Версия для печати 18726 Материалы по теме
Олег Дроздов
Об опыте работы Федерального казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах рассказывает Олег ДРОЗДОВ, заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом, к.э.н.

Совершенствование и развитие процессов и процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета — это одно из направлений деятельности Федерального казначейства. И здесь в последние годы происходят заметные изменения, связанные с разработкой и внедрением в существующую практику работы элементов управления ликвидностью единого счета федерального бюджета.
В процессе исполнения федерального бюджета в течение последних нескольких лет состояние единого счета федерального бюджета характеризовалось превышением объема остатка денежных средств над объемом денежных обязательств, предъявленных для оплаты. Наличие временно свободных остатков средств, образовавшихся вследствие разницы в сроках и объемах поступлений и осуществления выплат, позволяет получать дополнительные доходы в федеральный бюджет за счет их размещения на финансовом рынке в виде банковских депозитов.
Поэтому в Бюджетный кодекс РФ (ст. 236) внесены изменения, позволившие в 2008 г. начать размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах.
Правительство РФ постановлением от 29 марта 2008 г. № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты» (далее — Постановление №227) утвердило правила размещения средств федерального бюджета. Также во исполнение указанного постановления Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и Центральным банком России разработан и нормативно закреплен детализированный механизм размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах. В целом вышеуказанная нормативная база определила, что:
1) средства федерального бюджета могут размещаться на банковских депозитах в кредитных организациях, соответствующих установленным требованиям;
2) кредитные организации, соответствующие требованиям, заинтересованные в размещении средств федерального бюджета, заключают с Федеральным казначейством генеральные соглашения о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах;
3) размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях, заключивших генеральные соглашения, осуществляется путем проведения отбора заявок кредитных организаций и заключения договоров банковского депозита.

Требования к банкам

Кредитные организации, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковских депозитах, в соответствии с Постановлением №227 должны соответствовать следующим требованиям:
1) кредитная организация должна иметь генеральную лицензию Центрального банка России на осуществление банковских операций;
2) кредитная организация должна располагать собственными средствами  (капиталом) в размере не менее 5 млрд руб. по имеющейся в Центральном банке России отчетности на день проверки соответствия кредитной организации требованиям;
3) кредитная организация должна иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ВВ–» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «ВаЗ» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service);
4) у кредитной организации не должно быть просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в ней за счет средств федерального бюджета;
5) кредитная организация должна быть участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Установление вышеуказанных требований является очевидной и необходимой частью механизма размещения средств в кредитных организациях, поскольку необходимо обеспечить безусловные гарантии полного и своевременного их возврата. Средства размещаются на депозитах без какого либо обеспечения (залога) со стороны кредитных организаций, следовательно, они должны размещаться в кредитных организациях, имеющих самую высокую степень надежности. Наиболее значимыми с точки зрения оценки надежности кредитной организации, допускаемой к размещению средств федерального бюджета, являются большой объем собственных средств (капитала) и высокий рейтинг долгосрочной кредитоспособности.
Необходимо отметить, что требование наличия рейтинга долгосрочной кредитоспособности соответствует лучшей мировой практике. В США и Европе роль рейтингов очень высока: они выражают компетентное, обоснованное и независимое мнение относительно способности и готовности кредитной организации своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Участие в рейтингах повышает прозрачность функционирования кредитной организации.

Надежность банков

Обоснованность высоких требований подтверждается результатами анализа ситуации, сложившейся в банковской сфере в сентябре-декабре 2008 г., который наглядно показал недостаточную надежность многих кредитных организаций. В связи с чем Правительством РФ и Центральным банком России осуществляется ряд мер, направленных на усиление контроля за работой кредитных организаций, в особенности имеющих доступ к государственным финансовым ресурсам. Одновременно многие кредитные организации самостоятельно приняли и реализуют решения, направленные на повышение собственной финансовой устойчивости, в том числе за счет увеличения уставного капитала и участия в рейтингах.
В 2008 г. в Федеральное казначейство обратились 54 кредитные организации с намерением заключить генеральное соглашение о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах. Федеральное казначейство совместно с Центральным банком России провело проверку соответствия обратившихся кредитных организаций всем требованиям, определенным Постановлением № 227. По итогам проверки с 32 кредитными организациями, соответствующими требованиям, Федеральное казначейство заключило генеральные соглашения. Остальным в заключении генерального соглашения было отказано.

Почему могут отказать

Отказ в заключении генерального соглашения является следствием выявления в ходе проверки несоответствия кредитной организации какому-либо из установленных требований. Среди основных причин отказа кредитным организациям в заключении генерального соглашения можно выделить отсутствие генеральной лицензии Центрального банка России на осуществление банковских операций, недостаточность размера собственных средств (капитала) и несоответствие рейтинга долгосрочной кредитоспособности установленным требованиям.
В случае отказа кредитной организации в заключении генерального соглашения, повторное обращение может быть рассмотрено не ранее одного месяца с момента отказа и только после устранения кредитной организацией несоответствия требованиям, послужившего причиной отказа.
Следует уточнить, что факт заключения кредитной организацией с Федеральным казначейством генерального соглашения о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах не является условием обязательного размещения средств. В обобщенном смысле предметом генерального соглашения являются отношения сторон в процессе непосредственного размещения средств. Объем размещения, срок размещения и процентная ставка размещения не являются условиями генерального соглашения и устанавливаются договором банковского депозита. Этот договор заключается по итогам проведения отбора заявок кредитных организаций, содержащих размер денежных средств и процентную ставку.
Перед проведением отбора заявок кредитные организации, заключившие генеральные соглашения, повторно проверяются на соответствие установленным требованиям. В случае выявления несоответствия кредитной организации, заключившей генеральное соглашение, указанным требованиям кредитная организация не допускается к участию в отборе заявок. Например, в случае снижения рейтинга кредитной организации, заключившей генеральное соглашение, ниже установленного требованиями кредитная организация не допускается к участию в отборе заявок. При этом генеральное соглашение с кредитной организацией, действующее в течение календарного года, не расторгается до истечения срока действия. В такой ситуации кредитная организация имеет возможность после устранения несоответствия требованиям возобновить участие в отборе заявок. Также кредитная организация, заключившая генеральное соглашение, не допускается к участию в отборе заявок в случае неисполнения отдельных обязательств, установленных генеральным соглашением, например связанных со своевременным возвратом ранее размещенных средств и уплатой начисленных процентов.

Объем размещаемых средств

Для проведения отборов заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита Министерством финансов РФ совместно с Центральным банком России и Федеральным казначейством определяется максимальный размер средств федерального бюджета, размещаемый на банковских депозитах, срок размещения и минимальная процентная ставка размещения этих средств. Максимальный размер средств федерального бюджета, предлагаемый к размещению на банковских депозитах, для первого размещения составлял 300 млрд руб. В течение 2008 г. максимальный размер средств федерального бюджета, предлагаемый к размещению на банковских депозитах, изменялся в границах от 10 до 600 млрд руб., периодически снижаясь и возрастая.
Фактический размер средств федерального бюджета, размещенный на банковских депозитах, при первом размещении составил 23,6 млрд руб. В течение 2008 г. фактический размер средств федерального бюджета, размещенный на банковских депозитах, изменялся в границах от 0 до 330 млрд. руб.
Здесь необходимо отметить, что средства федерального бюджета размещаются на банковских депозитах в пределах лимитов размещения средств, рассчитанных для каждой кредитной организации. Расчет лимитов производится умножением рейтингового коэффициента кредитной организации на размер собственных средств (капитала) кредитной организации. Чем выше рейтинг кредитной организации и размер собственных средств (капитала), тем больше средств федерального бюджета она имеет возможность привлечь на депозиты.

Заинтересованность кредитных организаций

Большинство кредитных организаций из 32, прошедших проверку на соответствие требованиям, регулярно в 2008 г. принимали участие в отборе заявок и привлекали средства в полном объеме установленных лимитов. Часть кредитных организаций не участвовала в отборе заявок. Вследствие этого фактический размер средств федерального бюджета, размещенный на банковских депозитах, для многих отборов заявок был меньше максимального размера средств федерального бюджета, предлагаемого к размещению. На трех отборах заявок фактический размер средств, заявленный кредитными организациями, превысил установленный максимальный размер.
Минимальная процентная ставка, предлагаемая к размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах в 2008 г., возрастала с 7,25 % до 9,5 % годовых. Рост минимальной процентной ставки непосредственно связан с повышением Центральным банком России ставки рефинансирования.
В ходе проведения отбора заявок кредитная организация направляет заявки с указанием размера денежных средств и процентной ставки, которые кредитная организация предлагает в качестве существенных условий договора банковского депозита. Часть заявок кредитных организаций, как правило, подавалась с процентными ставками, превышающими минимальную процентную ставку, предлагаемую к размещению. Срок размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в 2008 г. изменялся в диапазоне от 5 до 92 дней.
Количество кредитных организаций, одновременно принявших участие в отборах заявок и заключивших договоры банковского депозита, изменялось от двух до 22, периодически снижаясь и возрастая. Три отбора заявок кредитных организаций на заключение договоров банковского депозита не состоялись по причине отсутствия спроса со стороны кредитных организаций.

Кризис подстегнул интерес

По результатам отборов заявок Федеральным казначейством заключено 638 договоров банковского депозита и проведено аналогичное количество операций по перечислению средств федерального бюджета кредитным организациям для размещения на банковских депозитах. На основании договоров банковского депозита Федеральным казначейством в 2008 г. размещены средства федерального бюджета в размере более 1 700 млрд руб. (суммарно).
Наибольший интерес к привлечению средств федерального бюджета на банковские депозиты кредитные организации проявили в сентябре-октябре 2008 г. В условиях, когда неблагоприятная ситуация на финансовом рынке привела к многократному увеличению спроса на денежные средства, механизм размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах стал одним из ключевых для поддержания ликвидности банковской системы. В октябре 2008 г. размер одномоментно размещенных средств федерального бюджета на банковских депозитах превысил 800 млрд руб.
В течение 2008 г. кредитные организации своевременно и в полном объеме осуществляли возврат средств и уплату процентов за их использование. Общая сумма доходов от размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах в 2008 г. составила более 16 млрд руб.

Резюме

Обобщая опыт работы Федерального казначейства по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах, можно сделать следующие выводы:
1) создание механизма размещения явилось своевременным и существенным шагом в достижении цели управления ликвидностью единого счета федерального бюджета;
2) разработанный и нормативно закрепленный детализированный механизм размещения обеспечивает прозрачность принятия и исполнения решений;
3) успешные результаты размещения свидетельствуют о высоком качестве разработанного механизма размещения и работы сотрудников Министерства финансов РФ, Центрального банка России и Федерального казначейства.
Поделиться