Версия для печати 11409 Материалы по теме

«Мы всегда на пути к результату!» — под таким девизом работает Институт реформирования общественных финансов (ИРОФ). О том, чем занимается институт, какие проблемы решает, журналу «Бюджет» рассказал директор ИРОФ, д. э. н. Владимир КЛИМАНОВ.

— Владимир Викторович, возглавляемый вами институт был основан не так давно — в 2002 году. Почему именно в это время возникла необходимость в его создании?
— Идея создания института возникла в тот период, когда в России решались проблемы запуска масштабной бюджетной реформы, включающей в себя реформирование межбюджетных отношений и бюджетного процесса и реструктуризацию бюджетного сектора. Федеральный центр стимулировал запуск таких реформ на региональном уровне и специально для этого сформировал в составе федерального бюджета фонд, из которого субъектам Российской Федерации выделялись субсидии на реформирование региональных финансов. Возникшая потребность федеральных органов власти в научно-методическом обеспечении этого процесса, с одной стороны, и потребность региональных органов в консультационных услугах по реализации столь масштабных преобразований, с другой стороны, и обусловили необходимость создания подобного исследовательского центра.

— Но сегодня Институт реформирования общественных финансов — это не только исследовательский центр, занимающийся вопросами бюджетной политики и регионального развития, но и консультационная компания, и издательский центр, и координатор-организатор различных мероприятий: конференций, семинаров, круглых столов. Одним словом, деятельность ваша многогранна. Поговорим о каждом направлении в отдельности и начнем с вашей исследовательской работы. Какие темы являются ключевыми для института?
— Работа нашего института как исследовательского центра ведется по нескольким направлениям: бюджетные новации и административная реформа, государственное управление и региональное развитие, межбюджетные отношения, реформирование общественных финансов.
Как известно, сегодня большое внимание уделяется распространению новаций в системе управления, которые внедряются в самые разные сферы и затрагивают все уровни власти: федеральную, региональную, местную. Наш институт принимает в этом активное участие. К числу последних бюджетных новаций, апробированных нашими экспертами на разных уровнях власти, относятся: среднесрочное финансовое планирование, внедрение программно-целевых принципов управления, разработка стандартов качества оказания государственных (муниципальных) услуг и административных регламентов, оценка инвестиционных проектов на предмет их социальной и бюджетной эффективности, а также оптимизация расходов бюджетов за счет внедрения технологии оказания государственных и муниципальных услуг негосударственными организациями.
При этом основное направление деятельности института традиционно связано с консультационной деятельностью в рамках реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов, а также с государственным управлением, региональным и муниципальным развитием.
Наш институт в составе других научных организаций принимал участие в подготовке Программы социально-экономического развития объединенного Красноярского края на средне- и долгосрочную перспективу. Это была очень интересная и большая работа. В рамках данного проекта были разработаны рекомендации по оптимизации бюджетной и налоговой политики, межбюджетных отношений объединенного Красноярского края, по повышению качества бюджетных услуг и эффективности использования бюджетных средств. Была проведена оценка существующей бюджетной политики и межбюджетных отношений в крае и предложены варианты новой политики с учетом как местных особенностей, так и политики федерального центра в области бюджетной реформы и реформы местного самоуправления.
Несколько проектов было реализовано для Минрегиона России. Среди них исследование взаимосвязи типов регионов и процессов их социально-экономического развития. В ходе этой работы мы изучали возможность построения типологии субъектов Российской Федерации на основе показателей социально-экономического развития, характеризующих динамику мировых глобальных процессов. Также для Минрегиона России мы разработали механизмы государственно-частного партнерства при подготовке и реализации программ социально-экономического развития регионов, включая их нормативно-правовое, организационное и финансовое обеспечение.
Не менее важными и интересными были проекты, которые мы делали по заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы. Мы разработали реестр государственных услуг и порядок его ведения, а также порядок формирования паспортов государственных услуг. Реестр государственных услуг включил в себя показатели, характеризующие каждую услугу исходя из правовых норм, категорий пользователей и объемов в стоимостном и натуральном выражениях. Надо сказать, что наши разработки позволят создать современную систему финансового обеспечения государственных услуг столицы.
Еще одной работой, выполненной для Москвы, стало создание Методики расчета потребности субъекта Российской Федерации в трудовых ресурсах, в том числе в привлечении иностранной рабочей силы. При реализации этого проекта мы провели анализ текущего состояния занятости и рынка труда, изучили существующие модели прогнозирования динамики и структуры занятости населения мегаполисов по видам экономической деятельности. Кроме того, мы разработали модель для расчета и прогнозирования структуры занятости населения по видам экономической деятельности и профессионально-квалификационным группам. Написанные сценарии развития ситуации позволили сформировать прогнозные балансы трудовых ресурсов, определяющие перспективное соотношение спроса и предложения на рынке труда.

— Проблемы межбюджетного регулирования на региональном уровне являются объектом повышенного внимания. Какими именно вопросами в области межбюджетных отношений занимается ИРОФ?
— Вопросов, касающихся регионального межбюджетного регулирования, вошедших в поле зрения ИРОФ, много. Мы занимались анализом механизмов и направлений финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации. Проводили научные исследования по анализу взаимосвязи межбюджетных отношений и экономического развития территорий.
Кроме того, институт принимал участие в разработке законопроектов, регулирующих межбюджетные отношения субъектов Российской Федерации с муниципальными образованиями в республиках Бурятия, Мордовия, Татарстан и Удмуртской Республике, Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Кировской и Сахалинской областях. В рамках подготовки проектов нормативно-правовых актов мы проинвентаризировали расходные полномочия муниципальных образований разного типа и оценили их доходные возможности, а также степень их дифференциации по территории региона. Нами были рассчитаны индексы налогового потенциала муниципальных образований и разработаны процедуры установления нормативов отчислений от региональных налогов. С учетом индивидуальных особенностей отдельных регионов были разработаны различные варианты методик (порядков) предоставления из региональных бюджетов дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов муниципальным образованиям.

— Одно из основных направлений в вашей исследовательской деятельности — реформирование региональных и муниципальных финансов и нормативно-правовое сопровождение программ реформирования общественных финансов. С какими регионами вы работали в этом направлении?
— Могу сказать, что за несколько лет институт принял участие в подготовке программ реформирования региональных и муниципальных финансов для многих регионов России, таких как Республика Коми, Удмуртская Республика, Амурская, Белгородская, Вологодская, Кировская и другие области, а также для городов Братск, Калуга, Орск, Хабаровск. Причем все наши разработки получили высокую оценку Минфина России.
Значимые мероприятия мы провели и в области внедрения бюджетного процесса, ориентированного на результат. Подготовили доклады о результатах и основных направлениях деятельности ведомств, рассчитывали среднесрочные финансовые планы, участвовали в создании системы учета потребности в государственных (муниципальных) услугах, разрабатывали стандарты качества предоставления государственных (муниципальных) услуг.

— А как идет сотрудничество с федеральными органами власти?

— Наш институт активно сотрудничает и с федеральными органами государственной власти, выполняя научно-исследовательские работы в различных областях. Например, ИРОФ совместно с Институтом Восток-Запад и Институтом финансово-экономического мониторинга провели масштабную работу для Минфина России по подготовке и публикации двухтомного руководства по управлению региональными и муниципальными финансами. Неоднократно выполнялись работы по заказам контрольно-счетных органов.
Несколько проектов было осуществлено для Минэкономразвития России. Среди них исследования по анализу механизмов финансовой помощи муниципальным образованиям, оценке эффективности бюджетных инвестиций, процедурам стимулирования регионов для достижения лучших показателей деятельности. Кроме того, в ходе данных исследований выявлены общие принципы построения и недостатки региональных программ, а также проведена оценка их результативности.
Для Минкультуры России институт подготовил методические рекомендации по финансовому обеспечению учреждений культуры. Также была разработана методика по определению нормативной потребности субъектов РФ в объектах культуры, которая легла в основу положений, отраженных в соответствующем распоряжении правительства.
По заказу Национального фонда подготовки кадров России мы проанализировали региональный опыт перехода на принципы подушевого финансирования в общем среднем образовании. В ходе исследования в интересах Минобрнауки России были собраны данные по семидесяти регионам.

— Kонсультационную деятельность вы выделили как отдельное направление в работе института. Расскажите, по каким вопросам вы оказываете консультации?
— Действительно, консультационная работа — это отдельное и важное направление в деятельности института, и ведется она по различным вопросам экономики. Как я уже сказал, мы оказывали консультационную поддержку органам государственной власти и местного самоуправления в части разработки и внедрения программного метода бюджетного планирования.
Институт реформирования общественных финансов имеет большой опыт участия в конкурсах по закупкам продукции (товаров, работ и услуг) для государственных и муниципальных нужд. Как следствие, наши эксперты консультируют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по вопросам размещения государственных и муниципальных заказов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Мы консультировали ряд бюджетных учреждений прежде всего в сфере культуры, в том числе на этапе перевода их в статус автономных, а также сотрудничали по отдельным вопросам с такими компаниями, как РАО «ЕЭС России», Московское представительство «Майкрософт», Ассоциация менеджеров культуры и т. д. Институт взаимодействовал с международными и российскими фондами: с Фондом глобальных возможностей (GOF), Министерством международного развития Великобритании (DFID), Московским общественным научным фондом (МОНФ), Агентством США по международному развитию (USAID), некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП).

— Вы отмечали, что деятельность института весьма разнообразна. Какими еще видами деятельности занимается ИРОФ?
— Помимо исследовательской и консультационной деятельности мы оказываем и другие востребованные услуги. ИРОФ имеет лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, издает серию «Общественные финансы», где публикуются статьи по наиболее актуальным и острым вопросам реформирования бюджетной сферы. Активно ведется деятельность по проведению конференций, семинаров и круглых столов.
Большую популярность приобрели ставшие традиционными Августовские чтения по общественным финансам в России. Они проходят ежегодно и приурочены ко дню создания института. Чтения — особый формат интеллектуального обсуждения актуальных вопросов развития государственных и муниципальных финансов. Каждый год определяется тема, которая служит основой такого обсуждения. Например, в 2008 году предметом обсуждения стали финансы социально-культурной сферы.

— Владимир Викторович, как правило, начало нового года ознаменовано новыми проектами. Поделитесь планами на будущее?
— Я верю, что в условиях построения инновационной экономики, быстро меняющегося законодательства, нестабильного социально-экономического развития страны потребность в научно обоснованных разработках в финансово-экономической сфере не иссякнет. И поэтому я с оптимизмом смотрю на перспективу развития института.

Поделиться