C 1 января 2009 г. вступил в силу новый Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н. Этот документ пришел на смену просуществовавшей с 2002 г. Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2002 г. № 142н.
Оксана ЕГОРОВА, главный специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Для Федерального казначейства и его территориальных органов нормативные новшества стали уже привычным явлением, а вот остальные участники бюджетного процесса всегда с замиранием сердца ожидают нововведений, касающихся порядка обслуживания своих счетов органами Федерального казначейства. Тем не менее и у тех и у других процессы реформирования всегда вызывают множество вопросов.
Какие изменения принесет нам новый Порядок открытия и ведения лицевых счетов (далее — Порядок)? Этот вопрос волнует всех, кто непосредственно связан и с деятельностью органов Федерального казначейства, и с работой самих бюджетных учреждений. Правда, сразу скажем, что вопросам детального анализа всех предусмотренных в Порядке положений следовало бы посвятить не одну статью, чтобы путем «опытной эксплуатации» выявить положительные и отрицательные стороны нового документа. Однако сейчас хотелось бы остановиться на преимуществах Порядка именно как нормативного документа в части, касающейся непосредственно открытия лицевых счетов.
Здесь нужно сразу же отметить огромные преимущества нового «свода правил по счетам» перед множеством существующих на сегодняшний день нормативных документов, содержащих отдельные положения по вопросам открытия и ведения лицевых счетов. Суть первого из них заключается в том, что с 1 января 2009 г. все основополагающие правила открытия и ведения лицевых счетов всех участников бюджетного процесса аккумулированы в одном нормативно-правовом акте — Порядке. Так, в новый Порядок перекочевали: правила открытия органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренные приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н; положения приказа Министерства финансов РФ от 30 декабря 2005 г. № 19н «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»; положения приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности»; положения приказа Федерального казначейства от 7 сентября 2005 г. № 17н «Об утверждении порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации», а также правила ряда других нормативных документов. Теперь они выделены отдельными разделами в новом Порядке и уже не будут нуждаться в индивидуальном правовом регулировании в виде отдельных нормативно-правовых актов.
Данная систематизация правовых норм в сфере казначейского исполнения бюджетов должна значительно облегчить изучение и понимание предусмотренных правил в их взаимосвязи с другими основополагающими принципами бюджетной системы РФ, а также позволит свести к минимума возможность возникновения правовых коллизий при открытии и ведении лицевых счетов по учету бюджетных средств. Немаловажную роль в этом должно сыграть положение, позволяющее оперативно реагировать на все изменения бюджетного законодательства в части, касающейся порядка открытия и ведения лицевых счетов. Связано это с тем, что на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложена обязанность по информированию клиентов обо всех нормативных документах, устанавливающих правила открытия, переоформления, закрытия и обслуживания счетов, а также по вопросам, возникающим в процессе взаимодействия Казначейства со своими клиентами.
1) лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
2) лицевой счет бюджета;
3) лицевой счет получателя бюджетных средств;
4) лицевой счет администратора доходов бюджета;
5) лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения;
6) лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
7) лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
8) лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
9) лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
10) лицевой счет иного получателя бюджетных средств;
11) лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Из приведенного выше списка очевидно, что виды лицевых счетов, которые с нового года будут открываться участникам бюджетного процесса, зависят от их полномочий.
Еще одной яркой отличительной особенностью стало отсутствие в Порядке правила о том, что каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида. Наоборот, исходя из положений пунктов 2.4–2.5 Порядка можно предположить, что одному и тому же участнику бюджетного процесса может быть открыто несколько лицевых счетов. Например, несколько счетов — администратору доходов бюджета или несколько лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (п. 2.4: администратору доходов бюджета открываются отдельные счета для учета операций по администрированию доходов соответствующего бюджета; п. 2.5: получателю бюджетных средств могут быть открыты лицевые счета для учета операций по каждому переданному полномочию).
Вместе с тем о том, каким именно образом на практике будет реализовано данное положение, остается пока только догадываться, поскольку при буквальном прочтении данных статей можно предположить уже в начале 2009 г. увеличение количества лицевых счетов, открываемых территориальными органами Федерального казначейства, в десятки и даже сотни раз, что навряд ли подразумевали разработчики Приказа № 7н.
В тоже время данное предположение нельзя отнести к другим видам лицевых счетов. Например, в новом Порядке ничего не говорится о возможности открытия нескольких лицевых счетов получателю бюджетных средств. Следовательно, счет будет один, но на нем отдельно будут отражаться операции по различным видам поступающих средств, например по средствам, полученным из соответствующего бюджета, по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, и, допустим, по средствам на осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Новым и очень существенным положительным моментом в Порядке является и то обстоятельство, что теперь нормативно закреплено, какие реквизиты документов, представляемых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, проверяют сотрудники органов Федерального казначейства (начиная от формы документа и заканчивая форматом указания даты документа). Причем из содержания самого Порядка следует, что перечни таких реквизитов являются закрытыми и не подлежат расширительному толкованию. Данное обстоятельство позволит, во-первых, достичь единообразия в толковании норм Порядка самими органами Федерального казначейства при осуществлении функций по казначейскому обслуживанию участников бюджетного процесса, а во-вторых, в случае возврата пакета документов, не соответствующих установленным требованиям, подготовить мотивированный отказ со ссылкой на конкретную норму права. Также, несомненно, регламентированным новшеством стало и правило о недопущении присутствия исправлений в представляемых в органы Федерального казначейства документах.
Остается только надеяться, что благодаря совместным слаженным действиям Федерального казначейства и его территориальных органов в начале 2009 г. все участники бюджетного процесса смогут в кратчайшие сроки, руководствуясь Порядком, оформить новые счета в органах Федерального казначейства и все финансовые ресурсы, размещенные на этих счетах, направить на эффективное выполнение своих государственных полномочий.
Оксана ЕГОРОВА, главный специалист-эксперт юридического отдела Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Для Федерального казначейства и его территориальных органов нормативные новшества стали уже привычным явлением, а вот остальные участники бюджетного процесса всегда с замиранием сердца ожидают нововведений, касающихся порядка обслуживания своих счетов органами Федерального казначейства. Тем не менее и у тех и у других процессы реформирования всегда вызывают множество вопросов.
Какие изменения принесет нам новый Порядок открытия и ведения лицевых счетов (далее — Порядок)? Этот вопрос волнует всех, кто непосредственно связан и с деятельностью органов Федерального казначейства, и с работой самих бюджетных учреждений. Правда, сразу скажем, что вопросам детального анализа всех предусмотренных в Порядке положений следовало бы посвятить не одну статью, чтобы путем «опытной эксплуатации» выявить положительные и отрицательные стороны нового документа. Однако сейчас хотелось бы остановиться на преимуществах Порядка именно как нормативного документа в части, касающейся непосредственно открытия лицевых счетов.
Все в одном документе
Итак, данный Порядок был разработан Казначейством России в соответствии со ст. 166.1, 220.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым лицевые счета открываются и ведутся органами Федерального казначейства в порядке, установленном самим Федеральным казначейством. Наряду с новым Порядком с 1 января 2009 г. вступит в силу абзац 9 п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающий в числе бюджетных полномочий Федерального казначейства открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с новым утвержденным Порядком.Здесь нужно сразу же отметить огромные преимущества нового «свода правил по счетам» перед множеством существующих на сегодняшний день нормативных документов, содержащих отдельные положения по вопросам открытия и ведения лицевых счетов. Суть первого из них заключается в том, что с 1 января 2009 г. все основополагающие правила открытия и ведения лицевых счетов всех участников бюджетного процесса аккумулированы в одном нормативно-правовом акте — Порядке. Так, в новый Порядок перекочевали: правила открытия органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренные приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н; положения приказа Министерства финансов РФ от 30 декабря 2005 г. № 19н «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»; положения приказа Министерства финансов РФ от 21 июня 2001 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности»; положения приказа Федерального казначейства от 7 сентября 2005 г. № 17н «Об утверждении порядка открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации», а также правила ряда других нормативных документов. Теперь они выделены отдельными разделами в новом Порядке и уже не будут нуждаться в индивидуальном правовом регулировании в виде отдельных нормативно-правовых актов.
Данная систематизация правовых норм в сфере казначейского исполнения бюджетов должна значительно облегчить изучение и понимание предусмотренных правил в их взаимосвязи с другими основополагающими принципами бюджетной системы РФ, а также позволит свести к минимума возможность возникновения правовых коллизий при открытии и ведении лицевых счетов по учету бюджетных средств. Немаловажную роль в этом должно сыграть положение, позволяющее оперативно реагировать на все изменения бюджетного законодательства в части, касающейся порядка открытия и ведения лицевых счетов. Связано это с тем, что на Федеральное казначейство и его территориальные органы возложена обязанность по информированию клиентов обо всех нормативных документах, устанавливающих правила открытия, переоформления, закрытия и обслуживания счетов, а также по вопросам, возникающим в процессе взаимодействия Казначейства со своими клиентами.
Несколько счетов — одному участнику бюджетного процесса
В отличие от прежней Инструкции, содержащей общее понятие лицевых счетов для учета операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета, новый Порядок в первом своем пункте детально конкретизирует, для учета каких операций он разработан. Также он предусматривает новый перечень лицевых счетов, которые могут быть открыты органами Федерального казначейства для осуществления этих операций с 1 января 2009 г. Их будет 11:1) лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
2) лицевой счет бюджета;
3) лицевой счет получателя бюджетных средств;
4) лицевой счет администратора доходов бюджета;
5) лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения;
6) лицевой счет главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
7) лицевой счет главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
8) лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;
9) лицевой счет администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;
10) лицевой счет иного получателя бюджетных средств;
11) лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Из приведенного выше списка очевидно, что виды лицевых счетов, которые с нового года будут открываться участникам бюджетного процесса, зависят от их полномочий.
Еще одной яркой отличительной особенностью стало отсутствие в Порядке правила о том, что каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет соответствующего вида. Наоборот, исходя из положений пунктов 2.4–2.5 Порядка можно предположить, что одному и тому же участнику бюджетного процесса может быть открыто несколько лицевых счетов. Например, несколько счетов — администратору доходов бюджета или несколько лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (п. 2.4: администратору доходов бюджета открываются отдельные счета для учета операций по администрированию доходов соответствующего бюджета; п. 2.5: получателю бюджетных средств могут быть открыты лицевые счета для учета операций по каждому переданному полномочию).
Вместе с тем о том, каким именно образом на практике будет реализовано данное положение, остается пока только догадываться, поскольку при буквальном прочтении данных статей можно предположить уже в начале 2009 г. увеличение количества лицевых счетов, открываемых территориальными органами Федерального казначейства, в десятки и даже сотни раз, что навряд ли подразумевали разработчики Приказа № 7н.
В тоже время данное предположение нельзя отнести к другим видам лицевых счетов. Например, в новом Порядке ничего не говорится о возможности открытия нескольких лицевых счетов получателю бюджетных средств. Следовательно, счет будет один, но на нем отдельно будут отражаться операции по различным видам поступающих средств, например по средствам, полученным из соответствующего бюджета, по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, и, допустим, по средствам на осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Новое в открытии, переоформлении и закрытии лицевых счетов
Что касается перечня документов, представляемых для открытия лицевых счетов, то существенных изменений он не претерпел. Участник бюджетного процесса для открытия лицевого счета любого вида должен в обязательном порядке представить два документа: заявление на открытие лицевого счета и карточку образцов подписей по формам, предусмотренным самим Порядком. Остальные документы, которые должен представить клиент для открытия счета и формирования «дела клиента» (термин заменил ранее существовавшее понятие «юридическое дело клиента»), зависят от вида открываемого счета.Новым и очень существенным положительным моментом в Порядке является и то обстоятельство, что теперь нормативно закреплено, какие реквизиты документов, представляемых для открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов, проверяют сотрудники органов Федерального казначейства (начиная от формы документа и заканчивая форматом указания даты документа). Причем из содержания самого Порядка следует, что перечни таких реквизитов являются закрытыми и не подлежат расширительному толкованию. Данное обстоятельство позволит, во-первых, достичь единообразия в толковании норм Порядка самими органами Федерального казначейства при осуществлении функций по казначейскому обслуживанию участников бюджетного процесса, а во-вторых, в случае возврата пакета документов, не соответствующих установленным требованиям, подготовить мотивированный отказ со ссылкой на конкретную норму права. Также, несомненно, регламентированным новшеством стало и правило о недопущении присутствия исправлений в представляемых в органы Федерального казначейства документах.
Резюме
Новый Порядок получился достаточно интересным. Тем не менее рассчитывать на то, что с введением его в действие вопросов, касающихся открытия и ведения лицевых счетов органами Федерального казначейства, станет меньше, не приходится, поскольку в процессе его применения обязательно возникнут нюансы, которые потребуют дополнительного уточнения и нормативного закрепления.Остается только надеяться, что благодаря совместным слаженным действиям Федерального казначейства и его территориальных органов в начале 2009 г. все участники бюджетного процесса смогут в кратчайшие сроки, руководствуясь Порядком, оформить новые счета в органах Федерального казначейства и все финансовые ресурсы, размещенные на этих счетах, направить на эффективное выполнение своих государственных полномочий.