Версия для печати 5758 Материалы по теме
цыплакова
«Искусство не дешевеет», — утверждают эксперты арт-рынка. Уверовав в это, многие наши соотечественники стали рассматривать искусство как инструмент для инвестирования свободных средств. А если есть спрос, рождается и предложение. Оно выразилось в появлении многочисленных коммерческих галерей, которые начали торговать востребованным антиквариатом и произведениями живописи. Что сегодня представляет собой частная галерея? Об этом мы беседуем с директором галереи «Арт Прима» Анастасией ЦЫПЛАКОВОЙ.

— Анастасия Александровна, если раньше под словосочетанием «картинная галерея» подразумевались не иначе как Третьяковская, Вологодская, Тверская или, допустим, Курская, а также государственные музеи, например, Пушкинский, то сегодня ассоциативный ряд несколько изменился. Многие современную галерею представляют не иначе как «частной лавочкой» для продажи художественного товара, где сотрудники отлично знают цену работы, зато не могут вспомнить, кто же, собственно, ее автор…
— Конечно, такие «лавочки» встречаются, но существуют и галереи, где действительно кипит художественная жизнь. Многие современные галереи — это, несомненно, больше чем просто место, где заключаются сделки по продаже / покупке картин и прочих предметов искусства. Галерея — это место встречи художника и его работ со зрителями и почитателями. Место, где любой посетитель, решивший приобщиться к искусству или стать коллекционером, имеет шанс найти «проводника» (квалифицированного консультанта — галериста) в волшебный мир живописи. И, наконец, современные галереи пропагандируют искусство, то есть, выражаясь современным языком, делают художникам промоушн. Какое именно искусство? Является ли искусством то, что популяризирует та или иная современная галерея? Это уже другой вопрос.

—  «…галереи пропагандируют искусство»… И каковы же основные средства пропаганды?

— Издание каталогов выставок, альбомов работ художников, написание исследовательских статей и, конечно же, выставки. Вот основные ресурсы, с помощью которых галереи продвигают в массы выбранное ими художественное направление. Я считаю, что картины надо показывать. Картины приобретают свою ценность, свой смыл, лишь когда выставляются. Именно тогда они находят своего зрителя — критиков и поклонников, вдохновляют художников и радуют любителей искусства, передают свою особую энергетику. Одним словом, начинают жить по-настоящему. Поэтому, когда создавалась галерея «Арт Прима», мы изначально знали, что будем не просто формировать коллекцию как собрание картин, объединенных одной идеей, но и совмещать деловую и культурно-социальную деятельность, цель которых — популяризация наследия русской реалистической школы живописи.
Большое внимание мы уделяем издательской деятельности. На нашем счету уже семь альбомов. Два из них были приурочены к нашим выставкам «Образ родины» и «Романтики реализма». Сейчас работаем над воплощением интересной идеи: снимаем небольшие фильмы о наших художниках. В каждом из них рассказываем о творческом пути художника, его работах и предоставляем слово непосредственно герою фильма. Первые мини-фильмы были сняты к выставке «Образ Родины». И когда мы показывали их посетителям выставки, то поняли, что наша задумка вызвала большой интерес у людей. Ведь купить альбом с работами любимого художника за 2000 рублей пенсионеру или студенту очень накладно, а вот приобрести диск за 200 рублей могут позволить себе и те и другие.

— Да, на самом деле выставка русской пейзажной живописи XIX–XXI веков «Образ Родины» и выставка «Романтики реализма» — очень интересные проекты. А как возникла идея их проведения?

— «Образ Родины» — всероссийская выставка, которую Союз художников России проводил в разные годы в Кирове, Орле, Вологде. И у нас возникла идея: а почему бы такую выставку не показать в Москве? Этот проект давал уникальную возможность представить русскую реалистическую школу в развитии. У наших соотечественников сложился некий шаблон: Шишкин, Айвазовский, Левитан, Суриков — это наше все, наша история, гордость. Безусловно так, но имена не только этих знаменитых мастеров украшают собрания музеев, где представлена русская живопись. Есть много художников, которые тоже внесли огромный вклад в развитие русской школы. Но вот оценить качество современной живописи и сказать, хорошо это написано или плохо, очень трудно. А когда в одном выставочном пространстве висит, например, пейзаж Саврасова или Куинджи, а рядом пейзаж Абакумова или Страхова, понять, кто есть кто, намного легче. И надо сказать, что работы современных художников не только выдерживают сравнение с великими образцами классиков, но и встают в один ряд с ними.
Выставка «Романтики реализма» явилась неким продолжением выставки «Образ Родины». И задача этого проекта созвучна с целью выставки «Образ Родины»: вернуть в нашу культурную жизнь замечательное направление русской реалистической традиции — романтический реализм.

— Анастасия Александровна, на благо искусства вы трудитесь исключительно в силу своих возможностей или удается заручиться поддержкой, например, Союза художников России, государственных музеев, представителей власти? Есть ли связь с региональными художественными объединениями?
— Мы молоды и поэтому еще только зарабатываем авторитет и надеемся на сотрудничество. Хотя в нашем арсенале уже кое-что имеется. Наша выставка «Образ Родины» — пример успешного сотрудничества государственных, коммерческих и частных структур. Ведь «Образ Родины» был представлен пейзажами русских художников и из собрания нашей галереи, и из частных коллекций, и из фондов Союза художников России и Вологодской областной картинной галереи.
К тому же выставка проходила в Центральном доме художника, а, как известно, выставочные площади там очень дороги, но нам ЦДХ сделал хорошую скидку на аренду залов, оценив высокий уровень нашей выставки. И надо сказать, наши коллеги не прогадали: выставка прошла с большим успехом — за 10 дней ЦДХ продал билеты более чем 25 000 посетителей.
Что касается сотрудничества с региональными художественными объединениями, пока мы плотно работаем лишь с Вологодской областной картинной галереей. Но мы готовы участвовать в интересных художественных проектах, приглашать к сотрудничеству региональные галереи, музеи.
Сейчас Союз художников России готовится к проведению всероссийской выставки «Россия». Она проходит раз в пять лет и ей предшествуют зональные выставки — своего рода региональные отборочные туры. На них выбираются лучшие работы, которые и будут выставляться в Москве. Художники, с которыми мы сотрудничаем, будут участвовать в этом проекте, и многие работы пойдут из собрания нашей галереи, поскольку мы собираем в свою коллекцию только лучшие произведения современных мастеров, сохраняющих русскую реалистическую традицию в живописи.

— В отличие от многих современных галерей, пропагандирующих модное актуальное искусство, Арт Прима знакомит своих посетителей с работами живописцев из группы творческого объединения «Романтики реализма». Почему выбрано именно это направление и эти имена?

— Действительно, основная часть собрания нашей галереи (помимо картин Сурикова, Репина, Коровина) представлена работами 14 художников — продолжателей реалистической традиции в живописи. Это замечательные мастера: Никита Федосов, Вячеслав Забелин, Владимир Щербаков, Владимир Телин, Михаил Абакумов, Сергей Гавриляченко, Юрий Грищенко, Николай Зайцев, Игорь Орлов, Геннадий Пасько, Валерий Полотнов, Валерий Страхов, Алексей Суховецкий и Александр Цыплаков.
Вы спрашиваете, почему именно романтический реализм, а не «актуальщики»? Дело в том, что «актуальное искусство» очень трудно назвать искусством. Это может быть все что угодно: какое-то социальное проявление, протест, дань моде, желание попасть в струю, но не больше. Искусство — это всегда виртуозное владение ремеслом, умение верно написать картину. И существуют абсолютно четкие объективные параметры, с помощью которых можно оценить, насколько хорошо сделана работа:  выдержал ли художник тональное и колористическое единство, рождает ли его работа ощущение цельности и поэтичности. В актуальном же искусстве мы не можем определить, хорошо или плохо сделаны, например, два пореза на холсте. Мы можем лишь сказать, нравится нам это или не нравится, понятен нам замысел художника или, увы, нет.
В актуальном искусстве художники продают идею, а во что она облачена — дело десятое. Современное актуальное искусство поверхностное и устаревает, как газета. Сегодня купили, прочитали — завтра забыли и выбросили. А истинное искусство живет в любой атмосфере, в любой среде и с годами становится более ценным. Это первая причина, по которой мы не работаем с актуальным искусством. Вторая: художники, которых представляет галерея «Арт Прима», являются уникальными носителями традиций русской школы живописи. Школы, какой нет ни в одной стране мира. К тому же в традиционной живописи особенно важную роль играет преемственность поколений живописцев. Учитель передает своему ученику все секреты мастерства, формирует его творческое мировоззрение. Так вот, преемственность художников, с которыми работаем мы, очень четко прослеживается. Так, С. А Гавриляченко учился у В. Г. Цыплакова, он в свою очередь учился у И. И. Машкова и А. А. Осмеркина,  те в свою очередь у К. А. Коровина и И. И. Левитана, а Левитан у А. К. Саврасова. Как видим, связь эта очень сильна и уходит к классикам русского реализма.
Кроме того, живописцы, которых представляет наша галерея, люди высокого искусства, у них есть лишь одна задача: реализовать свой талант. Закрываясь в мастерской, они прежде всего думают о том, как создать красоту образа, а не о том, как стать конъюнктурными и написать продаваемую работу.
Многие считают, что реализм как направление отжил свое. Все, что можно было сказать, уже сказано. Но художники, с которыми мы работаем, считают иначе: несмотря на строгие каноны, дальнейшее развитие возможно. Творчеству эти люди отдают всю свою жизнь. На такой подвиг способны единицы — настоящие романтики, преданные искусству как служению Красоте, и, безусловно, это будет оценено. Существует психологический феномен: запоминается то, что было в начале и то, что в конце. Так вот: наши потомки будут помнить Сурикова, Левитана и запомнят художников конца XX века — Романтиков реализма, потому что после них художники такого уровня вряд ли будут,  несмотря на то что многие из живописцев преподают и имеют учеников.

— Очень часто картины сравнивают с акциями. И те и другие можно покупать и продавать. Но вот чтобы заработать на инвестициях в искусство, как и в ценные бумаги, нужен определенный багаж знаний. Так какие же знания нужны начинающему коллекционеру-инвестору?
— Инвестиции в искусство — это один из самых сложных секторов денежных вложений. Помимо понимания каких-то финансовых процессов нужно знать искусство. Если человек не приложит усилий для того, чтобы разобраться, во что он намеревается вкладывать деньги, то успех маловероятен. Это как финансовые пирамиды. Все слышали и верили строителям «пирамид», но никто не понимал и не хотел разбираться: а за счет чего, собственно, вкладчики будут получать обещанные золотые горы? Так и в искусстве. Нужно приложить усилия, чтобы разобраться: что стоят картины того или другого художника и стоят ли они вообще что-нибудь?
Человеку, который решил инвестировать в картины, нужно сначала приобщиться к искусству, стать завсегдатаем выставок, биеннале, аукционов. Человек должен научиться видеть, качественно сделана вещь или нет. Кстати, совет начинающим: если знакомиться с работами художников можно и по альбомам, и по фотографиям, размещенным в Интернете, то выбирать вещь нужно обязательно вживую. Если уже есть картина, привлекшая внимание, то подвергнуть «изучению» следует автора работы. Стоит обратить внимание на то, есть ли у него художественное образование, у кого он учился, с кем работал, с кем и где выставлялся — является ли он профессионалом? Ведь, как я уже говорила, в живописи преемственность играет важную роль.
Поскольку покупка картин — это вложение денег, то приобретать первую попавшуюся на глаза работу не стоит. Нужно походить по галереям, присмотреться, прицениться, посоветоваться со специалистами. Но в то же время, если вы набрели на стоящую вещь, тянуть время, ожидая лучших условий, не надо. Картины все-таки не акции: хороших, талантливых работ не так много. По крайней мере их всегда меньше, чем желающих купить.
Ну и, конечно, покупая картину, человек должен думать прежде всего не о том, подорожает ли в будущем его приобретение, а о том, нравится оно или не нравится, приносит ли картина радость. Это первоначальное условие покупки. Хорошая картина не только служит украшением интерьера, она создает атмосферу, дарит позитивные эмоции, поэтому ее созерцание должно доставлять удовольствие каждый день, при любом освещении и при любом настроении.

— Анастасия Александровна, где лучше покупать картины: непосредственно у художника или все-таки стоит это делать через посредников?

— Конечно же, лучше покупать картины непосредственно у художника. Тогда будет  больше шансов приобрести хорошую законченную вещь. Но это правило работает только для знающих покупателей. Ведь художник всегда видит, кто к нему пришел: профессионал или любитель. Он может предложить сначала не лучшую работу по самой высокой цене. Любитель может клюнуть на эту удочку, профессионал вряд ли.
Поэтому начинающим лучше покупать работы в галереях, где идет серьезный отбор работ. Например, если человек приобретает картину в нашей галерее, он может быть уверен в том, что картина прошла многоступенчатую «селекцию».

— Инвесторы фондового рынка вот уже который месяц пребывают в ожидании: «Ну когда же покажется дно?» — чтобы начать вкладывать средства. А что делать сейчас тем, кто решил стать участником арт-рынка?

— Несмотря на частые сравнения арт- и фондового рынков, стратегии, которые работают на фондовом рынке, неприемлемы для инвестирования в искусство. Что касается сегодняшней ситуации, то сейчас самое время вкладываться в арт-рынок. Ждать дна в нашем сегменте не стоит. Я повторюсь: картины не акции, их не сотни и не тысячи, если появилась одна хорошая работа, то она не замедлит найти своего покупателя.

Материал подготовлен Ольгой Горшениной
Поделиться