Версия для печати 5361 Материалы по теме
олейник
Проблемы, с которыми сталкиваются малые и средние города России, очень похожи — словно под копирку написаны. Поэтому, чтобы эффективно решать все насущные вопросы, делиться опытом и наработками, была создана Ассоциация малых и средних городов России. О деятельности этого объединения, об успехах и планах рассказала директор ассоциации Любовь ОЛЕЙНИК.

— Любовь Васильевна, что послужило причиной для создания Ассоциации малых и средних городов России? Ведь в тот момент в стране уже существовал Союз малых городов Российской Федерации.
— История создания ассоциации неразрывно связана с учреждением в 1998 г. Конгресса муниципальных образований РФ. В новую организацию вошли все муниципальные объединения, существовавшие на тот момент: Союз российских городов, Союз сибирских городов и т. д. А вот Союз малых городов Российской Федерации категорически отказался входить в новое объединение. Поскольку предполагалось, что в Конгрессе должны быть представлены все типы муниципальных образований, то Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и сам Конгресс муниципальных образований РФ выступили с предложением создать новую организацию, которая бы представляла интересы малых и средних городов России. В связи с этим был инициирован выход многих малых городов России из Союза и объединение их в Ассоциацию малых и средних городов России.
Следует сказать, что на момент создания ассоциации (2000 г.) надобность в ней была огромная, поскольку лоббирование интересов местного самоуправления на федеральном уровне просто необходимо. Наша огромная страна поделена на муниципальные образования, которые очень разнятся по территории, по числу жителей и,  самое главное, по экономическим и финансовым возможностям. Так, возьмем Новосибирск, который, кстати, признан самым благоустроенным городом России, и какой-нибудь районный городок. Без сомнения, их возможности и интересы абсолютно разные. Первый — это современный город с развитой инфраструктурой, с хорошим бюджетом, второй же — с дефицитным бюджетом, которому нужно придумать, где взять средства, квалифицированные кадры и т. д. для решения самых насущных проблем. Естественно, такому городу и ему подобным как воздух необходима организация, которая бы озвучивала их проблемы и доносила до федеральных властей. Конгресс, который собирается на сессию два раза в год, не имеет возможности не то что рассмотреть и обсудить все вопросы и проблемы, стоящие перед местным самоуправлением, а даже их обозначить. Тогда как у таких ассоциаций, как наша, есть реальный потенциал для более детального обсуждения и проработки возникших вопросов.
Кроме того, по уставу мы обязаны не только вскрывать и озвучивать возникающие проблемы, но и учить муниципальный актив. Вспомним, что местное самоуправление как социальный институт создавалось с «чистого листа». В систему пришли кадры, которые не только не имели необходимого опыта, но даже плохо понимали идею самоуправления. Поэтому необходимость в знаниях была колоссальной, а система учебы на местах зарождалась с трудом. Нужна была организация, которая бы взяла на себя обучающую функцию. Кстати, это стало еще одной причиной для создания нашей ассоциации.

–А сейчас, когда система подготовки кадров более или менее прорисована, какое место занимает в деятельности ассоциации просветительская работа?
— Да, действительно, сегодня в регионах уже выстроена система подготовки муниципальных кадров, которая успешно действует. Тем не менее образовательное направление в ассоциации сохранено и до сих пор востребовано. Мы проводим семинары, на которые собираются люди из самых разных городов и районов России, ведь темы наших занятий не придуманы искусственно, они продиктованы жизнью. Возьмем, к примеру, принятие новых законодательных актов. Как только был опубликован Закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», нам начали звонить из муниципалитетов и задавать многочисленные вопросы по данному документу. Особенно много было звонков по поводу того, что новый закон не предусматривал квалификационные разряды для муниципальных служащих. То есть прежняя ст. 9 «Квалификационные разряды муниципальных служащих» в Федеральном законе № 25-ФЗ отсутствовала. Отмена разрядов могла в перспективе негативно повлиять на эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления.
К тому же это связано не только с престижем, но и с материальным вопросом. А, как гласит Конституция, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В ряде регионов попытались разрешить проблему своими законодательными актами, но прокуратура на местах начала быстро реагировать и опротестовывать данные положения.
К нам стали поступать предложения, причем не только от муниципалов, но и от директоров департаментов, занимающихся вопросами самоуправления, о проведении мероприятия, посвященного новому закону. Мы вняли просьбам звонивших и провели цикл соответствующих семинаров, на которые приглашались руководители департаментов региональных администраций и представители муниципалитетов.
Кроме того, вопрос об отмене квалификационных разрядов мы подняли и на общем собрании ассоциации. Мы заслушали выступления представителей Министерства регионального развития, членов ассоциации, после чего выработали рекомендации по данному вопросу и оформили их как официальное решение собрания, которое разослали во все заинтересованные структуры. Надо сказать, что наши усилия не прошли даром. В ноябре президент подписал Федеральный закон № 219-ФЗ, который дополнил главу 2 Закона № 25-ФЗ статьей 9.1 «Классные чины муниципальных служащих». Эта статья дает право субъектам РФ своими законодательными актами вводить классные чины для муниципальных служащих и устанавливать порядок их присвоения.
Еще один пример того, что сама жизнь диктует нам темы семинаров. В прошлом году вступила в силу ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в части внесения изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Положением этой статьи предусмотрено, что в случае отсутствия в поселении нотариуса право совершать ряд нотариальных действий имеет глава местной администрации поселения или специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. Однако перед главами администраций встала проблема: а как, собственно, проводить эти нотариальные действия? Когда-то сельские советы этим занимались, но сегодня кадры давно поменялись, и у ныне работающих сотрудников местных администраций нет соответствующих знаний и практики. Члены нашей ассоциации обратились к нам с просьбой организовать семинар. Желающих попасть на мероприятие было так много, что нам пришлось организовывать целый цикл семинаров.
Кроме того, мы проводим курсы по повышению квалификации для муниципальных служащих. Ведь положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-ФЗ) обязывает их через каждые три года проходить переподготовку. Все учебные мероприятия мы проводим совместно с нашими партнерами: Российским государственным социальным университетом (РГСУ), Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской правовой академией Министерства юстиции РФ, приглашаем преподавателей из Академии государственной службы при Президенте РФ, Независимого института выборов, Федеральных органов государственной власти.

— Ассоциация малых и средних городов России  — это своего рода площадка для обмена эффективным опытом работы муниципальных образований и мониторинга законодательной и правоприменительной деятельности в сфере местного самоуправления. Расскажите о деятельности Ассоциации в этом ракурсе.
— Бесспорно, законодательной и правоприменительной деятельности мы отводим очень большую роль. Во-первых, потому, что участие в разработке и подготовке законодательных и других нормативных актов федерального уровня, касающихся интересов местного самоуправления, — одна из целей ассоциации, во-вторых, мы, как никто другой, в курсе проблем, с которыми приходится сталкиваться муниципалам. Ведь мы находимся в постоянном прямом общении с ними и нам намного легче обозначить проблемную тему и информировать о ней правительство, профильные министерства, администрацию президента, Государственную Думу и Совет Федерации.
Так, за последние годы ассоциация внесла целый ряд предложений по изменениям и дополнениям в федеральные законы. В том числе по разграничению полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти, по распределению средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Нами инициировались поправки к Налоговому  и Бюджетному кодексам и т. д. Мы принимали активное участие в обсуждении поправок к Федеральному закону №131-ФЗ, которые были внесены Правительством РФ. К нам обратился заместитель министра регионального развития с заданием изучить и проанализировать готовящиеся изменения названного закона. Мы разослали по всей своей базе (не только членам ассоциации) предложения правительства по изменению Федерального закона № 131-ФЗ. Все поступившие предложения и замечания мы обработали и отправили в министерство и профильный комитет Государственной Думы.
По такому же принципу мы проводили электронный опрос-обсуждение проекта «Перечня дополнительных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Этот документ был разработан Департаментом по мониторингу и оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ Минрегионразвития в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607. Поскольку всем муниципальным образованиям предстоит работать с этим документом, опрос прошел активно. Все поступившие предложения мы отправили в Минрегионразвития, где они и были учтены. После выхода распоряжения Правительства РФ № 1313-р, которое утвердило Перечень дополнительных показателей, мы провели семинар, посвященный именно этой теме.

— Работа ассоциации связана еще с одним примечательным событием. Это  Первый национальный инвестиционный Форум «Муниципальная Россия — 2008». Вы выступили инициатором проведения данного мероприятия. Расскажите, как возникла данная идея?
— Да, действительно, ассоциация выступила одним из инициаторов проведения Первого национального инвестиционного Форума «Муниципальная Россия — 2008». Идея форума зародилась на Урале. Там проводился местный региональный форум, на который стали приезжать участники из других регионов. Но, согласитесь, добираться на Урал не очень удобно, поэтому было предложено организовать данное мероприятие на всероссийском уровне в Москве. Наша ассоциация поддержала эту идею и сделала все возможное, чтобы воплотить ее в жизнь, поскольку мы считаем, что такой форум чрезвычайно важен для небольших городов. Если говорить о крупных городах, то они могут позволить себе участвовать и в Сочинском, и в Краснодарском, и в заграничных инвестиционных форумах. Малым городам негде было представлять свои возможности потенциальным инвесторам за границами субъектов Федерации. Форум «Муниципальная Россия» исправил ситуацию. И мы очень надеемся, что это мероприятие станет ежегодным.
А в качестве примечательного события я бы назвала еще и выход постатейного справочника с комментариями к Федеральному закону № 131-ФЗ. В октябре прошлого года Минрегионразвития проводило конкурс по реализации федеральной целевой программы поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В рамках этого мероприятия было несколько направлений, в частности, наш основной партнер — Агентство муниципального развития — выиграл конкурс на подготовку справочника. Ассоциация стала соисполнителем этого проекта. В декабре справочник был готов и разослан во все субъекты Федерации и научные библиотеки России. Кроме того, к справочнику прилагается электронная версия издания, так что теперь каждое муниципальное образование имеет возможность познакомиться с комментариями к Федеральному закону № 131-ФЗ.

— Своим появлением Ассоциация малых и средних городов России обязана в том числе инициативе, проявленной Конгрессом муниципальных образований Российской Федерации. Но сегодня того конгресса нет, а действует новое объединение — Общероссийский конгресс муниципальных образований. Расскажите, как складывается сотрудничество с новым конгрессом?
— Действительно, в связи с вступлением в полную силу Федерального закона № 131–ФЗ был организован новый Общероссийский конгресс муниципальных образований. Наша ассоциация вошла в новое объединение и продолжает активно работать с ним. Президент ассоциации В. Ю. Перешеин является членом президиума нового конгресса.
Сегодня в конгрессе ведется работа по созданию палат по типам муниципальных образований. Будут созданы палата городских поселений, палата городских округов, палата сельских поселений и т. д. Предварительная работа по созданию этих палат была поручена отдельным ассоциациям. В частности, наша ассоциация работала над организацией палаты городских поселений. Мы создавали организационную группу, которую возглавил глава города Шадринск Курганской области Алексей Геннадьевич Кокорин. Группа подготовила все необходимые учредительные документы, разработала регламент. Кроме того, были разосланы в городские поселения предложения о вхождении в палату. Да и сейчас мы помогаем конгрессу по возникающим вопросам.
К слову, я глубоко убеждена, что все муниципальные ассоциации должны сотрудничать и по возможности помогать друг другу, ведь каждое из объединений работает в каком-то своем направлении, а задача Общероссийского конгресса свести деятельность ассоциаций воедино.

Материал подготовила Ольга ГОРШЕНИНА
Поделиться