Версия для печати 11153 Материалы по теме
Юрий Лермонтов
Налоговые органы настаивают на том, что средства, поступающие от членов ТСЖ на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в многоквартирных домах, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Суды эту позицию не поддерживают, а Налоговый кодекс РФ четких разъяснений по данному вопросу не содержит.
Юрий ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Из истории реформы

Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России стартовала с принятием 20 июня 1993 г. Советом Министров — Правительством Российской Федерации Постановления № 595 «О Государственной целевой программе ˝Жилище˝». Однако принятие данной программы не принесло желаемого результата. 27 мая 1997 г. Президентом РФ был издан Указ № 528 «О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», ставший следующим шагом в проведении реформы. Очередным витком ее реализации стало принятие 17 сентября 2001 г. Правительством РФ Постановления № 675 «О Федеральной целевой программе ˝Жилище˝ на 2002–2010 годы».
Вступление в действие 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса означало отмену применявшегося ранее ЖК РСФСР, а также полное или частичное прекращение действия некоторых основных актов жилищного законодательства (законов РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики»). Тем не менее с вступлением в силу ЖК РФ реформа жилищно-коммунального хозяйства не закончилась, поскольку требовалось принятие иных норм по вопросам, не урегулированным кодексом. Очередным важным этапом стало принятие Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Реализация жилищно-коммуналь­ной реформы в настоящее время не окончена. Среди прочего требуется внесение ряда изменений в налоговое законодательство, в том числе и в главу 21 НК РФ. В частности, необходимо законодательное решение вопроса о том, подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в многоквартирных домах.

Что говорит Жилищный кодекс?

Согласно ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, а следовательно, плательщиком налога на добавленную стоимость в силу ст. 11 и ст. 143 НК РФ.
Статьей 135 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья — некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Для указанных целей ст. 137 ЖК РФ предусмотрела право товарищества собственников жилья заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в общей собственности.
Вместе с тем ст. 153 и 154 ЖК РФ на членов ТСЖ возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество вправе в силу п. 3, 4 ст. 137 ЖК РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 ЖК РФ расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме — это обязательные расходы. Члены ТСЖ вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг согласно п. 5 ст. 155 ЖК РФ. Согласно ст. 151 ЖК РФ обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества являются одним из источников формирования имущества ТСЖ.

Позиция Минфина

Согласно письму Минфина России от 26 февраля 2007 г. № 03-07-15/24 средства, взимаемые товариществом собственников жилья со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные товариществом по вышеуказанным работам (услугам), выполненным (оказанным) непосредственно производителями (поставщиками), принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.
Если в соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на товарищество возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и товарищество от своего имени по поручению членов товарищества или от имени и за счет членов товарищества заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим по поручению членов товарищества коммунальные услуги, услуги по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома), то, по мнению Минфина России, обложение налогом на добавленную стоимость средств, поступающих на счета товарищества, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 1 ст.156 НК РФ для организаций, осуществляющих посредническую деятельность.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-03-04/4/45, согласно которому при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами товарищества собственников жилья за счет целевых взносов его членов, следует исчислять налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Кроме того, превышение сумм денежных средств, полученных от членов ТСЖ, над суммами, уплаченными товариществом поставщикам, также подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как денежные средства, полученные в счет увеличения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно письму Минфина России от 1 ноября 2004 г. № 03-04-09/19 вступительные и членские взносы, полученные вышеназванными некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость только в том случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Разъяснения налоговиков

В письме ФНС России от 17 июня 2005 г. № 03-1-04/1047/11 разъяснено, что оказание с 1 января 2004 г. услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых товариществами собственников жилья за счет целевых взносов своих членов, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом налоговики ссылаются на ст. 27 Федерального закона № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Письмом УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2007 г. № 19-11/12142 разъяснено, что при определении налоговой базы не учитываются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные указанными получателями по назначению. При этом к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:
осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям на основании коллективных договоров (соглашений) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Таким образом, по мнению налоговых органов, денежные средства, полученные некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений от юридических лиц, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. При этом учет получения и расходования целевых поступлений согласно утвержденной смете должен осуществляться отдельно от деятельности, подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость.

Судебная практика

В то же время арбитражные суды считают, что осуществление товариществом собственников жилья уставной деятельности по управлению комплексом общего недвижимого имущества в многоквартирном доме и обеспечению его эксплуатации не может рассматриваться в качестве оказания услуг собственникам квартир. Поэтому у товарищества отсутствует обязанность исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость с членских взносов, которые перечисляют ему собственники квартир на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, из позиции Минфина России следует, что средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в многоквартирных домах, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. При этом наличие сформировавшейся судебной практики позволяет сделать вывод, что налогоплательщик может в судебном порядке доказать правомерность противоположного подхода, что затрудняет администрирование налога на добавленную стоимость налоговыми органами.
Представляется, что рассмотренная проблема должна быть решена внесением в НК РФ разъяснений по данному вопросу.
Поделиться