого налога (сокращается на 4 %). Увеличены имущественные вычеты при приобретении жилья. Думаю, это не последние меры, которые принимает наше правительство. Очевидно, будет снижаться налог на экспорт нефти.
— Облигации каких эмитентов, по вашему мнению, будут наиболее востребованы российскими и иностранными инвесторами?
— Считаю, что такими будут прежде всего государственные эмитенты, как это ни печально для нашего корпоративного сектора. Среди регионов это наиболее платежеспособные, крупные эмитенты, к каковым относится город Москва. Среди корпораций — наиболее крупные корпорации. Очень трудно будет выжить с точки зрения долговой эмиссии корпорациям второго и третьего эшелона.
— По вашим ожиданиям, какая будет ситуация по облигациям в регионах?
— В целом ситуация в регионах по результатам этого года остается достаточно стабильной. В ряде регионов задолженность по отношению к бюджетным доходам достаточно высокая. Но если бюджетные доходы в этих регионах хотя бы останутся на уровне 2008 г. и если не произойдет наращивание долга, то я не вижу здесь особых проблем.
Кроме того, есть механизмы государственной поддержки, они будут применяться по отношению к банковскому и корпоративному сектору в первую очередь для рефинансирования внешних долгов. Существуют подобные же механизмы поддержки российских регионов. Но это не означает, что их руководители должны расслабиться и ожидать больших вливаний со стороны федерального бюджета. Регионам придется вести очень консервативную, осторожную долговую политику. Скорее всего их деятельность будет концентрироваться на рефинансировании и в случае нестабильной обстановки произойдет небольшое увеличение текущей задолженности.
— Сергей Борисович, как бы вы оценили итоги 2008 г. для заемной деятельности Москвы?
— Несмотря на кризисные явления в 2008 г. наша деятельность на рынке заимствований была успешной: Москомзайм интенсивно размещал займы, провел девять аукционов и осуществлял доразмещение облигаций города на вторичном рынке. В общей сложности облигаций Москвы размещено в объеме 27,7 млрд руб. по номиналу (по привлеченным средствам это составило около 30 млрд руб.). К размещению предлагались ценные бумаги со сроком от 1,2 до 9,4 лет. Сегодня это кажется уже невероятным, но факты говорят сами за себя: средняя срочность размещенных выпусков составила 3,5 года, а средняя доходность 7,2 % годовых. Ожидая трудности во второй половине года, мы успели провести все размещения в первом и втором квартале, когда кризисные процессы еще не набрали силу, а с августа заемная деятельность была остановлена, так как у Москвы отсутствовала необходимость привлечения заемных средств ввиду хорошего исполнения бюджета по доходам.
Кроме размещений в течение всего 2008 г. комитет провел 19 конкурсов по определению ставки размещения временно свободных денежных средств Москвы посредством сделок РЕПО с нашими облигациями. Их общая сумма составила более 73 млрд руб., а доходность находилась в диапазоне от 4,52 до 9,18 % годовых в зависимости от сроков размещения. Получен дополнительный доход для бюджета Москвы — более 240 млрд руб.
— Как вы можете охарактеризовать ту ситуацию с доходностями, которая сложилась на конец года на рынке капитала и как это отразилось на займах Москвы?
— Во второй половине 2008 г. из-за краха мировых кредитных и фондовых рынков в России практически не было рыночных размещений государственных облигаций. Кроме того, пошла череда «технических» и обычных дефолтов корпоративных эмитентов, поэтому объективно говорить о доходностях сложно. Наш рынок тоже оказался подвержен сильным колебаниям на фоне потери ликвидности и падения оборотов, хотя по сравнению с другими регионами России рынок московских облигаций был более устойчивым.
Среди игроков нашего внутреннего рынка главную роль играют банки, а банковский сектор находился в эпицентре кризиса и продолжает оставаться дестабилизированным. Очень многие иностранные банки — держатели московских облигаций ушли с рынка в конце лета: иностранные инвесторы ликвидировали свои позиции и репатриировали средства. Кроме того, в конце года обострилась ситуация и на рынке еврозаймов: очень сильно выросли доходности. Так, по займу Москвы с погашением в 2011 г., который размещался с купоном 6,45 %, доходность в декабре 2008 г. находилась в диапазоне от 17 до 19 %, то есть выросла в три раза. Доходность по нашему еврозайму 2016 г. (10-летний заем размещался под чуть более 5 % годовых), была примерно на уровне 13–14 % годовых.
Такой рост доходностей не связан с негативными оценками иностранными инвесторами кредитоспособности Москвы, а вызван всеобщим явлением, которое получило на Западе название «кредитного сжатия» — разгрузка портфелей банками, продажа целого ряда активов. В мире идет процесс ликвидации кредитного рычага или «усыхание» банковских балансов, что подразумевает ликвидацию целого ряда инвестиционных, хеджевых и паевых инвестиционных фондов, особенно если они строили свои позиции на кредитном плече с использованием залога ценных бумаг. Сейчас их позиции ликвидируются, часто принудительно. Имеет место резкое обесценивание активов во всем мире, стремительное падение фондовых и долговых рынков, фиксирование крупных потерь в пенсионных и паевых инвестиционных фондах, в банковском секторе и т. п.
Мы лавировали в ходе размещения наших облигаций и от аукциона к аукциону размещали все более короткие выпуски. В феврале 2008 г. размещения были начаты с достаточно «длинной» облигации, с погашением в 2017 г., но в дальнейшем при каждом аукционе мы предлагали инструменты все более короткого срока обращения и, конечно, приходилось увеличивать доходность.
К лету стало ясно, что возникла проблема рефинансирования российского банковского и корпоративного сектора, что усугубляло бегство с фондового рынка России крупных иностранных институциональных инвесторов. Все говорило о том, что доходности новых размещений будут все более высокими, встал вопрос и о принципиальной возможности размещения займов. Поэтому в августе 2008 г. было принято решение сократить программу заимствований Москвы, поскольку процесс приватизации РАО ЕЭС привел в 2008 г. к крупным дополнительным поступлениям налога на корпоративную прибыль в московский бюджет. В итоге программа заимствований была уменьшена примерно на 44 млрд руб.
— Какова в настоящее время структура долга Москвы?
— В целом структура нашего долга по итогам года стала еще более рыночной, прозрачной. На 95 % долг Москвы — это рыночный долг: облигационные займы в рублях составляют 70 % нашего долгового портфеля, еврозаймы — 24,2 %, бюджетные кредиты — 3,4 %. Совсем мизерные доли приходятся на гарантии в рублях и иностранной валюте. Валютный риск незначителен, поскольку еврозаймы в долговом портфеле Москвы занимают менее 1/4.
Бюджет Москвы 2008 г. исполнен в соответствии с планом бюджетных доходов, и наш долг, несмотря на его увеличение в номинальном и денежном выражении, в целом составил менее 10 % годовых бюджетных доходов. Это означает очень низкий уровень задолженности и практически полное отсутствие риска для держателей наших облигаций, в том числе и для держателей нашего валютного долга.
— Каков ваш прогноз на 2009 г.? Насколько возможно что-либо прогнозировать в сложившейся ситуации…
— 2009 г. будет достаточно сложным. Я не вижу ни каких-то позитивных проблесков на международном долговом рынке, ни тенденций к появлению дешевых кредитных денег, ни тенденций к снижению доходности по облигациям российских эмитентов, будь то облигации, обращающиеся на внешнем рынке, или облигации в рублях на внутреннем рынке. Вероятно, политика ЦБ РФ будет направлена на повышение процентных ставок: они уже практически вышли на уровень инфляции. Очевидно, сложится ситуация, когда стоимость денег в России устойчиво будет находиться на уровне инфляции либо выше. В первом квартале также будет повышательный тренд по процентным ставкам и доходностям облигаций.
В 2009 г. спрос на облигации в рублях среди банков, обладающих ликвидностью, сконцентрируется на наиболее кредитоспособных эмитентах, выпускающих долговые инструменты с «коротким» сроком обращения. Мы готовы к действиям в такой сложной обстановке. Общее направление нашей активности — предложения рынку «коротких» облигаций с максимальным сроком погашения в 2012 г. Доходность, которая сложится по нашим облигациям, я ожидаю на уровне тех ставок, которые определяет ЦБ РФ.
Убежден, что катастрофы в этом нет, так как деньги в экономике должны иметь реальную стоимость. Только в таком случае экономика приобретает здоровую основу для роста и получает возможность объективно отсортировывать жизнеспособные субъекты экономической деятельности.
Если ситуация с доходами в городе окажется совсем трудной, у нас есть механизм обратного РЕПО по размещению наших облигаций длительного срока обращения на короткий срок. Однако еще раз подчеркну, что это инструмент на случай, если придется работать в очень тяжелой ситуации.
— Каким может быть «плохой сценарий» развития событий в экономике Москвы?
— Плохой сценарий — это резкое падение бюджетных доходов. На этот случай и создается подушка безопасности. Правительство Москвы реалистично в оценке будущих бюджетных доходов: если они и вырастут, то незначительно, примерно на уровень инфляции. Имеется и сценарий борьбы в случае дестабилизации и отсутствия возможности привлечения приемлемых заемных средств — это секвестр инвестиционных расходов, при этом расходы на социальные нужды и на поддержание жизнеспособности города затронуты не будут.
Долговые расходы у нас минимальные, я не вижу здесь возможности повторения ситуации 1998–1999 гг., когда долг Москвы в рублях в результате девальвации вырос в 5–6 раз. С социальной точки зрения не следует ожидать, что Москва вдруг начнет бедствовать, она не бедствовала даже в тяжелом 1998 г. В области инвестиционной программы сохранялись объекты социальной инфраструктуры, жилье. Конечно, меньше финансировались объекты ЖКХ, дорожного строительства, но в целом город жил и работал в обычном режиме.
— Как будет покрыт дефицит бюджета и на чем город будет экономить в условиях сокращения доходов?
— Правительство Москвы внесло поправки в Закон о бюджете города Москвы, связанные с уменьшением прогноза доходов городского бюджета. Это понятно: снижение цены на нефть, которое носит устойчивый и радикальный характер, приведет к тому, что в бюджет меньше будет поступать налога на корпоративную прибыль и российская экономика не будет развиваться такими темпами, как прежде. Уменьшатся зарплаты, будет происходить сокращение рабочих мест, которое уже идет в некоторых секторах экономики. Естественно, это сказалось на консервативности прогноза по сбору НДФЛ в Москве.
В 2009 г. Москомзайму предстоит большая работа. Общий объем программы заимствований составляет 55 млрд руб.: 20 млрд руб. — на рефинансирование долга и 35 млрд руб. — это операции по финансированию дефицита бюджета, то есть рефинансирование капитальных расходов инвестиционных программ.
Я считаю, что очень важным фактором является сохранение большого объема инвестиционной программы в Москве. Хотя она тоже урезана по отношению к 2008 г., тем не менее она будет реально финансируемой. Мы считаем, что как раз инвестиционные программы Москвы (например, развитие объектов городской инфраструктуры), финансируемые за счет государственных средств, будут одним из тех локомотивов, которые позволят московской экономике победить кризис, а поскольку Москва является мощным экономическим локомотивом России, то это позволит пережить кризис и российской экономике.
Конечно, в связи с кризисом Москва вынуждена будет экономить: столица «поджалась» в прогнозе доходов и, конечно, в прогнозе и номенклатуре своих расходов. Это произошло практически целиком за счет будущей программы капитального строительства. Как я уже упоминал, никакого сокращения социальных, пенсионных расходов, расходов на повышение зарплат работникам бюджетной сферы не будет. Да, произошло сокращение инвестиционной программы следующего года. Но, если говорить реально, в последние годы в Москве, регионах и на федеральном уровне развилась «болезнь неосвоения» бюджетных средств — достаточно тяжелая ситуация, когда буквально половина бюджетных расходов реализовывалась в течение четвертого квартала. В последние годы те средства, которые выделялись на инвестиционную программу, осваивались не все. В конце года происходило секвестирование инвестиционной программы, и неиспользованные средства как переходящий остаток использовались в следующем бюджетном году. Теперь, думаю, инвестиционная программа будет реально финансируемой и выполняемой.
— В какие проекты будут направляться заемные средства в 2009 году?
— Здесь ничего не изменится. Это традиционно крупные городские проекты в дорожно-транспортном строительстве (Четвертое транспортное кольцо, рокадные магистрали), инвестиционная программа по развитию московского метрополитена, программы по решению проблем ветхого жилья и очередников. Программы развития социальной инфраструктуры также будут вестись в традиционных направлениях: дальнейшее развитие инфраструктуры московского здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, переоснащения социальных объектов. И, конечно же, в сфере первостепенного внимания — объекты ЖКХ, развитие систем энергоснабжения, водо- и теплоснабжения.
— Ожидаются ли в этом году какие-либо положительные тенденции? С чем вы их связываете?
— Положительная тенденция связана с тем, что во всем мире и в России принимаются серьезные меры по государственной поддержке финансового, банковского сектора. Лидируют здесь США: в общей сложности американское правительство уже взяло на себя обязательства в размере 7,7 трлн долл. Конечно, не значит, что все эти триллионы потрачены, но достигшие адресатов средства уже измеряются сотнями миллиардов долларов.
Предусматриваются очень крупные меры по облегчению налогового бремени. В России тоже принято решение по сокращению налога на прибыль корпораций в размере федеральной доли этого налога (сокращается на 4 %). Увеличены имущественные вычеты при приобретении жилья. Думаю, это не последние меры, которые принимает наше правительство. Очевидно, будет снижаться налог на экспорт нефти.
— Облигации каких эмитентов, по вашему мнению, будут наиболее востребованы российскими и иностранными инвесторами?
— Считаю, что такими будут прежде всего государственные эмитенты, как это ни печально для нашего корпоративного сектора. Среди регионов это наиболее платежеспособные, крупные эмитенты, к каковым относится город Москва. Среди корпораций — наиболее крупные корпорации. Очень трудно будет выжить с точки зрения долговой эмиссии корпорациям второго и третьего эшелона.
— По вашим ожиданиям, какая будет ситуация по облигациям в регионах?
— В целом ситуация в регионах по результатам этого года остается достаточно стабильной. В ряде регионов задолженность по отношению к бюджетным доходам достаточно высокая. Но если бюджетные доходы в этих регионах хотя бы останутся на уровне 2008 г. и если не произойдет наращивание долга, то я не вижу здесь особых проблем.
Кроме того, есть механизмы государственной поддержки, они будут применяться по отношению к банковскому и корпоративному сектору в первую очередь для рефинансирования внешних долгов. Существуют подобные же механизмы поддержки российских регионов. Но это не означает, что их руководители должны расслабиться и ожидать больших вливаний со стороны федерального бюджета. Регионам придется вести очень консервативную, осторожную долговую политику. Скорее всего их деятельность будет концентрироваться на рефинансировании и в случае нестабильной обстановки произойдет небольшое увеличение текущей задолженности.