В последнее время в бюджетной сфере активно решаются такие задачи, как ведение реестра расходных обязательств, управление бюджетными услугами, формирование заданий, мониторинг качества финансового менеджмента. Соответственно возникает вопрос: насколько целесообразно внедрять средства автоматизации на ранних этапах практического применения новаций в бюджетном процессе?
Ришат СЕРАЗИДЕНОВ, генеральный директор НПО «САПФИР»;
Илья КРУПИН, заместитель генерального директора НПО «САПФИР», директор департамента автоматизации Центра прикладной экономики
В течение последних лет в законодательстве, регламентирующем бюджетный процесс, появилось и, видимо, еще будет появляться и корректироваться большое количество новых терминов, элементов самого бюджетного процесса, требований и вытекающих из них задач. Как следствие, у специалистов всех уровней бюджетной системы возникают вопросы по практической реализации принимаемых нововведений. Традиционно при появлении новых задач в бюджетном процессе компании, занимающиеся разработкой систем автоматизации для органов государственной и муниципальной власти, предлагают программные комплексы, отвечающие требованиям текущего времени и реализующие новые функции.
В то же время исходя из опыта взаимодействия с работниками финансовых органов, специалистами — разработчиками программных комплексов в ряде случаев можно подтвердить целесообразность применения средств автоматизации на ранних этапах внедрения новаций в бюджетном процессе. Рассмотрим несколько примеров, когда именно внедрение средств автоматизации позволяет оптимально реализовать новации бюджетного процесса.
Реестр расходных обязательств
Одним из наиболее четких и определенных по структуре методов управления финансами стало ведение реестра расходных обязательств. Многие, кому впервые пришлось столкнуться с формированием реестра, выявили недостатки принятых нормативно-правовых актов. Более того, порой нормативные документы отсутствуют вовсе. Зачастую возникали вопросы по соответствию между тем или иным обязательством и распорядителем бюджетных средств, ответственным за исполнение обязательства, бюджетной классификацией, полномочиями и вопросы по детализации самих расходных обязательств. Оказалось, что именно регионы и муниципалитеты, рискнувшие начать эксплуатацию еще не апробированных, «сырых» средств автоматизации, предложенных компаниями-разработчиками, получили не только дополнительную нагрузку при эксплуатации «сырых» программных комплексов, но и ряд преимуществ, возможно, не совсем очевидных на первом этапе. Например, удалось оперативно решить проблему выявления недостающих нормативно-правовых актов, установки соответствия элементов реестра друг другу. Это произошло потому, что программные комплексы фактически обязывали пользователей заполнять поля и колонки и определять связи между элементами реестра. В результате средства автоматизации дали возможность сформировать упорядоченные реестры расходных обязательств в четко структурированном виде.
1. Это формирование самого текста задания по форме, основанной на уже существующих рекомендациях, заложенных в программные комплексы.
2. Это контроль балансировки объемов предоставляемых услуг между учреждениями.
3. Это помощь в определении взаимосвязей между заданиями, реестром бюджетных услуг, реестром бюджетополучателей и т. д.
4. Это упрощение внесения поправок в задания, отсутствие необходимости ручного контроля взаимосвязанных изменений.
Подводя итог, можно заключить, что правы как сторонники автоматизированных систем, готовые внедрять их практически на начальных этапах развития методологии и считающие, что идеи, закладываемые в программные комплексы, во многом помогают в развитии, совершенствовании, а также упорядочении самой методологии бюджетного процесса, так и противники такого подхода, определяющие изначально четко выверенную и многократно апробированную методологию и лишь затем внедряющие хорошо подобранные и настроенные в соответствии с методологией автоматизированные системы.
Ришат СЕРАЗИДЕНОВ, генеральный директор НПО «САПФИР»;
Илья КРУПИН, заместитель генерального директора НПО «САПФИР», директор департамента автоматизации Центра прикладной экономики
В течение последних лет в законодательстве, регламентирующем бюджетный процесс, появилось и, видимо, еще будет появляться и корректироваться большое количество новых терминов, элементов самого бюджетного процесса, требований и вытекающих из них задач. Как следствие, у специалистов всех уровней бюджетной системы возникают вопросы по практической реализации принимаемых нововведений. Традиционно при появлении новых задач в бюджетном процессе компании, занимающиеся разработкой систем автоматизации для органов государственной и муниципальной власти, предлагают программные комплексы, отвечающие требованиям текущего времени и реализующие новые функции.
На каком этапе внедрять новые программные решения?
Может показаться, что для еще не устоявшихся и имеющих короткий срок апробации элементов бюджетного процесса, таких как формирование реестра бюджетных услуг, ведение реестра расходных обязательств, формирование государственных и муниципальных заданий, мониторинг качества финансового менеджмента и т. д., рано внедрять новые программные решения. Требования и рекомендации к вышеперечисленным элементам бюджетного процесса меняются и, как следствие, внедрив тот или иной программный продукт, придется с большой вероятностью в ближайшее время качественно перенастраивать его или внедрять новый продукт. Также специалисты отмечают в ряде случаев расхождение идей, заложенных в программный продукт, и действующей методологии, которое приводит к столь существенной переработке программного продукта, что затраты (как временные, так и финансовые) оказываются слишком велики.В то же время исходя из опыта взаимодействия с работниками финансовых органов, специалистами — разработчиками программных комплексов в ряде случаев можно подтвердить целесообразность применения средств автоматизации на ранних этапах внедрения новаций в бюджетном процессе. Рассмотрим несколько примеров, когда именно внедрение средств автоматизации позволяет оптимально реализовать новации бюджетного процесса.
Реестр расходных обязательств
Одним из наиболее четких и определенных по структуре методов управления финансами стало ведение реестра расходных обязательств. Многие, кому впервые пришлось столкнуться с формированием реестра, выявили недостатки принятых нормативно-правовых актов. Более того, порой нормативные документы отсутствуют вовсе. Зачастую возникали вопросы по соответствию между тем или иным обязательством и распорядителем бюджетных средств, ответственным за исполнение обязательства, бюджетной классификацией, полномочиями и вопросы по детализации самих расходных обязательств. Оказалось, что именно регионы и муниципалитеты, рискнувшие начать эксплуатацию еще не апробированных, «сырых» средств автоматизации, предложенных компаниями-разработчиками, получили не только дополнительную нагрузку при эксплуатации «сырых» программных комплексов, но и ряд преимуществ, возможно, не совсем очевидных на первом этапе. Например, удалось оперативно решить проблему выявления недостающих нормативно-правовых актов, установки соответствия элементов реестра друг другу. Это произошло потому, что программные комплексы фактически обязывали пользователей заполнять поля и колонки и определять связи между элементами реестра. В результате средства автоматизации дали возможность сформировать упорядоченные реестры расходных обязательств в четко структурированном виде.
Реестр бюджетных услуг
На данный момент наиболее актуальной задачей является формирование, а для многих регионов и муниципалитетов уже уточнение и структуризация реестра бюджетных услуг. Определение перечня и паспортов бюджетных услуг не является задачей программистов, и требовать с них можно лишь примеры из их опыта работы с другими финансовыми органами. В то же время зачастую именно средства автоматизации позволяют упорядочить структуру реестра бюджетных услуг, оптимизировать детализацию услуг. Важной задачей для автоматизации оказалось определение расходов, не вошедших в бюджетные услуги или, наоборот, образованных в связи с введением новых бюджетных услуг.Государственные и муниципальные задания
В 2009 г. в силу вступила часть Бюджетного кодекса, посвященная обязательному формированию государственных и муниципальных заданий на предоставление бюджетных услуг. Можно предположить, в чем автоматизированная система позволит упростить формирование задания.1. Это формирование самого текста задания по форме, основанной на уже существующих рекомендациях, заложенных в программные комплексы.
2. Это контроль балансировки объемов предоставляемых услуг между учреждениями.
3. Это помощь в определении взаимосвязей между заданиями, реестром бюджетных услуг, реестром бюджетополучателей и т. д.
4. Это упрощение внесения поправок в задания, отсутствие необходимости ручного контроля взаимосвязанных изменений.
Мониторинг качества финансового менеджмента
В конце 2007 г. Минфин России законодательно закрепил требования к мониторингу качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). На уровне субъектов и муниципалитетов для практического применения этих элементов бюджетной и административной работы необходима большая предварительная методическая проработка. В соответствии с предложенной готовой методологией программисты могут создать автоматизированную систему для того или иного региона или муниципалитета, но финансистам интересны и уже готовые программные продукты. В таком случае разработчики средств автоматизации могут выступить своего рода консультантами, накапливающими, обобщающими и предоставляющими оптимальную практику по мониторингу финансового менеджмента, включающую в себя перечни показателей, формы сбора отчетности, формы сводной отчетности и анализа, порядок работы с ГРБС.Подводя итог, можно заключить, что правы как сторонники автоматизированных систем, готовые внедрять их практически на начальных этапах развития методологии и считающие, что идеи, закладываемые в программные комплексы, во многом помогают в развитии, совершенствовании, а также упорядочении самой методологии бюджетного процесса, так и противники такого подхода, определяющие изначально четко выверенную и многократно апробированную методологию и лишь затем внедряющие хорошо подобранные и настроенные в соответствии с методологией автоматизированные системы.