Версия для печати 11065 Материалы по теме
трунова
В последние несколько лет тема формирования кластеров стала одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Попробуем выделить наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с применением кластерного подхода в стратегических документах.
Наталья ТРУНОВА, руководитель проектного направления фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”»

Кластерами принято называть группу производственных предприятий (цепочку потребителей и поставщиков), выпускающих какой-либо товар или группу товаров и локализованную на определенной территории. При этом крайне важна ориентация на определенного типа товарную группу. Например, на юге России однозначно формируется зерно-масличный, но не агропромышленный кластер. Как правило, «общеотраслевая» установка не позволяет реализовать впоследствии конкретные действия по поддержке кластера.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предлагается «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6–8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий». Отмечу, что документ не объясняет, почему должно быть создано всего 6–8 кластеров, а также какова будет их секторальная принадлежность.
Развитие тех или иных кластеров часто фигурирует в качестве приоритетов и в региональных стратегиях социально-экономического развития.
Ряд регионов приняли отдельные программы развития кластеров или создали организационные структуры по их развитию. Так, в Новосибирской области разработаны и приняты меры по развитию биофармакологического кластера, в Пензенской области принята концепция программы развития лесного кластера и т. д.

Проблемы и их решения

Можно выделить целый ряд проблемных зон, связанных с использованием кластерного подхода в России. В первую очередь это отсутствие оценки рынка потенциального кластера. При использовании кластерного подхода акцент должен быть сделан не на существующей системе организации производства (что, безусловно, важно, но в современных условиях не является определяющим), а на анализе рынков, на которых позиционированы предприятия того или иного территориального образования. Кластерный подход позволяет очертить границы рынков, на которых присутствуют хозяйствующие субъекты, а также определить позицию территориального образования (города, региона и т. д.) на этих рынках. Именно рынок — его масштаб, товарная, территориальная и корпоративная структура — задает требования к организации производства на территории.
Неточная оценка рынка или его границ приводит к ошибочным решениям и действиям региональных или муниципальных властей. Наиболее типичными ошибками являются ограничение границ кластера границами субъекта Федерации (или группы муниципальных образований), что для ряда кластеров (например, лесного кластера на Северо-Западе России, охватывающего более пяти субъектов Федерации, зерно-масличного кластера Юга России, центром которого являются три региона: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края) является неприемлемым. Необходимо отметить, что межрегиональный характер многих кластеров требует кооперации и синхронизации действий органов власти нескольких субъектов Федерации (кадровая политика, размещение производственных объектов, реализация инфраструктурных проектов и т. д.). Тем не менее в России пока наблюдается крайне слабый уровень кооперации. До сих пор органы региональной власти продолжают действовать, руководствуясь скорее логикой конкуренции друг с другом за инвестиционные, человеческие и прочие ресурсы.
Вторая проблема — игнорирование «коммуникативной» природы кластера. Одна из сильных сторон кластерного подхода заключается в том, что он позволяет вычленять корпоративную структуру (основных игроков) того или иного сектора, а также сформировать потенциальную систему партнерств, которая необходима для развития кластера. При этом крайне важна установка, с одной стороны, на развитие конкуренции между компаниями-поставщиками, а с другой — на кооперацию между потребителями и поставщиками в рамках одной технологической цепочки.
В качестве еще одной проблемы следует упомянуть абсолютизацию той или иной схемы кластера. Необходимо отметить, что кластерный подход — это прежде всего инструмент аналитический. Поэтому в зависимости от аналитической задачи может применяться разная схематизация потенциального кластера. К наиболее часто применяемым схемам кластера относятся:
  • этапно-структурная, которая фиксирует развитие структуры кластера в динамике. Основная задача этапно-структурной схемы — определить новые элементы в структуре кластера, которые должны появиться для его развития;
  • производственно-техно­логи­ческая, которая фиксирует этапы базового производственно-технологического процесса в кластере, поддерживающие производства и основные инфраструктуры. Данная схема используется, когда необходимо показать взаимосвязи внутри кластера, а также вычленить уже существующие проблемные места;
  • проблемная, фиксирующая разрывы между потенциально возможным устройством кластера и существующей ситуацией, или внешние вызовы, которые могут повлиять на развитие потенциального кластера.
Существует еще ряд схем, которые также принадлежат к арсеналу кластерного подхода и могут применяться в исследовании и проектировании кластеров. Абсолютизация той или иной схемы приводит к снижению эффективности использования самого подхода, так как существенно ограничивает его возможности.
Наконец, наиболее очевидная проблема — отсутствие конкретных действий по развитию кластера, которые должны быть реализованы региональными органами исполнительной власти и другими заинтересованными сторонами.

Набор инструментов, необходимых для формирования кластера

Можно выделить следующий набор инструментов, который минимально необходим для формирования кластера:
  • организационно-ком­муника­тивные, предполагающие образование субъекта развития кластера (организация деятельности ассоциации, которая бы отстаивала интересы сектора, проводила научно-технологические и маркетинговые исследования в интересах членов ассоциации) и развитие коммуникативной среды (например, проведение конференций поставщиков). При этом необходимо отметить, что органы исполнительной власти могут использовать лишь косвенные меры реализации этого инструмента: без активного участия бизнеса (и наличия лидеров, которые заинтересованы в существовании такого рода организаций) невозможно реализовать данный тип инструментария;
  • инвестиционные, которые предполагают создание производственной, инженерной или любой другой инфраструктуры, необходимой для формирования кластера. Уровень влияния органов исполнительной власти на реализацию данного типа инструментов по сравнению с предыдущим гораздо выше. При этом действия органов исполнительной власти могут быть направлены как на реализацию отдельных инвестиционных проектов (например, формирование системы производственных парков под определенный тип специализации, как это было сделано в г. Санкт-Петербурге и Калужской области, где развиваются кластеры автосборки и производства автокомпонентов; или формирование технологического парка, который предназначен для разработки и внедрения новых технологий, как это сделано в Кемеровской области, где создан технопарк в сфере горной техники), так и на привлечение инвесторов для реализации определенного типа проектов;
  • организационно-правовые, которые предполагают разработку нормативно-правовой базы и поддерживающих программ (кадровых, информационных, маркетинговых и т. д.).
Типичной ошибкой является смена приоритетов в выборе и использовании инструментария: на первое место в разрабатываемых проектах ставятся как раз организационно-правовые инструменты, результативность которых без использования других двух крайне низка.
В заключение хотелось бы отметить, что кластерный подход не является панацеей от всех бед и эффективность его использования зависит от многих факторов. Наиболее значимым из них является готовность региональных властей (как квалификационная, так и политическая) выстраивать плодотворное взаимодействие с бизнесом, муниципальными образованиями и, что самое сложное, с партнерами, которые находятся за пределами регионов: другими субъектами Федерации, предпринимателями, научно-исследовательскими институтами и т. д. Если такая готовность отсутствует, то любые аналитические схемы и разработки остаются на бумаге.
Поделиться